Стоит вспомнить, как он оказался на Ленинградской кафедре. Благодаря достойному и смелому письму в адрес М.С.Горбачева с просьбой нормализовать ненормальные церковно-государственные отношения, благодаря чему он был смещен с Крутицкой кафедры, смещен с поста управделами Московской Патриархии и практически сослан в Ленинград. Другой его мужественный поступок - это полет в Белград во время НАТОвской агрессии 1999 года. Рискуя быть сбитым в пути, Святейший Патриарх Алексий прилетел в Белград для того, чтобы духовно и нравственно поддержать страдающих сербов в этой страшной и неправедной со стороны Запада войне.
Патриарх Алексий терпел поношения при жизни и, к сожалению, терпит их и по смерти. Находились «православные публицисты», которые называли время его патриаршество «эпохой застоя». Большего издевательства над здравым смыслом придумать трудно. Эпоха, в которую число церквей Московского Патриархата выросло в пять раз, число монастырей в 50 раз, а число учебных заведений в 20 раз. В это время был основан православный Свято-Тихоновский богословский институт, ныне Гуманитарный университет, появился Церковно-научный центр, начался выпуск уникального издания «Православной энциклопедии», были созданы структуры по образованию и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами, по борьбе с алкоголизмом и наркоманией, по работе с детскими учреждениями и так далее. Во всем этом велик его личный вклад.
Именно при нем Церковь получила права и свободы, вышла из своего гетто на широкую тропу свидетельства о Христе и социального служения. Во всем этом есть личный весомый вклад Святейшего Патриарха Алексия. Он всего себя отдавал Церкви. Он не уходил со службы пока не причастит и не помажет последнего мирянина. Он отдавал свое время и чутко следил за делами в Патриархии, внимал различным новым инициативам, и поддерживал их насколько хватало сил.
Личности Патриарха Алексия были присущи доброта, трезвость, равновесие духа, неизменная благожелательность и участливость к сотрудникам и просто к верующим, уважительность. Характерно пастырское внимание и общение, которое складывалось у него с верующими. В нем действительно видели отца.
Некоторые публицисты говорят, что не было его запоминающихся слов и речей, но это не правда. Вспоминаются его слова: «Верующие мне говорят: "Пожелайте нам терпения"». Слова удивительные. Многие его слова понимаешь только через годы. В 90-е годы, меня, например, смутил запрет священнослужителям баллотироваться в органы верховной власти. И лишь посмотрев на политический балаган 1990-х и 2000-х годов, я смог оценить мудрость и прозорливость Святейшего Патриарха Алексия. Церковь за этот хаос и балаган, в лице своих клириков ответственности нести не должна. У священнослужителя итак достаточно искушений, он не должен помрачать свою душу и позорить свой сан участием в таких сомнительных, с церковной точки зрения, учреждениях. Кончина Патриарха Алексия была ознаменована всенародной скорбью. Про него можно сказать, что он «осененный опочил хоругвью горести народной». Верю, что когда-нибудь он будет причислен к лику святых, потому что он действительно один из великих светильников Земли Русской, её созидатель и её молитвенник.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
30. 28. Сельскiй бригадиръ
29. Ответ на 28., Сельскiй бригадиръ:
28. Ответ на 21., В.М.:
27. еще на п. 25) В. М.
26. на п.25) В. М.
25. 24. Елена Сергеева
24. на п. 23) В.М.
23. 22. Елена Сергеева
22. на п. 21)
21. 19. Елена Сергеева