В связи с этим корреспондент издания попросил православных священнослужителей ответить на вопрос: Не стал ли этот тоталитарный релятивизм укрепляться и в России, и если да, то что можно этому противопоставить?
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заметил, что противопоставить релятивизму можно Православие, которое представляет собою целостное мировоззрение. «Протоиерей Всеволод Чаплин и митрополит Иларион совершенно правы в своей оценке западной идеологии. И понятно, что Православие с его целостной, неколебимой и неподверженной тоталитарному релятивизму системой воззрений этой идеологии противостоит. Если вдуматься, сейчас "тоталитарный релятивизм" - самая главная для нас угроза», - считает отец Александр.
«Релятивизм в Россию проникает очень давно – со времен его возникновения, а его корни можно проследить с Великой схизмы XI века, когда отделилась Западная церковь. Мы должны ему противостоять, спасая мир от этого внутреннего раздвоения, укрепляясь в цельном видении мира Божьего, то есть в целомудренном отношении к мирозданию», - подытожил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, согласился, что идеологию современного общества западного типа можно описать как воинствующую бездуховность. «Все, что препятствует наслаждению и комфорту, объявляется враждебным обществу, а высшие ценности полностью игнорируются», - сказал он. «Этот путь пытаются навязать всем. Кто-то откликается на это и в России. Вспомним, как еще Достоевский писал о "русских мальчиках", которые принимают весьма невысокие идеалы Запада. И сейчас мы это видим: и в молодежной псевдокультуре, и в политической элите пытаются слепо копировать Запад», - считает отец Александр.
«Происходит это от утраты идеалов, от забвения тех великих благ, которые Россия получила, создав православную державу, от забвения собственной истории. Потому что история это лучший учитель. Она являет пример следования идеалам, которые не только декларировались, но и достигались выдающимися людьми. И нам следует об этом вспомнить и попытаться подражать тем, кто создавал Российскую Империю, людям мужественным, самоотверженным, творческим, инициативным, бесстрашным, преданным своей Родине и своему народу; людям, которые идеалы ставили даже выше собственной жизни. Это наш путь. Значительная часть его уже пройдена, примеры указаны. Хотя очень трудно на них опираться и им следовать. Но другой дороги у нас нет», - заключил он.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что релятивизм давно уже давно развивается в России. «Духовный нигилизм для нас не новость. Им была заражена русская интеллигенция XIX века: народовольцы, бомбисты, революционеры. Правда, потом революционные и военные беды и потрясения буквально вынудили многих обратиться к Богу. Затем было еще одно массовое обращение – в период "перестройки". Но общество в целом так и осталось равнодушным к религиозным идеалам», - сказал он. «Культом гедонизма не задета только очень незначительная часть нашего общества, он захватил даже отчасти и некоторые церковные слои», - отметил священник.
«Но верующий человек не может не жить правдой Божией. Иначе это уже будет мнимо верующий, квазицерковный человек. И сейчас наше общество по большей части настроено если не прямо антирелигиозно, то, по крайней мере, внерелигиозно, а, значит, вненравственно. В обществе царят идеи неконструктивные, индивидуалистические, ведущие не к объединению, а к разделению. Либералы и западники, идеологически группирующиеся, например, вокруг "Эха Москвы", из кожи вон лезут, чтобы разрушить те нравственные принципы, которые связаны с национальными идеалами. Им это во многом удается: приятно же жить безответственно, но имея всевозможные блага. Это тот же самый гедонизм, но связанный с либертарианскими подходами к жизни», - отметил отец Владислав. «Однако движение к подлинным религиозным ценностям в церковной и околоцерковной среде все же наблюдается, хотя процесс этот идет очень медленно», - заключил он.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что моральный релятивизм был довольно распространен еще в дореволюционной России, о чем свидетельствуют многочисленные произведения классиков русской литературы. «Не было свободно от него и советское общество. Особенно ярко это проявилось в эпоху "застоя". Никуда он не делся и сейчас», - сказал священник. «Другое дело, что сейчас идет интенсивное навязывание системы ценностей, опирающейся на этот принцип. Но человек остается свободным в своем жизненном выборе. Христианская альтернатива свидетельствуется самой жизнью христиан, тем, насколько последовательно их жизнь мотивирована христианской верой, христианскими ценностями», - заключил отец Павел.