План операции «Тайфун», утвержденный Гитлером в сентябре, предусматривал не только окружение нашей столицы, но и полное ее уничтожение вместе со всем населением. Противнику удалось окружить две трети советских войск, прикрывавших московское направление. В нашей стратегической обороне была пробита брешь, шириной около 500 км.
Как известно маршал Г.К.Жуков считал битву за Москву самой трудной в своей военной биографии. Он вспоминал, что положение было очень тяжёлым, не хватало самого необходимого. Курсанты военных училищ из-за нехватки парашютов на низкой высоте выпрыгивали из самолётов. Некоторые при этом ломали ноги…
Немцы наступали на Москву в два этапа. 16 октября в районе Бородинского поля они прорвали нашу оборону. Здесь, кстати, отличились французы, воевавшие на стороне Германии. Историки говорят, что немцы их подбадривали, аппелируя к примеру Наполеона. 30 октября немцы прорвали нашу оборону на можайском, волоколамском и малоярояславском направлениях. В Москве прекратил ходить транспорт, из-за чего поднялась паника. В будущем это обстоятельство было учтено. 20 октября столица была объявлена на осадном положении. Как известно, второе массированное наступление немцы предприняли в ноябре. Оно выдохлось и 5 декабря под праздник святого благоверного князя Александра Невского наши войска перешли в контрнаступление, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой.
На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашисткой армии во Второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости.
В этой гигантской битве непосредственно с обеих сторон участвовало свыше 3 миллионов человек, до 22 тысяч орудий и минометов, около 3 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов. Сражения развернулись в полосе около 1000 километров шириной и более 350 километров глубиной на территории 8 областей. Война приняла затяжной характер, чего стремилось избежать немецкое командование. Началась длительная, изнурительная война, бесперспективная для Германии.
На лестничных площадках театра была развёрнута выставка, посвящённая битве. Бегло осматриваю её. Запомнились высказывания начальника Генерального штаба Сухопутных войск Германии Гальдера: «Наша цель – разделить Россию на малые государства» и Гитлера: «Мы превратим восточные земли в райский сад». Из фотографий особо запомнилось та, где изображён скот, который гонят мимо Большого Театра. Шестьсот тысяч москвичей вступили в Народное Ополчение. Четыреста пятьдесят тысяч, преимущественно женщины, рыли окопы вокруг Москвы. Бомбить Москву немцы начали ещё летом. Немногие их самолёты прорывались к городу. Тем не менее от бомб было разрушено около 1000 зданий. Наш покойный староста Владимир Никанорович Кузнецов в первые годы войны был студентом ВУЗа. Он имел награду «За оборону Москвы». Помню, как он рассказывал о тушении пожаров, случавшихся от разрыва бомб.
Теперь обращусь собственно к концерту. Для меня были важны две вещи: патриотический тонус собравшихся и духовный анализ того, что происходило на сцене. Приведу то, что наиболее запомнилось:
1) Девочки, половина из которых были одеты в белые платья, а половина в чёрные. Этот контраст олицетворял борьбу сил добра и зла. Их выступления проходили на фоне экрана, где были показаны бомбёжки и пожары. Очень наглядно.
2) Девочка лет девяти с группой молодых солдат исполняла песню: «Путь- дорожка фронтовая» и далее продолжение текста припева: «Не страшна нам бомбёжка любая. А помирать нам рановато – есть у нас ещё в жизни дела». Духовный смысл этого четверостишья очевиден: ощущение неготовности встретить смертный час и желание совершить добрые дела до его приближения.
3) Хорошо выступил молодёжный казачий ансамбль, прозвучали известные песни военного времени: «Ночь коротка», «Прощай любимый город», «Тёмная ночь» и др. Приятно было видеть детские коллективы в национальных русских костюмах.
4) Особенно запомнилось исполнение одним из них известной строевой песни «Солдатушки, бравы ребятушки». Вот последний куплет этой песни: Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? Наша Слава – Русская Держава, вот где наша Слава!» И в самом конце: « Ура»! Зал взорвался аплодисментами. Эффект от выступления усилило то, что на экране в это время была показана хроника с плясками наших солдат-победителей в Берлине.
5) Песня «Весёлый ветер». Я её помню ещё с детства. Наверное, слова этой песни звучали во всех советских школах. « Кто хочет, тот добьётся, кто ищет, тот всегда найдёт» - с Божьей помощью, разумеется…
6) Песня, в которой были такие слова: «Я хочу, чтобы Россия своих героев не забыла, чтобы не было больше войны». Что касается первого – героев – отрадно видеть, что на некоторых памятниках павшим воинам вместо звёзд установлены кресты. Что касается войны, то тут вспоминается «бронепоезд на запасном пути» и слова: «Если хочешь мира, готовься к войне». В этом плане у меня всё больше нарастает тревога за наше будущее. Такие блестящие аналитики как Л.Ивашов, В.Алкснис, К.Сивков и др. очень наглядно показывают усиливающиеся угрозы нашей безопасности. Возьмите, например, Прибалтику, северо-западное направление. НАТО провело здесь серию военных учений. Они сознательно проводились в таком формате, чтобы необязательно было приглашать на них международных наблюдателей. А наша Псковщина… Я был там – это один из самых депрессивных регионов, здесь особенно бросается в глаза дисбаланс между рождаемостью и смертностью.
7) Впечатлило исполнение Свиридовских композиций на фоне зданий военной поры Большого театра, Манежа, Румянцевской (не поворачивается язык сказать Ленинской) библиотеки параллельно которым были показаны их современные виды.
8) Порадовала композиция выступления детского коллектива на фоне прекрасных фотографий на экране, изображающих русские просторы в сопровождении известной песни группы Любэ: «Расея, моя Расея».
9) Песня, в которой был такой припев: «Играй гармонь говорливая, а я русская, я счастливая». Действительно апостол призывает: «Всегда радуйтесь!» Но уж больно безотрадна картина нашего положения. Посмотришь, например, материал в последнем специальном выпуске «Русского Вестника», где приводится ужасная статистика нашего первенства по абортам, разводам, убийствам и т.д., то хватаешься за голову.
В конце было несколько выступлений, которые съехали на западный стиль, но заключительный аккорд порадовал. В песне, которая исполнялась последней, были такие слова: «И дальних звёзд судьба решалась на дальних подступах к Москве. Здесь наша боль и наша слава, Москва всегда передний край». Чаще всего на экране мелькала картина с изображением довоенного клуба, перед входом в который висела вывеска: «Запись добровольцев в РККА». Справа известная картина «Родина-Мать зовёт!»
Смотря военную хронику, я невольно вспомнил как в старших классах средней школы, когда стало известно администрации о посещении мною храма, ко мне подозрительно присматривались. Было несколько серьёзных ЧП с детьми местных баптистов, некоторые из которых отказывались брать в руки оружие. Помню как-то на урок НВП (Начальной военной подготовки) пришёл директор школы Иван Иванович. В 10 классе он вёл уроки истории и обществоведения. Он был крупным по комплекции, высокого роста, немногословным, с неторопливыми солидными манерами. Перед ним трепетали все – и учащиеся, и учителя. Вот идёт по коридору, эдакий слоник, (ещё он напоминал единицу водного транспорта типа баржи) и все прижимаются к стене. Он был такой медлительный, степенный. Идёт такой слоник по школе, все – по углам: идёт директор Иван Иванович! Так вот на уроке НВП ученики ему демонстрировали разборку и сборку автомата Калашникова. Особенно пристально присматривался он к моим движениям. Тогда я быстро и чётко всё сделал. После 4-го курса пединститута был на двухмесячных военных сборах под Ковровом во Владимирской области. В первый же день-марш бросок с преодолением водной преграды. Ноги – в кровь. Ещё запечатлелась бешенная езда на БТР по кочкам, метание боевых гранат. Картина перед глазами: на тебя движется танк, а ты окапываешься. После того, как танк через тебя проедет, надо бросить в него гранату. Не обошлось без ЧП: один азербайджанец украл автомат и закопал его в лесу. Мы цепью прочёсывали лес, и сам вор якобы нашёл. Его быстро вычислили. Запомнилось, как на защиту виновного встало всё узбекское отделение. Я тогда впервые почувствовал яростное дыхание Азии.
Возвращаясь к концерту, хочу сказать, что многое на нём меня порадовало – и талантливые дети и неисчезнувший патриотизм нашего народа. Закончу словами митрополита Сергия (Страгородского) из одного его послания в годы войны (этот отрывок приводился на вечере): «Враг силён, но сильнее Бог Русский! Не отдавать святыни на поругание немецким ордам!»
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»