С началом перестройки сразу обозначился крен в сторону либеральной прозападной трактовки событий. Однажды я был сильно удивлён, слушая диспут двух церковных людей (сейчас это видные священники). Меня удивило то, что один из них, вопреки уже вполне внедрённой в массовое сознание трактовке, утверждал, что не всё было так просто. Во взаимоотношениях русских с чехами (они были сильно онемечены) не всё было безоблачным. В годы Второй Мировой войны, несмотря на оккупацию и бригаду Л.Свободы, боровшуюся с немцами, немало чехов были танкистами в немецкой армии. Заводы Чехословакии плодотворно трудились на укрепление мощи немецкой военной машины.
Безусловно, социалистический строй был принесён сюда нашей армией, победившей гитлеровскую Германию. Вспоминаю, как учась в институте, изучал, как происходило становление «новой жизни» в странах Восточной и Центральной Европы. Какого-то шаблона при этом не было – по-разному назывались прошедшие в них революции и правящие партии – главное, чтобы они были в советском блоке. Стало быть, в геополитическом плане они являлись неким буфером, отделяющим нашу страну от крупных западных держав. Надо признать, что новую власть с трудом принимало местное население, т.к. во многом она навязывалась. Чтобы как-то продвинуть реализацию советских постулатов и добиться искомого результата, хотя бы в целом, СССР был вынужден проявлять гибкость. Например, там не было национализации земли, она оставалась в частной собственности, не было национализации жилого фонда со всеми её эксцессами, не так варварски притеснялась (как у нас в России) религия, сохранялась, хотя бы внешне многопартийность (при господствующей роли коммунистов) и т.д. Но социализм, с его пренебрежением к правам и свободам личности, духовности человека, нёс с собой и снижение жизненного уровня населения, что особенно раздражало людей, живших бок о бок с капиталистическими государствами. Целая череда антисоветских выступлений и мятежей свидетельствовала о том, что население этих стран ни умом, ни сердцем социализм не приняла. Накапливалось раздражение, глухое недовольство. Накопившиеся проблемы своевременно не разрешались. Известно, что практически вся общественность Чехии негативно относится к тем событиям, а именно к вводу войск, подчеркнем стран, Варшавского Договора, а не только СССР.
Но, опять-таки, от геополитики мы никуда не уйдём. Ситуация в Чехословакии угрожала безопасности границ со странами, входящими в военный блок НАТО, а в условиях «холодной войны» подобного ослабления своих позиций в Европе правительство допускать вовсе не желало. К тому же Чехословакия до 1968 года оставалась единственной страной, принадлежащей к Варшавскому договору, в которой не было расположено военных баз Советского Союза. Пожалуй, этот фактор и стал одним из решающих при принятии решения о скором введении танков на территорию республики. Солдатам говорили, что нужно спасти Чехословакию, т.к. в неё уже проникли войска НАТО и т.п. Проникнуть то они не проникли, но подрывная работа, например, со стороны ФРГ, была весьма активной. Помню, как я читал на эту тему книгу с подборкой документов, свидетельствующих об этом. Человек, не очень в теме, может думать о реках крови, десятках тысяч погибших во время этих событий. На самом деле погибло не более полутора сотни чехов. Где-то около сотни погибло и с другой стороны – правда, в подавляющем числе из-за несчастных случаев, неосторожного обращения с оружием. Как всегда, в подобных ситуациях были и самоубийства (официально их зафиксировано 5). Правда, советские архивы далеко еще не полностью открыты. Наверняка, жертв было больше. Сколько именно – трудно сказать, и тот генерал (ему сейчас 90 лет), который руководил операцией, на этот вопрос не ответил.
В СССР было около полутораста актов протеста. Те, кто их организовывал или участвовал в них – люди типа Л.Алексеевой – вызывают очень неоднозначное к себе отношение. Очень интересен и важен церковный аспект. Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор в своем прошлогоднем интервью сказал, что в семинарию он пошел лишь потому, что там не требовалось в анкете заполнять графу о своем согласии со вступлением войск Организации Варшавского Договора в Чехословакию. «А я, – говорит он, – с насилием был не согласен».
В начале 70-х годов, в период моего воцерковления, в журнале «Православный вестник», на украинском языке я читал о тех бесчинствах, которые творили униаты во время т.н. Пражской весны. Введение войск как будто укрепило позиции Православия. Но протест был действительно массовым. Чехи в знак протеста «забыли» русский язык, восприняли ввод войск, по словам владыки Христофора, как «грубое попрание своей самостоятельности». Владыка также говорил, что тогдашнему Предстоятелю Православной Церкви Чехословакии митрополиту Дорофею с большим трудом удалось удержать Церковь от полного распада. Кстати, с униатами в Чехословакии был осуществлен во многом похожий сценарий, как и на западе Украины. В Чехословакии власти предприняли административные усилия для ликвидации унии (тоже введенной насилием). А ведь большая часть униатов под влиянием проповедей епископа Елевферия с радостью вернулась к вере отцов. Коммунисты применили большевистские методы и темпы на завершающем этапе этого процесса и тем самым, по словам митрополита Христофора, «лишь очень повредили делу Православия».
Только что поговорил с одним видным деятелем Союза Русского народа. У него, к вводу войск в Чехословакию, как и к зимней финской компании, резко негативное отношение. Все мои апелляции к геополитическому аспекту никакого воздействия не возымели «Сионист Андропов инициировал эту акцию, это была провокация с целью подрыва нашего престижа, общественность осудила, аукнулось в конце 80-х и т.д.».
Фотогалерея имени братьев Люмьер была основана в 2001 году и стала первой частной российской фотогалереей, которая занялась активной выставочной деятельностью и продвижением лучших образцов русской фотографии на московском арт-рынке. Сотрудники Фотогалереи создали Антологию русской фотографии XX века, в которой масштабно отражено состояние русской фотографии в период с 20-х по 90-е годы XX века.
Центр фотографии братьев Люмьер создан на территории фабрики «Красный Октябрь» 2 марта 2010 года. Его площадь превышает 1000 кв. м. Занимается центр изданием фотоальбомов и организацией выставок. Среди наиболее популярных собственных проектов Центра «Иконы 1960-80-х» и «Иконы 90-х». На территории Центра работает лекторий и функционирует открытая библиотека.
На выставке «Вторжение 68 Прага» представлены более 160 фотографий известного чешского фотографа Йозефа Коуделка. Пленки с фотографиями Коуделка удалось тайно вывезти из страны. Они разлетелись по страницам множества журналов всего мира, подписанные, дабы избежать репрессий, «анонимным чешским фотографом». О том, что авторство этих снимков принадлежит ему, Йозеф Коуделка публично признался только 16 лет спустя, когда никому из его близких уже ничего не угрожало. Кроме фотографий на выставке представлены плакаты, листовки, обращения и видеофильм. Смотрим фотографии, вчитываемся в тексты, например, такие: «Войска пяти государств Варшавского Договора вступили в Чехословакию якобы по просьбе представителей партии и правительства. На самом деле это произошло без ведома Президента республики и т.д.» «За одну ночь в Праге были сняты таблички с названиями улиц и номерами домов, указатели на развилках дорог, чтобы в городе ориентировались только те, кто его знает». В большом отрывке из книги Зденека Мльенаржа «Холод приходит из Кремля» запоминающе описывается арест Дубчека и его ближайших соратников. А вот образчики плакатов того времени: «Беги домой, Иван, ждет тебя Наташа»; «Вчера друзья – сегодня убийцы 1945 – освободители 1968 – оккупанты»; «Дубчек вас не звал, убирайтесь за Урал!»; «Нашим мертвым не нужна ваша пшеница».
Все что я здесь написал, очевидно, не позволяет сделать однозначный вывод на поднятую тему. Здесь, как и в случае с Афганистаном и Чечней, идеологические, мировоззренческие, геополитические, военные и прочие факторы в совокупности не позволяют сделать определенное заключение. Однако, одно можно сказать точно: наши перестройщики, приведшие к «величайшей геополитической катастрофе 20-го века – развалу СССР», во многом вдохновлялись идеалами Пражской весны. Поэтому, вряд ли самые выразительные фотографии, смогут изменить мою неоднозначную позицию. Был ли другой путь кроме введения войск, трудно сказать. Может быть, дело зашло так далеко, что других вариантов и не было. Были ли просчитаны все последствия ввода войск, были ли использованы все другие невоенные способы удержания ситуации – Бог весть. Член Русского Исторического общества Н.Селищев в своей прошлогодней статье в «Русском вестнике» писал, что «сейчас события той "Пражской весны" упрощают, сводя их к демократическому движению, будто бы мирному и сугубо внутреннему». Далее, он рассуждает о факторе германского реваншизма, рост которого был чреват потерей Чехословакией Судет, а это означало новый передел карты Европы со всеми вытекающими из этого последствиями.
Что произошло – то произошло. «Новая Россия», тем более грядущая самодержавно-монархическая, должна, наверное, действовать мудрее, более органично и продуктивно.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»
5. Re: «От геополитики мы никуда не уйдём»
4. "Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться"
3. Ответ на 2., Сергий Агапов:
2. "Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет"
1. Судороги деспотии