Примечательно, что тогда же имя Николая Чудотворца прочно увязалось с державным строительством на Руси, ибо церковь эта была построена на могиле князя Аскольда. Согласно преданию, братья князья Аскольд и Дир, убиенные Олегом, после одного из походов на Византию, когда их набег был отражен чудесной помощью Божией Матери православным грекам, приняли крещение, и Аскольд получил имя Николай в честь Святителя. Таким образом, первый русский христианин-князь носил имя великого Угодника Божия. Николай - первое христианское имя на Руси. В 1866 г. на «Аскольдовой могиле» в Киеве торжественно праздновали 1000-летие крещения князя Аскольда.
Еще один достойный внимания факт нашей истории - первым русским князем принявшем иночество был Никола Святоша, Черниговский, Печерский (память 14 (27) октября). Сын Черниговского князя Давида, в миру носивший имя Святослав, был Луцким князем, его дочь была замужем за св. блгв. князем Всеволодом Мстиславичем Новгородским, сыном и внуком Великих Князей Мстислава Великого и Владимира Мономаха. В 1106 г. князь Святослав принял постриг, он подвизался в Киево-Печерской Лавре. Святой князь преставился ко Господу в 14 октября 1143 г.
В дальнейшей истории России Святитель Николай не раз оказывал помощь русским князьям, строителям Державы Российской. Известен пример исцеления Угодником в 1108 г. в Новгороде уже упомянутого отца св. блгв. князя Всеволода Мстиславича Великого Князя Мстислава Владимировича. Однако до XIX в. имя Николай не было распространено среди русских государей. И только в последнее столетие существования Российской Империи два русских Царя были тезоимениты Святителю (Николай Павлович и Царь-Мученик Николай Александрович), носили имена в его честь и многие великие князья.
Великий Угодник Божий был очень любим и русскими православными патриотами начала ХХ столетия. Благодаря усердию ряда правых государственных деятелей и лидеров монархического движения в начале века было начато строительство Подворья и православного храма в итальянском городе Бари, где почивают мощи Святителя. Непосредственное участие в этом деле принимали заместитель председателя Православного Палестинского общества (строительством храма и Подворья занималось Палестинское общество) князь А.А.Ширинский-Шихматов, который возглавлял комиссию по сооружению зданий, и князь Н.Д.Жевахов, руководивший на месте Строительным комитетом. Деятельное участие в подготовке строительства принимал лидер московских монархистов сщмч. протоиерей И.И.Восторгов.
Довольно распространенной в патриотическом движении начала ХХ в., особенно в Союзе Русского Народа, была традиция называть монархические отделы именами почитаемых святых, к чьему небесному заступничеству прибегали союзники. Много было отделов Георгиевских (в память св. Георгия Победоносца), Михайловских (в память Архистратига Божия Михаила), Алексеевских (в память свт. Алексия и в честь Наследника Цесаревича), Гермогеновских (в память свт. Патриарха Гермогена), Серафимовских (в память прп. Серафима Саровского) и, конечно, Николаевских. И святой Угодник Божий и Чудотворец Николай был скорым помощником русским монархистам в их борьбе против революции, о чем есть немало благочестивых преданий.
Сегодня мы вспоминаем павших при обороне Киева от монголо-татарских войск в 1240 г. 5 сентября город был окружен войском хана Батыя. Княживший тогда в Киеве галицко-волынский князь Даниил Романович выехал из города, оставив вместо себя воеводу Дмитрия. Но «остолпила сила татарская», по выражению летописца, так, что киевлянам нельзя было расслышать друг друга от скрипа татарских телег, рева верблюдов, ржания лошадей. Поставленные пороки (стенобитные сооружения) били беспрестанно день и ночь и выбили, наконец, стены, горожане взошли на остаток укреплений и продолжали защищаться.
Дмитрий был ранен, татары овладели и последними стенами, но за ночь жители возвели новые деревянные укрепления вокруг Богородичной (Десятинной) церкви, и кровопролитное сражение возобновилось. Только когда рухнули церковные стены под тяжестью собравшихся на них граждан, татары окончательно овладели Киевом. Батый велел не убивать Дмитрия за его храбрость.
Также сегодня мы вспоминаем богослова и философа протоиерея Федора Федоровича Сидонского (1805-1873) и историка Павла Гавриловича Виноградова (1854-1925).