Странные рассуждения Клайва Стейплза Льюиса

«Анонимное православие» и пропаганда содомии

0
3186
Время на чтение 3 минуты

В последнее время в православной среде большой популярностью стал пользоваться английский писатель Клайв Стейплз Льюис, которого нередко даже называют «анонимным православным», несмотря на его англиканское вероисповедование. Один из самых популярных православных сайтов «Православие мир» даже создал специальную страничку «Архив Клайв Стейплз Льюис». Один из авторов портала, в частности, пишет, что «Клайв Стейплз Льюис был не просто писателем, но защитником веры. Однажды познав Истину, он остался ей верен до конца».


Мое знакомство с творчеством этого писателя началось с чтения сборника его работ, изданного под заголовком «Пока мы лиц не обрели» (Льюис К.С. Пока мы лиц не обрели / Пер. с англ. - СПб.: Библиополис, 2006. - 816 с.: ил.). Книга вышла в 2006 году по благословению епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), ныне митрополита и председателя ОВЦС МП.

В этом сборнике среди прочих произведений писателя содержится его автобиографическая работа «Настигнут радостью». Клайв Стейплз Льюис рассказывает в этом произведении о своем детстве, отрочестве, юности и ранней молодости. Книга посвящена описанию того, как он стал христианином. Льюис, говоря о своих религиозных поисках, подробно, даже скрупулезно описывает свою жизнь. В частности, рассказывая о своем обучении в колледже, он отмечает широкое распространение в этом учебном заведении содомии.

Учащихся колледжа, занимающихся содомией, называли «шлюшками». «Может быть, вы не знаете, что такое "шлюшка", - пишет Клайв Стейплз Льюис. - Во-первых, надо знать, что Виверн состоял как бы из концентрических кругов; Колледж и отделение. Одно дело быть первым в Колледже, другое - всего-навсего в отделении. Есть элита Колледжа и малая элита отделений; есть избранные в отделениях и есть гонимые всем Колледжем. И, наконец, есть "шлюшки" в отделениях и есть признанные всем Колледжем. "Шлюшки" - это миловидные, женственные мальчики из младших классов, которых используют старшеклассники, чаще всего - из элиты. Правда, не только из элиты - хотя та и оставляла за собой большую часть прав, в этом вопросе она была либеральна и не требовала от подчиненных еще и верности. Педерастия для среднего класса не считалась грехом, во всяком случае, столь серьезным, как привычка засовывать руки в карманы или не застегивать куртку. Наши земные боги умели соблюдать меру» (с.454).

Льюис, отмечая широкое распространение мужеложства в колледже, не выражает ни осуждения, ни даже сожаления по поводу этого факта: «Если говорить о подготовке к жизни в обществе (а именно эту функцию брал на себя Колледж), "шлюшки", конечно, были необходимы. Они вовсе не были рабами - их благосклонности добивались, но почти никогда не вынуждали ее силой. Далеко не всегда они были развратны - такие отношения могли стать длительными, постоянными, и чувство нередко брало в них верх над чувственностью. Никто им не платил - во всяком случае, деньгами, зато на их долю выпадала вся лесть, все тайное влияние и негласные привилегии, которыми во взрослом обществе пользуются любовницы высокопоставленных особ. В этом смысле они, в числе прочего, готовили нас к мирской жизни. Арнольд Ланн в своей книге о Харроу утверждает, что в его школе "шлюшки" были заодно и ябедами. Наши не были, я знаю это наверное, поскольку один из моих друзей жил в комнате со "шлюшкой", и единственным неудобством была необходимость выходить из комнаты всякий раз, как заглянет кто-нибудь из друзей. Честно говоря, меня это не шокировало, мне это просто надоедало» (с.454).

Льюис заканчивает свои рассуждения о содомии фактически ее апологетикой: «Те, кто прошел школу, подобную Виверну, если б они только осмелились говорить правду, признали бы, что содомия, при всей ее гнусности, была единственным убежищем для добра, которое у нас еще сохранялось. Только она умеряла накал тщеславия; только она была оазисом (заросшим сорняками, болотистым, грязным) в выжженной пустыне соперничества. Покоренный своей противоестественной любовью, подросток хоть чуть-чуть отдыхал от самого себя, хоть на несколько часов забывал о том, что он "Из-Самых-Самых". Извращение оказалось единственной незапертой дверью, через которую все-таки входило что-то искреннее, неумышленное. Платон был прав: Эрос - извращенный, оскверненный, мерзкий - все же сохранял в себе нечто божественное» (с.470).

Столкнувшись с тем фактом, что книга, содержащая фактически пропаганду содомии, имеет благословение второго человека в Русской Православной Церкви митрополита Илариона, невозможно не выразить благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, что по его инициативе была учреждена цензура в Церкви, - теперь, чтобы издать книгу и продавать ее в церковных лавках, не достаточно благословения архиерея, нужен гриф Издательского совета РПЦ. А, значит, есть гарантия, что книгу прочитает эксперт и вынесет письменное решение. Понятно, что владыка Иларион никак не мог благословить подобного рода идеи, очевидно, что при его огромной занятости, он просто «прочитал наискосок» представленную ему на благословение вроде бы хорошую и полезную книгу. Несомненно, что если бы эту книгу направили сейчас в Издательский совет Русской Православной Церкви, то она вряд ли получила бы гриф Совета. И не смущал бы православных сегодня рекомендуемый к прочтению Клайв Стейплз Льюис.

Александр Тимофеев, зам. гл. редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

22. 20. Александр Тимофеев

Нет, Вы сами посмотрите, что Вы написали: 1) "Это просто хороший, честный, добрый и искренний человек, гениальный писателей, и не более того". С этим, кстати, я согласен (кроме гениальности); 2) "пропаганда содомии" (из подзаголовка Вашей реплики). Ну разве может хороший, честный, добрый и искренний человек пропагандировать извращение? Пропагандой извращений занимаются люди совсем другого склада. Так что либо одно - либо другое. А так как все творчество Льюиса убеждает нас в том, что он именно хороший и добрый человек - то, стало быть, ни о какой пропаганде содомии речи нет. Имеет место НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ВАМИ ВЫРВАННЫХ ИЗ КОНТЕКСТА ЦИТАТ. А с тем, что никакой он не "анонимный православный", я с Вами полностью согласен.
Дмитрий В.Ч. / 15.12.2011, 14:28

21. Ответ на 19., Дмитрий В.Ч. :

Льюиса пытаются записать в христианские писатели. Если он действительно христианский писатель, то он и должен относиться к содомии как христианский писатель, чего не наблюдается по приведенным цитатам. Тогда и не надо его называть христианским писателем, раз по таким важным вопросам он вступает в прямое противоречие с Христианством. Льюис талантливый, душевный, добрый и искренний писатель, но ни как не христианский. Это очевидно. Я не пытаюсь его хаять, как Вы считаете. Просто вещи надо называть своими именами, и не называть христианским писателя, который этому имени не соответствует. Я Вам предлагал провести эксперимент и переработать высказывания в проповедь. Я проделал этот эксперимент и вот что у меня получилось: «Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим о содомии. Некоторые не считают педерастию грехом, во всяком случае, столь серьезным, как привычка засовывать руки в карманы или не застегивать куртку. Если говорить о подготовке к жизни в обществе, то содомиты, конечно, необходимы. Ведь они далеко не всегда развратны - педерастические отношения могут стать длительными, постоянными, и чувство нередко берет в них верх над чувственностью. В этом смысле они, в числе прочего, готовят нас к мирской жизни. Честно говоря, меня это не шокирует, мне это просто надоедает. Братья и сестры, если кто-либо из вас осмелится говорить правду, то признает, что содомия, при всей ее гнусности, является единственным убежищем для добра, которое у нас еще сохранилось. Только она умеряет накал тщеславия; только она является оазисом (заросшим сорняками, болотистым, грязным) в выжженной пустыне соперничества. Покоренный своей противоестественной любовью, подросток хоть чуть-чуть отдыхает от самого себя, хоть на несколько часов забывает о том, что он "Из-Самых-Самых". Извращение оказывается единственной незапертой дверью, через которую все-таки входит что-то искреннее, неумышленное. Платон был прав: Эрос - извращенный, оскверненный, мерзкий - все же сохраняет в себе нечто божественное. Аминь». Подсуньте этот текст знакомому священнику, пусть он выступит с этой проповедью в храме. Тогда посмотрим на реакцию прихожан. Почему же тогда в высказываниях Льюиса нет христианского отношения к этому греху? Мне предлагали проанализировать еретическое учение Льюиса, но у меня нет желания этим заниматься. Во-первых, я уверен, что не составит труда доказать еретичность многих суждений этого писателя, а, во-вторых, мне не хотелось бы становиться разоблачителем. Я не одном примере пытался показать неправомерность использования понятий «христианский писатель» или даже «анонимный православный» в отношении Льюиса. Это просто хороший, честный, добрый и искренний человек, гениальный писателей, и не более того.

20. Ответ на 15., Александр Тимофеев :

Льюис , повторяю, вполне определенно высказал свое отношение к содомии: он назвал ее гнусной. Вам этого недостаточно. Знаете почему? Потому что Вы читаете сегодня и в России то, что написано около века назад и в другой стране. И фактически требуете от давно почившего автора, Чтобы он относился (в данном случае к содомии) точно так, как мы относимся к ней сегодня. А так как он уже ничего изменить не может - значит, надо его охаять. Или, по крайней мере, забыть. Иначе говоря, Вы проецируете настоящее на прошлое. Обратитесь к Анатолию Дмитриевичу - он Вам профессионально объяснит, почему этого делать не надо. Знаете, чем принципиально отличалась Англия век назад от современной - именно в вопросе о содомии? Тогда содомия тщательнейшим образом скрывалась, гораздо тщательнее, чем обычный блуд. А сегодня она не только открыто пропагандируется, но и продавливается на самом высоком уровне. Весь наш сегодняшний гнев против содомии - это гнев именно на пропаганду и давление. А отношение Льюиса к содомии - это отношение к самим содомитам, которые, к тому же, стыдятся своего греха - ведь пропаганды тогда не было и быть не могло. К самим же содомитам мы и сегодня относимся так же, как и Льюис тогда: жалеем этих несчастных и стремимся, елико возможно, помочь им избавиться от этой пагубной страсти. И все же, что Вы, собственно, хотите от автобиографии? Вы хотите, чтобы подросток Льюис боролся с содомией в своем колледже? На мой взгляд, для подростка более чем достаточно самому уклониться от этого греха. Или Вы хотите, чтобы взрослый Льюис вставил в свою автобиографию инвективу против содомии в современном стиле? Насколько я представляю себе тогдашнюю Англию - это просто (в отличие от сегодня) не было нужно: все, включая самих содомитов, прекрасно знали, что это страшный грех. Зато Льюис совершил настоящий подвиг, нарушив многолетнее строгое табу и рассказав о процветании содомии в британских закрытых учебных заведениях. А Вы этого и не заметили, и не удивительно: проецируя настоящее на прошлое, невозможно понять, чем же прошлое отличается от настоящего. В том числе: что тогда (в отличие от сегодня) значил такой поступок и как он был воспринят. С точки зрения подхода к истории эта Ваша реплика о Льюисе мало чем отличается от поведения современных американцев, которые изымают из школьных программ основателя своего государства Джорджа Вашингтона - на том основании, что он был рабовладельцем. Было бы гораздо лучше, если бы Вы вместо этого проанализировали религиозные взгляды Льюиса и показали, что накаким "анонимным православным" этот просто хороший человек не является.
Дмитрий В.Ч. / 14.12.2011, 10:56

19. Ответ на 12., Харитонов Андрей :

«Слишком много внимания этому Льюису. Есть у нас свои авторы, настоящие, а не "анонимные" православные христиане. Есть у нас свтт. Феофан и Игнатий - у них надо искать духовную премудрость, а не у западных сказочников. Тогда и проблем никаких не будет». Полностью с Вами согласен. Льюис действительно вскружил голову многим нашим православным. Мол, нет пророка в своем Отечестве, нам милее заморские пророки, иностранные штучки. Льюис опасен как раз тем, что он гениальный писатель. Он так талантливо восхваляет Франциска Ассизского, что на фоне этой похвалы блекнет святость Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Он так убедительно доказывает несовместимость праведности и покаяния, что почти веришь в том, что возможно стяжать праведность вопреки покаянию, и что покаяние вообще противопоказано праведности. Льюис замечательный писатель, и у него есть много правильных мыслей, но он воспитан на англиканских ценностях, поэтому он, по всей видимости, невольно, не совсем осознанно, в своих богословских рассуждениях допускает еретические суждения. Очень внимательно надо читать Льюиса.

18. Ответ на 16., Александр Тимофеев:

Дорогой Александр, Льюис - англичанин. Им сложно говорить откровенно и прямо. Именно это и кажется им чрезмерной аффектацией. :)
Артур / 14.12.2011, 10:33

17. Ответ на 14., С. Швецов :

Я нисколько не иронизирую. Ваши реплики свидетельствуют о Вашей учености либо о большом уме. Это действительно горькая ирония, но почему-то без должной оценки. Все-таки христианин должен, иронизирую, давать оценку грехам. Ведь за каждое праздное слово придется нам отвечать. И не надо утрировать мою мысль. Нужна оценка, а не экзальтация. В приведенных же цитатах одна лишь ирония и одобрение.

16. Ответ на 10., Дмитрий В.Ч. :

Зачем Вы приписываете мне мысли, которые я не высказывал? Разве я говорил, что «писатель должен метать громы и молнии», а «автобиография должна быть проповедью»? Нет, я этого не говорил, но почему же тогда Вы приписали эти высказывания мне? Я разве писал, что «в Англии начала 20 века существовало "голубое лобби"»? Я лишь привел реплику: «Какой смелый у нас Патриарх, он даже не боится голубого лобби!», имея в виду Патриарха Кирилла, который живет в России, и несколько позже того времени, о котором Вы говорите. Вы пишите: «Почему вы себе позволяете упрекать писателя, писавшего ТОГДА, в том, что он реагирует на грех сокрушенно, а не гневно?» Я ни в чем не упрекаю Льюиса, я лишь констатирую, что в приведенных цитатах содержится пропаганда или даже апология содомии. Если Вы не согласны с этим выводом, опровергните его. Вы пишите: «Мне бы хотелось, чтобы ВЫ ее прочли, как следует читать литературное произведение, и постарались понять основную мысль. Это же, в конце концов, не современная публицистика, из которой действительно можно выдирать цитаты без ущерба для содержания». Поскольку Вы не прочли это произведения, поэтому, естественно, не можете знать, использовал ли я цитаты из этого произведения без ущерба для содержания или нет. Я специально привел большие, законченные, полноценные цитаты без обстоятельных комментариев именно потому, что знал о возможности обвинений меня в том, что я вырвал цитату из контекста и т.д. и т.п. Если Вы считаете, что я исказил мысль автора, докажите. В университете нас учили, что все суждения можно распределить на три группы: нейтральные, положительные и отрицательные (негативные). Приведенные мною цитаты, на мой взгляд, можно отнести в положительную группу. Если Вы считаете иначе, обоснуйте свое мнение.

15. Ответ на 13., Александр Тимофеев:

Я ученый? Ух ты... Это Вы так иронизируете, или Гоголь с его Ревизором все еще бессмертен? Какова же будет немая сцена... Что до Льюиса, объясняю по слогам: горь-ка-я и-ро-ни-я. А Вы чего ожидали? Исповедального экстаза? Безоговорочного осуждения с публичным побиванием себя стенкой об голову и громыханием сапогами и цепями новообретенной христианской правоты? Если так, что тут скажешь? Нечего тут сказать... Лишь бы на Симеона Нового Богослова никогда не набрели.
С. Швецов / 14.12.2011, 08:17

14. Ответ на 2., С. Швецов :

Неэтично доводить позицию оппонента до абсурда и выставлять его идиотом. Глава «У Тихона», разумеется, не пропаганда педофилии, так же как слон не тумбочка. Сравнение главы «У Тихона» с автобиографией Льюиса «Настигнут радостью» некорректно. Странно, что Вы как человек ученый допускаете такие неряшливые сравнения. Меня удивляет то, что некоторые разглядели в произведении «Настигнут радостью», которая, несомненна, является пропагандой содомии, осуждение содомии. Чудеса какие-то!!! Если Вы действительно считаете, что «Настигнут радостью» не является пропагандой содомии, то докажите это, Вы же ученый. Я понимаю, что легче выставить оппонента дураком, нежели опровергнуть его позицию. Но Вам же эта тактика не к лицу! И еще: мне, конечно, понятно Ваше непреодолимое желание стать «психологом», в том смысле, который использует Ставрогин в упомянутой Вами главе, но глупо же выдавать свои мысли за чужие.

13. Re: Странные рассуждения Клайва Стейплза Льюиса

Слишком много внимания этому Льюису. Есть у нас свои авторы, настоящие, а не "анонимные" православные христиане. Есть у нас свтт. Феофан и Игнатий - у них надо искать духовную премудрость, а не у западных сказочников. Тогда и проблем никаких не будет. На мой взгляд пропаганды содомии в приведенных автором фрагментах нет. Льюис не изображает её привлекательной и не приглашает читателей заняться ей. Если его сверстники находили в содомии какую-то отраду, то остается только ужасаться, в каких условиях они росли и что их привело к такой жизни. Согласен с А. Тимофеевым, что книгу "Настигнут радостью" молодежи лучше не давать читать. А если она во всех отношениях такая замечательная, кроме эпизодов с содомией, то издавать её надо "с сокращениями", удалив обсуждаемые фрагменты.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45