12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия - Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.
Девятнадцать лет продолжалась борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с сильнейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия. Этому способствовали труды святителя Геннадия по изучению Библии. Поскольку еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд - привести в единый свод исправные списки Священного Писания. До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями - Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола.
Собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из Священных книг, которые нс были им обретены в рукописном предании славянской Библии, и в 1499 году на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке – «Геннадиевская Библия».
Наряду с подготовкой Библии, круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена «Четвертая Новгородская летопись», доведенная до 1496 года, переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Игумен Соловецкого монастыря Досифей, прибывший в Новгород по монастырским делам, несколько лет (с 1491 по 1494) трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для Соловецкого монастыря. По просьбе святителя Досифей написал житие преподобных Зосимы и Савватия.
О высокой духовной жизни и молитвенном вдохновении святителя свидетельствует составленная им в 1497 году молитва к Пресвятой Богородице. Кроме известных посланий архиепископ Геннадий написал церковный «Уставец» и «Предание инокам», живущим по уставу скитского жития. Оставив архипастырское служение, с 1504 года святитель жил на покое в Чудовом монастыре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 года.
Сегодня мы также вспоминаем графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), дипломата, канцлера. Александр Романович рано лишился матери и был заброшен своим суровым отцом – Р.И.Воронцовым, которого современники прозвали «Роман – Большой Карман», так как тот был одним из самых жадных и бесстыдных взяточников своего времени. Воспитывался граф в доме своего дяди-канцлера Михаила Илларионовича.
Дипломатическую карьеру начинал при Императоре Петре III и воцарение Екатерины II встретил несочувственно. Несмотря на награды и другие видимые знаки милости, в начале 1790-х гг. ушел в отставку. Екатерина не удерживала Воронцова, сказав: «Всегда знала, а теперь наипаче ведаю, что его таланты не суть для службы моей; сердце принудить нельзя; права не имею принудить быть усердным ко мне». Лишь с воцарением Императора Александра I Воронцов вернулся к государственным делам. Царь ввел графа в состав Непременного совета, позже он был назначен канцлером, но в 1804 году получил отпуск «на сколько ему угодно», номинально сохраняя за собой управление дипломатическим ведомством.
Отличительной чертой характера Воронцова была твердость. Он никогда не был пешкой в руках фаворитов и временщиков, доставил немало неприятных минут Потёмкину, был лично знаком с Радищевым, помогал его семье, хотя и не разделял его взглядов. Воронцов вел переписку с Вольтером и Д'Аламбером, но был противником революций и ненавидел «жакобитов» (якобинцев).
Сегодня мы вспоминаем известного русского консервативного деятеля, члена Государственного Совета, археолога, историка, почетного члена Академии наук, графа Сергея Дмитриевича Шереметева, скончавшегося в 1918 году.
Он родился 26 ноября 1844 г., происходил из древнего боярского, позже графского рода, был крестником Императора Александра II. Получив домашнее образование, Шереметев, выдержав экзамен в Пажеском корпусе на офицера гвардии; в 1863 г. вступил в службу в Кавалергардский полк. В 1868 г. в чине ротмистра он был назначен адъютантом к Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу (будущему Императору Александру III), вскоре став личным другом будущего Государя. В звании полковника Шереметев принимал участие в Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., был послан парламентером к турецкому главнокомандующему Али-паше.
В 1884 г. граф был произведен в действительные статские советники, долгое время состоял предводителем дворянства Московской губернии, был обер-егермейстером Высочайшего Двора, с 1900 г. член Государственного Совета, входил в его правую группу.
Граф Шереметев также известен как инициатор создания и председатель Общества любителей древней письменности; основатель Общества возрождения древнерусской одежды; председатель Общества ревнителей русской исторического просвещения в память Императора Александра III, председатель Императорской русской Археографической комиссии; председатель Комиссии попечительства о русской иконописи, член-учредитель и вице-председатель Русского генеалогического общества, член Русского исторического общества; действительный член Академии художеств и ряда других российских и иностранных научных обществ. Его перу принадлежит свыше 250 публикаций по истории, генеалогии и культуре России (которые, как правило подписывал не полным именем, а тремя буквами: «Г.С.Ш.». На личные средства граф подготавливал и издавал русские летописи, грамоты, писцовые книги, исторические акты, в том числе рукописи из семейного архива. Шереметев также состоял членом ряда благотворительных организаций.
Политическую позицию Шереметева лучше всего отражают следующие слова: «Россия развилась и создалась самостоятельно, а потому все существенное в ней является самобытным; и Церковь, при всем вселенском ее значении, самобытна, и монархия ее самобытна; самобытно и ее дворянство: оно не чета европейскому потомству рыцарей - детищу феодализма. У нас не было феодализма, не было и замков. Наши замки - монастыри наши, светочи просвещения, двигатели колонизации, рассадники благотворительности... Законодательство наше не может не считаться с этими особенностями нашего самостоятельного развития, с этою самобытностью России». С.Д.Шереметев был членом Русского собрания, а его сын Павел одним из инициаторов создания и первым руководителем Союза Русских Людей.
С приходом к власти большевиков все имущество Шереметевых было «национализировано» - у графа была также конфискована вся переписка, дневники, ценные вещи на 10 млн. руб. золотом. Судя по всему, чекисты намеривались арестовать и самого Шереметева, однако, увидев, что он лежит в постели с гангреной ног, трогать не стали, а через месяц, на 75-м году жизни, граф скончался.
В этот день также скончалась Елизавета Тараканова (1745-1775), «княжна», авантюристка, похищенная графом А.Г.Орловым в Италии и перевезенная в Россию. Утверждавшая, что она является дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Разумовским, Тараканова скончалась в тюремной камере. Предание о ее гибели в Петербурге во время наводнения 1777 года, послужившее сюжетом для известной картины художника К.Д.Флавицкого, не соответствует действительности. «Княжна» (она же девица Франк, госпожа Тремуль и т.д.) умерла от чахотки в Петропавловской крепости.
Сегодня также день памяти поэтессы, переводчицы, почетного члена «Беседы любителей русского слова» Анны Петровны Буниной (1774-1829); художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847); члена Государственного совета, одного из основателей Сельскохозяйственного общества в Москве князя Сергея Ивановича Гагарина (1777-1862); предпринимателя и мецената Павла Михайловича Третьякова (1832-1898); математика, член-корреспондента АН СССР Ивана Ивановича Иванова (1862-1939).
В 1564-65 совместно с Петром Мстиславцем напечатал первые точно датированные русские книги. Вследствие "озлобления... от многих начальник и священноначальник, и учитель" Федоров с Петром Мстиславцем оставил Москву и в 1568-70 издал две книги (вторую уже без своего "клеврета"), в имении Заблудово, которое принадлежало покровителю Православия в Литве гетману Г.А. Ходкевичу.
Когда Ходкевич уже не мог ему более оказывать поддержку, Федоров перебрался во Львов (1572), где организовал собственную типографию и напечатал две первые точно датированные книги.
В 1575-76 гг. Федоров был управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря, находившегося во владениях князя Острожского. Затем в Остроге напечатал новые книги (1578-81). В 1583 г. Федоров возвратился во Львов, занимался литьем пушек и демонстрировал изобретенную им складную пушку в Вене императору Рудольфу. Умер Иван Федоров во Львове, похоронен в Онуфриевском монастыре.
Среди книг, напечатанных Иваном Федоровым: "Апостол-тетр" (1564, с добавлениями - 1574); Часовник (два изд. 1565); Учительное Евангелие (1569); Псалтырь с Часословцем (1570); Азбука (два изд. - 1574, 1578), важный памятник восточнославянской педагогики; Псалтырь и Новый Завет (1580); книжка "Собрание вещей нужнейших" Тимофея Аннича (1580); "Хронология" Андрея Рымши (1581); первая полная славянская Библия, известная как Острожская (1580-81).
Завтра также исполняется 102 года со дня кончины видного государственного и военного деятеля, председателя Государственного Совета Великого князя Михаила Николаевича.
Он родился 13 октября 1832 года и был четвертым сыном Императора Николая I и Императрицы Александры Федоровны (брат Императора Александра II). В 1848 г. Великий князь начал действительную военную службу в артиллерии, получив через год звание капитана, в 1850 г. - полковника и в 1852 г. - генерал-майора. В этом звании Михаил Николаевич принял участие в Крымской войне, находился в осажденном Севастополе, участвовал в сражении под Инкерманом (награжден орденом св. Георгия IV ст.), командовал всей артиллерией, расположенной на северной стороне города, с 1855 г. командовал артиллерией гвардейского пехотного и резервного кавалерийского корпусов.
По окончании войны Великий князь был произведен в генерал-лейтенанты и принял командование гвардейской кавалерийской дивизией. С восшествием на престол старшего брата - Императора Александра II, Михаил Николаевич был назначен членом Государственного Совета, а 25 января 1856 г. приступил к исполнению обязанностей генерал-фельдцейхмейстера с получением одновременно генерал-адъютантского звания. В эти же годы Великий князь принял на себя множество государственных и общественных обязанностей: стал вице-председателем комиссии, учрежденной для улучшения службы и быта военнослужащих; членом комитета об учреждении кавалерийской академии; начальником 2-й легкой гвардейской кавалерийской дивизии, а с 1857 г. - начальником артиллерии отдельного гвардейского корпуса; в 1859 г. - членом комитета для рассмотрения состояния укреплений Балтийского и Черного морей. 9 февраля 1860 г. был назначен на пост главного начальника военно-учебных заведений, а 25 августа произведен в генералы от артиллерии.
С 1860 г. - генерал от артиллерии и главный начальник военно-учебных заведений. В 1862 г. Михаил Николаевич был отправлен наместником на Кавказ (с 1864 г. - главнокомандующий Кавказской армией). Под его руководством были окончательно покорены Чечня, Дагестан и Западный Кавказ. 15 июня 1864 г. награжден орденом св. Георгия 2-й степени за покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. На Кавказе проводил реформы, которые в те годы велись по всей России: освобождение крестьян от крепостной зависимости, реформа крестьянского и народного управления, судебная, административная и военная реформы, улучшение путей сообщения и финансов.
В годы Русско-турецкой войны за освобождение балканских народов от турецкого владычества, Михаил Николаевич руководил осадой Карса, разбил армию Мухтара-паши на Аладжинских высотах (турецкая армия была полностью уничтожена, потеряв только убитыми 15 тысяч человек, вся бывшая у турок артиллерия досталась русским), вел переговоры с турками о сдаче России Батумского края. 9 октября 1877 г. Михаил Николаевич был удостоен ордена св. Георгия 1-й степени "...за разбитие наголову кавказскими войсками под личным предводительством Его Высочества армии Мухтара-паши в кровопролитном бою 3 октября 1877 года на Аладжинских высотах и принуждение большей части оной сложить оружие".
С 1878 г. - генерал-фельдмаршал. В 1881 г. Великий князь был назначен председателем Государственного Совета (оставил пост в 1905 г. По состоянию здоровья, но до смерти оставался почетным председателем). Михаил Николаевич состоял председателем Александровского комитета о раненых, почетным вице-президентом Михайловской военной академии, почетным членом Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной и Военно-медицинской академий, почетным членом Русского географического общества.
С 1903 г. в связи с болезнью Михаил Николаевич подолгу жил на юге Франции, в Каннах, отойдя от государственных и общественных дел. Похоронен в Санкт-Петербурге. В 1914 г. Великому князю Михаилу Николаевичу был установлен памятник в Петергофе.