Ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) предложил создать свод этических правил и норм, который регулировал бы отношения между благотворителями и благополучателями, устанавливал ясные критерии ответственности всех участников процесса благотворительности, сообщает Regions.Ru. В частности, он отметил, что не каждая организация-жертвователь, в силу различных этических причин, может оказаться подходящим помощником для организации религиозной.
Упрек в неразборчивости к источникам жертвуемых средств религиозным организациям приходится выслушивать довольно часто. Православных чаще обвиняют в использовании «награбленных» и «бандитских» денег, мусульман – в получении средств от сил, враждебных российской государственности.
«Должна ли религиозная организация (например, приход) смотреть на происхождение жертвуемого ей? От кого, на ваш взгляд, помощь принимать нельзя? Случалось ли вам отклонять предложенную помощь?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге, напомнил о том, что в христианстве всегда должно быть обоснование тех средств, которые поступают на дело Божие, «чтобы они были чистыми, не связанными с преступлениями, не только уголовными, но и против нравственности».
«В этой связи двусмысленно выглядит помощь компаний, занимающихся производством табака и алкоголя. На мой взгляд, Церковь с ними не должна взаимодействовать», - сказал он.
«Пожертвования – это вообще большая проблема, поскольку своих средств у Церкви нет, а прихожане хоть и должны десятину платить, но они этого практически никогда не делают. А ведь заповедь никто не отменял. И часто сами верующие провоцируют, чтобы руководство приходов обращалось за помощью к тем людям, к которым обращаться надо бы в последнюю очередь», - с горечью констатирует священник.
«В целом же благотворительность Церкви – это комплексная проблема, связанная с угасанием религиозного духа, которое пришло после разрушения традиционного общества. Народ фактически перестал содержать свою Церковь, это чувствуется даже по нашему приходу. И здесь надо работать в разных направлениях: церковное руководство должно требовать от священников и от себя разборчивости, чтобы на них не ложилась тень, но и сам народ Божий должен раздумывать о том, что надо серьезно относиться к содержанию своей Церкви», - рассуждает отец Артемий. – Особенно тяжелая ситуация в селах, где священники брошены на произвол судьбы и всеми забыты, там буквально три бабушки в приходе и никто не хочет помогать – такова реальная жизнь».
«В моей жизни были примеры, связанные с нечистыми деньгами или с нечистыми намерениями. В таких случаях от Церкви хотят получить определенный ответный пиар, чтобы использоваться его для каких-то светских целей. То есть это не дарение, а попытка проведения каких-то сомнительных взаимозачетов. Ресурсы должны быть чистыми и от чистого сердца. Если что-то из этого хромает, то, конечно, надо отказываться, иначе проблем потом может быть еще больше», - заключил он.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что принимающий жертву должен понимать, кто жертвует и с какими целями.
«Это очень важно. Если это жертва ради Христа, ради любви, то это жертва благоприятная», - сказал он.
«Не думаю, что нужен юридический документ, определяющий круг жертвователей – скорее, некое нравственное предупреждение, нравственное обязательство со стороны Церкви», - считает отец Борис.
«Все-таки мы люди Церкви. Мы должны это понимать и быть зрячими. Это надо понимать как нравственное предуказание нашего священноначалия. Видимо, в церковной истории найдутся, подобные прецеденты. Мне кажется, мы должны ориентироваться здесь на многовековый исторический опыт», - заключил он.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), рассказал, что священник, как правило, знает, кто жертвует приходу средства, и чаще оказывается в иной ситуации, когда самому приходится просить.
«Но ведь немыслимо представить, чтобы священник пошел просить деньги у преступника», - сказал священник.
«Конечно, надо интересоваться происхождением благотворительных средств. К примеру, в моей жизни не было случаев, когда я не знал бы о происхождении подаренных денег. И когда просишь что-либо для церковных целей, то тоже прекрасно знаешь, к кому обращаешься. Священник вполне может разобраться и понять, можно ли принимать эту помощь или нет», - говорит он.
«Конечно, я бы не брал деньги, которые сделаны на алкогольном бизнесе. Пусть государство пользуется этими деньгами: еще в советское время они составляли большую часть дохода, добытого на крови и слезах наших граждан. Естественно, к этой же категории относятся средства, которые связаны с различными грехами, к примеру, абортами или с изготовлением медикаментов из абортируемого материала. Все деньги, полученные в результате эксплуатации человеческих пороков, однозначно нельзя принимать, - убежден отец Илия. – У нас был случай, когда мне и еще одному священнику предложили освятить ресторан в обмен на определенные пожертвования. Мы оба, разумеется, отказались».
Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, согласен, что религиозная организация должна быть очень разборчивой в финансовых вопросах и что бухгалтерия должна быть прозрачной. «Иначе и быть не может, тут нечего обсуждать», - сказал он.
«И если источники средств сомнительные, то религиозная организация просто обязана отказаться от их помощи. И в жизни нашего прихода, например, нам не раз приходилось отказываться от каких-то сомнительных предложений», - рассказал священник.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, напротив, считает, что регламентация благотворительности противоречит церковной традиции.
«Если принять эту программу, то сложится очень странная ситуация. Имена людей, которые жертвуют втайне, как и заповедовал Христос, вдруг окажутся в каких-то финансовых отчетах. Зачем это? Люди в большинстве жертвуют из абсолютно благородных побуждений и по христианскому смирению не стремятся к какой-то известности», - сказал он.
«Эта программа, по-моему, противна самому духу христианства. По сути, она направлена на разрушение Церкви. Это «совок» какой-то. Уродство какое-то получается. Как при советской власти коммунисты хотели выяснить, кто жертвует на храм, так и сейчас, наверное, Единая Россия хочет. А люди просто перестанут жертвовать, и о восстановлении приходов и приходской жизни, об элементарном существовании приходов можно будет забыть. Я уж не говорю о благотворительных приходских программах», - резко заявил священник.
«Это мина под церковное строительство. Церковь пытаются превратить в «совок», и народ просто побежит отсюда. Кто-то не понимает, что жертвовать могут только христиане, люди, которые стремятся к Богу. Эта программа, по-моему, игнорируют истинные задачи Церкви, ее нравственные и этические ценности», - заключил отец Димитрий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, заметил, что благотворительность - вопрос очень тонкий. «Надо иметь в виду, что в принципе любой человек может покаяться и последовать словам Христа о раздаянии имения. Как это вписать в какие-то жесткие рамки и правила? И подчинять благотворительную деятельность каким-то четким формулам, наверное, неправильно», - сказал он.
«Простая математика здесь бессильна. То, что в теории выглядит очень хорошо, часто не соответствует обстоятельствам нашей жизни. Здесь многое зависит и от внутреннего духовного и нравственного уровня священнослужителя, который должен осознавать в первую очередь духовную ценность той или иной жертвы перед лицом Божиим, во благо или во вред она Церкви, к духовной ли пользе самого жертвователя», - добавил отец Тихон.