В конце октября группа преподавателей и студентов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета по приглашению польской стороны, в том числе мэрии Гданьска, посетила Гданьский университет с целью проведения совместной конференции «Гданьск-Санкт-Петербург. Социологический портрет городов-побратимов». Целью конференции являлось сравнение облика двух городов.
Встречали нас очень сердечно. Мероприятие прошло в теплой и дружественно атмосфере. На одном из заседаний выступал мэр Гданьска, который подчеркнул, что поляки и русские также, как украинцы и белорусы, должны быть ближе, потому что мы - славяне. И это чувствовалось, несмотря на разную религию и письменность (у нас кириллица, у них латиница). Южнославянские страны, конечно, значительно отличаются от западных славян. Но все равно чувствуется, что и поляки, и чехи к нам близки.
Показательно, что гданьский мэр Павел Адамович, выступив, не ушел сразу, а целый день сидел с нами - слушал то, о чем говорили русские и польские ученые. Российские чиновники, когда приезжают на конференцию, обычно говорят несколько слов и у тут же исчезают, что говорит об их полном равнодушии к мероприятию, на котором они отмечаются для галочки. Здесь же был виден живой интерес польского чиновника к проблеме русско-польских отношений, и это, конечно, выразительный контраст по сравнению с поведением наших чиновников.
Очень интересным было выступление бывшего посла Польши в России Ежи Бара, социолога по образованию. Его доклад назывался очень характерно - «О поляках и русских сердечно». Он подчеркивал, что сейчас прагматизм развивается и в Польше, и в других странах, в том числе и в России, а хотелось бы, чтобы превалировали моменты сердечности и живых отношений между нами. Первое, с чего началось восстановление Польши после падения социалистической власти, - это реставрация храмов и религиозное возрождение. Гданьск, как и Дрезден, был очень сильно разрушен в годы войны, но затем полностью восстановлен, в том числе и его уникальная архитектура, и скульптура. Так что есть, на что равняться нам.
Прозвучал также и очень интересный доклад польского профессора под названием «Поляки и русские во взаимной карикатуре». Профессор собрал карикатуры последних веков, которые публиковались в России и Польше, чаще всего политические карикатуры. Он отметил, что последние 20 лет русские вообще не рисуют карикатур на поляков, тогда как поляки продолжают это делать. Это свидетельствует о том, что Польша стала неинтересна России, а в Польше сохранился весьма острый интерес к русским. Также это свидетельствует о том, что Польша разворачивается лицом к России.
Города в Польше очень разные. По последним данным, в Петербурге проживает 4 868 000 жителей. Увеличение численности населения происходит, главным образом, за счет гастарбайтеров и мигрантов вообще, которых у нас уже сотни тысяч. В Гданьске же проживает всего 450 000 жителей. Это очень компактный город. В Гданьском университете учится около 35 000 человек, то есть больше, чем в нашем «большом» Университете, втором по величине в России. Очень хорошие условия для обучения созданы в Гданьском университете, который расположен на окраине города, практически в лесу. В нашем же Университете помещения зачастую не отремонтированы, и это очень плохо.
Однако кое-что лучше у нас. У нас, например, меньше безработица, чем в Польше. Кстати, в свое время именно в Гданьске появился профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. Между прочим, Валенса - глубоко верующий человек, что также повлияло на рост популярности этого польского движения в 1980-е годы.
Из положительных наблюдений относительно жизни в Польше следует отметить, что у них гораздо меньше разводов, чем у нас. Если у нас распадается по статистике каждая вторая семья, то в Польше брак куда крепче. Христианские, католические ценности оказываются очень сильными в этой стране. Рождаемость в Польше также выше, чем в России. У нас же к браку, к сожалению, зачастую очень легкомысленное отношение.
На конференции выступила одна дама, которая сделала статистическое сообщение. Она подчеркивала большую роль семьи в жизни Гданьска, то, что снижается число разводов, а продолжительность жизни в этом городе тоже выше, чем в Петербурге. Миграция у них тоже меньше, чем у нас, гастарбайтеров в Гданьске гораздо меньше, чем в Петербурге. А по количеству квадратных метров жилья мы примерно равны, согласно статистическим данным. Безработица у них выше, чем в России. Пенсионеров в Гданьске не меньше, а, может, даже больше, чем в Петербурге. Но, увы, пенсионер получает в Польше больше денег, чем в России. В общем, есть, чему поучиться у поляков.
Ваш покорный слуга выступил с докладом, посвященным жизненным ценностям и нравственным установкам петербургской молодежи, что было очень интересно для поляков. С их стороны аналогичного доклада не было. Польская социология, надо сказать, в большей степени занимается проблемами быта, повседневности и т. д., чем российская. Социологи в Польше подробно пишут о взаимоотношениях супругов, о разделении обязанностей между ними, о том, как надо заниматься с детьми, о стабильности брака, и пр. Такие подробные исследования у поляков встречались очень часто.
Также у нас состоялась встреча с профессором Андреем Романовым, русским человеком, который живет в Польше. Он историк по профессии, занимается изучением истории русской общины в Польше, в том числе в самом Гданьске. Было очень интересно видеть русского православного человека. Мы узнали, что жизнь русской общины в Польше продолжается, действуют православные храмы, куда ходят русские люди, и т. д.
Также надо отметить, что на нас очень большое впечатление произвел скоростной трамвай в Гданьске. Он подходит прямо к Университету. Трамвай соединяет все важные объекты этого города. Неплохо было бы и нам перенять опыт поляков, восстановить трамвайное сообщение в полном объеме, а также его модернизировать. Раньше, при губернаторстве В.Матвиенко, к сожалению, активно убирали трамвайные пути, однако на самом деле трамвай - очень удобный вид городского транспорта, экологически чистый.
Аккуратность, чистота, отсутствие нищих - очень важные достижения, имеющие место в польских городах, и в этом Польша представляет из себя достойный пример для подражания.
У нас общество более анархичное, чем в Польше, в силу противоречивости поведения нашей власти, в силу распространения разного рода пороков и пр.
Культурная жизнь в Петербурге, однако, интенсивнее, чем в Гданьске. У нас люди чаще посещают музеи, театры, библиотеки и т. д. И это, конечно, очень отрадно.
Из положительных впечатлений также отмечу недорогие и очень хорошие кафе для студентов и преподавателей в Гданьском университете. У нас же в Петербургском университете очень дорогие обеды, и даже некоторое время назад было подписано обращение студентов и научной общественности по поводу дорогого, некачественного и мало доступного питания. Я даже подумал, как мы справимся с тем, чтобы прокормить наших польских коллег, когда они побывают у нас с ответным визитом?
По итогам конференции планируется издание сборника наших выступлений. Два портрета Петербурга и Гданьска будут представлены в сборнике - и по параметрам демографии, и по параметрам культуры, и по параметрам повседневного поведения. Все это очень важно для развития наших отношений.
Мы почувствовали сердечность поляков, и это отрадно. Главный вывод можно сделать такой: нам надо активнее развивать наши контакты. А то, что Запад пытается размещать в Польше и Чехии ПРО, конечно, плохо повлияет на наши отношения. И, хотя русско-польские отношения были сложными и противоречивыми, мы помним, что когда-то Польша была частью Российской Империи. Сильных русофобских настроений в сегодняшней Польше мы не ощутили. По крайней мере, интеллигенция, студенчество к нам, русским, были очень благосклонны.
Валентин Семенов, директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор, специально для «Русской народной линии»
3. на 2 й
2. Re: «Гданьск-Санкт-Петербург. Социологический портрет городов-побратимов»
1. Re: «Гданьск-Санкт-Петербург. Социологический портрет городов-побратимов»