В своем слове по окончании молебна о. Кирилл отметил, что, несмотря на то, что множество новопостроенных и отреставрированных храмов в Москве были расписаны в каноническом стиле, в этой сфере сохраняются большие проблемы. Особое внимание было обращено на то, как западное влияние через Малороссию и Польшу проникало в сферу церковной иконописи. «Юго-Западная Русь, уже сама зараженная Западом, заразила болезнями западничества и Русскую Церковь. На Русь широкой волной шли произведения западного религиозного искусства, а также копии, прориси, гравюры с западных оригиналов. Русские мастера широко используют этот материал при росписи храмов, заимствуя целые композиции». Особенно интенсивно этот процесс шел после реформы Патриарха Никона. Целостный соборный опыт Церкви распадается на индивидуальное восприятие художников».
Князь Евгений Трубецкой в своих очерках о русской иконе «Умозрение в красках» писал: «Нет ни малейшего сомнения в том, что эта иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того мы имеем в нём одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства». «Её символический язык непонятен сытой плоти, недоступен сердцу, полному мечтой о материальном благополучии. Но он становится жизнью, когда рушится эта мечта, и у людей разверзается бездна под ногами». Святитель Игнатий Брянчанинов называл живописные росписи в наших храмах «западным струпом на православном храме». Святитель писал, что «в западных изображениях нет ничего божественного, они не дают никакого откровения, никакого духовного познания».