Этот закон впервые в российском законодательстве дает определение здоровья, под которым понимается «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма» (подобное определение здоровья содержится в Уставе Всемирной организации здравоохранения). На необходимость законодательного определения здоровья давно обращалось внимание в российской правовой литературе. Более широкое его понимание, данное в новом законе, требует от государства создания больших гарантий и условий для охраны здоровья граждан и социальной защиты в случае его потери. В то же время, приведенное понятие здоровья, включающее и социальное благополучие человека, совместно со ст. 77 Семейного кодекса (СК) РФ, предусматривающей возможность органу опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей при угрозе жизни или здоровью ребенка, создает опасность того, что в качестве угрозы здоровью ребенка будет рассматриваться социальное неблагополучие в семье (малообеспеченность, недостаточность норм жилой площади и т.д.). Многие граждане и организации, защищающие права семьи, и выступающие против ювенальной юстиции, обращались в Государственную Думу со своими замечаниями по поводу этого определения, когда законопроект находился на рассмотрении и еще не был принят, но эти замечания не были учтены.
Однако не все так безнадежно, как может показаться. Даже если органы опеки и попечительства так истолкуют законодательство и отберут ребенка у родителей, они обязаны обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). В суде же родители могут доказать неправильность такого толкования законодательства и вернуть ребенка.
Прежде всего, толкование правовых норм должно основываться на основных принципах законодательства, т.е. не быть оторвано от самого закона в целом, от его целей, от его «духа». Основным законом государства является Конституция, все остальные законы должны соответствовать ей. Статья 38 Конституции РФ гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 1 СК РФ, предусматривающей основные начала семейного законодательства, «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». В соответствии с п.2 ст. 54 СК РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание. Согласно абз. 3 п. 3 ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. В соответствии с абз. 1 п. 1. ст. 68 (СК РФ) родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к одним из основных принципов охраны здоровья относится соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. П. 2 ст. 5 указанного закона предусматривает, обязанность государства обеспечивать гражданам охрану здоровья.
Таким образом, исходя из общего смысла закона, если социальное неблагополучие в семье создает угрозу здоровью ребенка, государство обязано оказать социальную помощь такой семье, а не изымать из нее ребенка (что является крайней мерой и относится, прежде всего, к родителям, страдающим алкоголизмом и наркоманией). Кроме того, отобрание ребенка от родителей не оградит его от угрозы здоровью, а причинит вред психическому здоровью ребенка, что прямо запрещено законом.
Людмила Туршук (Белгород), кандидат юридических наук, специально для «Русской народной линии»
6. Однобокое толкование
5. Re: Правовед Людмила Туршук: Не все так безнадежно
4. Re: Правовед Людмила Туршук: Не все так безнадежно
3. Пыль закона и Солнце Истины
2. Антиконституционный закон - ОТМЕНИТЬ!
1. Достаточно наивная статья