Явление Соловецкого монастыря в Санкт-Петербурге

С 1 по 16 декабря в Университете имени Герцена проходит выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение»

0
267
Время на чтение 4 минуты
«Якоже отстоит небо от земли высоко, тако и Соловецкий остров от российских монастырей далече отстоит», - говорится в «Сказании о святей велицей обители Соловецкой», написанном в XVII веке. Совершить паломничество в Соловецкий монастырь многим и сегодня не под силу: и далеко, и дорого, и «некомфортно», в том числе психологически. Зато, по рассказам руководительницы известной паломнической службы, поездка на Соловки способна полностью изменить самого зачерствевшего человека. В то же время для многих она становится проверкой: способен ли человек на подлинный духовный рывок, достиг ли хотя бы относительного смирения.

Но в эти дни Соловецкий монастырь сам явился петербуржцам. 1 декабря в клубе Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена открылась выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение», организованная Соловецким Спасо-Преображенским монастырём и Соловецким государственным музеем-заповедником. На выставке можно познакомиться с историей монастыря и даже помолиться у его святынь, с которых и начинается экспозиция. Это икона новомучеников и исповедников Соловецких и каменный келейный крест преподобного Савватия. В монастыре этот крест находится в храме святителя Филиппа, рядом с солеёй.

Крест преподобного Савватия Соловецкого, высеченный из камня в XV веке, - это очень простой и цельный предмет. В его простоте — небывалая сила и правда. Прикасаясь губами к холодному камню, ощущаешь благоухание: это больше пяти веков каждения перед крестом, это молитвы святого Савватия и бесчисленных соловецких монахов, тысячи литургий и всенощных бдений. На выставку с Соловков привезли простые суровые камни, несомненно, родственные кресту преподобного. Они рассыпаны на полу рядом с крестом и вместе с ним являются частицей далёкого, неискажённого, настоящего мира.

Такими же «подлинными» и, может быть, святыми экспонатами являются предметы, связанные с историей Соловков двадцатых-тридцатых годов XX века. В 1923 году монастырь был превращен в СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. В 1937 году лагерь стал Соловецкой тюрьмой особого назначения (СТОН). В первую очередь на Соловки отправляли духовенство, участников Белого движения и представителей творческой интеллигенции

Вот толстая деревянная дверь, выкрашенная светло-коричневой краской. В двери проделано небольшое квадратное окошко, затянутое колючей проволокой. В верхней рейке окошка намертво засели две ржавые кнопки, одна из которых до сих пор держит крохотный клочок бумаги.

«Это одна из монастырских дверей, которые в лагерное время были переделаны для заключённых, - рассказывает Александр Яковлевич Мартынов, заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по научной работе. - Эти двери для заключённых имели глазкú: либо круглые, либо вот такие, с решёткой из колючей проволоки — их намордниками называли. Такая дверь могла появиться в любое время с 1923 по 1939 год. По кованым металлическим жиковинам совершенно ясно, что эта дверь сначала была сделана в монастыре. Она могла вести в келию или какое-нибудь хозяйственное помещение».

Тут же лежит большая деревянная колода с гнутыми гвоздями по краям. Она покрыта надписями, вырезанными ножом (могли ли быть ножи у заключённых?) или другим острым предметом. Правда, эти надписи не слишком выразительны: отдельные буквы (порой очень красивые, похожие на церковнославянские) и даты: 1923. мая 14; 1925 г. 31. ОК.; БМН с.г. 36 г. IX.

«Эта колода тоже вначале была частью монастырской постройки, - объясняет Александр Яковлевич. - В лагерное время она была испещрена граффити — как правило, это имя, отчество и фамилия заключённого, иногда на них можно встретить даты. Уже в послелагерное время многие советские граждане, в том числе студенческие отряды и проезжающие моряки, оставляли на Соловках другие надписи».

А вот огромная толстая решётка с осыпающейся ржавчиной. «Наверное, этой решёткой в лагерное время было закрыто окно храма?» «Нет, это не обязательно храмовое окно. Келейные корпуса, в которых сидели соловецкие заключённые, были в XVIII-XIX веках переделаны. Узкие, арочные окна были растёсаны и превращены в большие, прямоугольные. Эта решётка и сделана по размерам такого окна. Таких решёток было множество, ими закрывали все большие монастырские окна. Их лепили из толстого железного прута, чтобы прочно держали».

Под ржавой решёткой — какой-то длинный текст, набранный мелким шрифтом, белыми буквами по чёрному. Вглядевшись, можно прочитать: «Список заключённых Соловецкой тюрьмы ОГПУ, расстрелянных 8-10 декабря 1937 г. в Ленинграде и Ленинградской области». Ах, только 8-10 декабря?

На одном из стендов — старая чёрно-белая фотография: два священника с наперсными крестами, постарше и помоложе. «Протоиерей Василий Степанович Гундяев с сыном, протоиереем Михаилом Васильевичем». Василий Степанович Гундяев — дедушка Святейшего Патриарха Кирилла. В двадцатые годы его сослали на Соловки за борьбу с обновленческим расколом. После заключения на Соловках он восемнадцать лет провёл в лагерях, прошёл через сорок шесть тюрем и семь ссылок. И только после этого, в 1957 году, стал священником.

«Соловки должны осмысливаться, осознаваться и познаваться нашими соотечественниками в единстве всех времён, - говорит наместник монастыря, архимандрит Порфирий (Шутов).- Поэтому концерт, который состоится в Смольном в рамках «Дней Соловков», мы назвали «Златая цепь времён». Соловки нужно осмысливать именно в целом: и трагические страницы, и кровавый раскол - пока ещё не зажившая рана на духовном и душевном теле России, и, конечно, XX век. И одновременно — великие прозрения, великие достижения, само преодоление этих исторических эпох, связанное с духовным подвигом. Были люди, которые и в самых страшных обстоятельствах смогли остаться людьми, высокими по нравственности... Это великий урок, который нужно знать нашим школьникам, студентам, преподавателям — абсолютно всем, чтобы понимать, где наши корни».

Отец Порфирий и братия монастыря, поющие по-монашески печальный тропарь соловецким преподобным, и сами являются звеном в этой «златой цепи». Но не только они. На открытие выставки пришло много народа, в том числе и студентов Университета Герцена. Один из которых, с тёмными кудрявыми волосами, чем-то неуловимым напоминал монаха.

Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от С. Югов
14.01.2025 09:28
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Александр Волков
14.01.2025 09:25
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
14.01.2025 09:15
Единственная альтернатива для католиков - переход в Православие
Новый комментарий от Александр Волков
14.01.2025 07:48
Мудрость, ум и глупость всегда рядом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.01.2025 06:51
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от учитель
14.01.2025 05:04