Разнузданные русские и просвещенный капитализм

Дневник философа Александра Казина

Не так дано на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» (от 25.11.2011) была опубликована обстоятельная статья Анатолия Иванова под заглавием «Революция или эволюция?». Автор убедительно описывает нынешнее кризисное положение нашей страны («так дальше жить нельзя»), справедливо связывает это с распространением рыночных отношений на все сферы жизни, и правильно критикует надежды доморощенных либералов-западников на нечто вроде «арабской революции» в России. Действительно, любой путч в условиях тотальной продажности приведет только к перетасовке кадров, и ни к чему другому, и вовсе не факт, что от такой перестановки станет лучше. Скорее наоборот…

Однако в упомянутой статье есть мысли, с которым трудно согласиться. Прежде всего, уважаемый автор связывает неудачи рыночных реформ в России (в отличие от Европы) с низким уровнем культуры населения. Некультурные люди «не признают законов, не уважают личности, глубоко невежественны и агрессивны, вытаптывая вокруг себя всё нормальное, человеческое, а значит, не похожее на них». Причина, по мнению А.Иванова, кроется в особенностях русской истории. Я позволю себе напомнить автору, что буквально то же самое делали цивилизованные европейцы, например, при освоении Америки, вырезая тысячами коренных американцев («индейцев»), а остальных сгоняя в резервации. Примерно то же самое делали и высококультурные немцы, народ Гегеля, Вагнера и Ницше, строя свои аккуратные, по последнему слову науки оснащенные крематории. Цивилизация и культура – это только способ деятельности, но отнюдь не цель сама по себе. Всё зависит от того, к чему стремится данная культура, в чем её идеал. Цивилизованность как успешная технология жизни сама по себе ещё никого ни от чего не спасала.

Вторая мысль автора, с которой хочется поспорить, касается пресловутой концепции дурной цикличности отечественной истории, будто бы постоянно колеблющейся между хаосом и диктатурой, концлагерем и бунтом. Если бы это было так, Россия не построила бы одно из крупнейших в истории государств и не создала бы великую культуру, признаваемую и уважаемую во всем мире. Бунт/диктатура в лучше случае создают разбойничьи гнезда, вроде нынешнего Сомали, а отнюдь не великие державы. И уж совсем странно звучит панегирик А.Иванова по части марксистско-ленинской идеологии как «глубоко гуманистической по своей сути идеи справедливого бесклассового общества». Опять-таки приходится напомнить, что идея насильственного социального переворота с миллионами невинных жертв обоснована именно в трудах Маркса, Ленина и Троцкого через лозунги уничтожения частной собственности, семьи, нации и религии. Если бы всё это удалось провести в жизнь, никакой России давно не было бы. К счастью, «нецивилизованный» русский народ не дал этого сделать культурным теоретикам и практикам кровавых революций. И красный террор начался вовсе не при «сталинизме», а в день расстрела мирной демонстрации петербуржцев, вышедших 5 января 1918 года на защиту избранного народом Учредительного собрания, и последующего его разгона.

Что касается современности, то можно отчасти согласиться с тем, что нынешние власти не способны на «строжайший контроль» за разнузданной массой наших сограждан, поскольку они сплошь и рядом наделены теми же пороками. А чего ещё можно ждать от власти, которая в 90-е годы прошлого века пришла к руководству страной под знаменами материального успеха как смысла жизни? Если реальный «бог» – деньги, то всё позволено. Взяточничество, воровство, цинизм всех родов – это реакция русских людей, которых по всем радио- и телеканалам убеждают (и уже почти убедили), что надо стать миллионером или умереть – иного не дано. И тут уж не до морали с юриспруденцией. Коготок увяз – всей птичке пропасть.

Не будем здесь возвращаться к частным проявлением того несомненного упадка, который переживает страна со времен ельцинско-гайдаровских реформ, то есть захвата страны компрадорской «оффшорной аристократией», презирающей историческую Россию и русский народ. «Культурного капитализма» в этих условиях не получится, потому что у нас господствует стихия дикого рынка, которая противоречит всей религиозной, нравственной и культурной природе исторической России. Рыночный тоталитаризм, строго говоря, вообще антикультурен, ибо молится не Богу, а деньгам. Западный «культурный» человек научился служить одновременно Богу и мамоне, а для России такое сотрудничество всё ещё проблематично. Отсюда и все наши беды. В этой связи хотелось бы отметить, что политика В.В.Путина есть, на мой взгляд, медленное, постепенное, с зигзагами и компромиссами, ограничение всевластия этой самой «оффшорной аристократии», хотя не везде и не во всем. Самое главное, что сделал в этой области Путин – заставил всю эту публику платить налоги, из которых складывается бюджет страны. Путин, конечно, не Сталин и не Петр Великий, и его «строжайший контроль» не в состоянии изменить природу современной русской жизни. Всё, что он в состоянии сделать – по мере сил регулировать циничные аппетиты олигархата, вводя их в определенные державные берега. Да, Путин не всё может, а чего он хочет – выдает его фраза о конкурентоспособности как национальной русской идее. Маловато для великой России, конечно, но он имеет дело с тем социальным и человеческим материалом, который ему достался: «других писателей у нас нет».

Если бы я был его советником, я бы посоветовал ему ввести элементы реального социализма и умеренного национализма в свою государственно-экономическую стратегию. А тогда и культура получит свою предметную опору в жизни, ибо подлинная культура и культ денег в России несовместимы. Как выразился одни философ, девушка может петь о потерянной любви, но скряга не может петь о потерянных деньгах. Какая уж тут музыка – разве что Филя Киркоров со своей «зайкой».
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Криминальный капитализм

Сейчас на дворе криминальный капитализм, который наступает во всем мире. Он требует другого, специального анализа. Это совершенно новое и чрезвычайно злокачественное явление, к которому "классический капитализм" имеет мало отношения. Здесь другая логика, другие закономерности. Результаты такого анализа приводят к очень драматическим сценариям.

Петрович / 02.12.2011
Александр Казин:
Интернет взорвался. Что нового?
Путинская власть должна стать властью народа – нелиберальной демократией, противостоящей виртуальной власти «оффшорных аристократов»
14.02.2019
Хаосмос Владимира Набокова
Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХI века», 2-й том. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017
25.01.2019
Круги Солженицына
К столетию со дня рождения
09.12.2018
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«Буду трудиться во славу Отечества везде, где окажусь нужен»
Известному военному священнику и просветителю протоиерею Олегу Тэору — 75
01.11.2019
Диалог власти и Церкви
Митрополит Варсонофий обсудил с Александром Бегловым вопросы взаимодействия епархии и городской администрации
25.10.2019
«Этот крестный ход приподнял, вдохновил нас!»
В Санкт-Петербурге, в День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, состоялось стотысячное молитвенное шествие
12.09.2019
Все статьи темы