Условные границы нашего прихода очертить не представляет трудности. Это часть Золотого острова от знаменитого серого «Дома на Набережной» с кинотеатром «Ударник» и Театром Эстрады до «Стрелки» - элитного яхт-клуба с памятником Петру I.
Еще несколько лет назад с соседями было проще: более половины территории занимали корпуса фабрики «Красный Октябрь», а остальное - НИИ культурологии, ГЭС-2, Смирновское подворье и упомянутый знаменитый дом. Сейчас пейзаж значительно усложнился. Корпуса бывшей фабрики флагмана кондитерского производства арендуют 170 (!) различных организаций.
Со всеми ими, или, по крайней мере, с большинством из них надо навести мосты, понять, чем они дышат и чем занимаются, поддержать все положительное в их деятельности и деликатно «пожурить» за крайности и переборы. Специальная группа прихожан курирует их, регулярно приглашает в храм, а я непременно посещаю в Рождественские и Пасхальные праздники.
30 ноября посетил Творческую студию Игоря Кормышева. Содержание выставки отражает наблюдения над жизнью учащихся Адриатического Колледжа объединенного мира (?!). Игорь Кормышев полностью вжился в студенческую среду и передал атмосферу студенческой жизни этого Колледжа. Он имеет диплом победителя III го Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность» в номинации «За сохранение традиций». Для Игоря Кормышева искусство поле постоянного эксперимента, осмысление старых и поиск новых средств выразительности, а вместе с ними и поиск самого себя. В работах художника зритель чувствует игру с различными стилевыми течениями - экспрессионизмом, символизмом, сюрреализмом, авангардом.
...Встретила нас помощница руководителя Галереи Ксения Богоявленская. По ее словам, она из рода Дроздовых, в числе ее предков митрополит Филарет (Дроздов), недавно причисленный к лику святых. Игорь позиционирует себя как верующий в Бога, православный человек, но не воцерковленный. Меня озадачили такие его высказывания: «Моя религия, мой Бог - мое искусство. Оно захватывает меня 24 часа в сутки» (Галерея закрывается в 20.00, но он еще до часу ночи в одиночестве работает над своими произведениями). «Галерея - это храм. Здесь свет, теплота, энергетика. К холсту я подхожу в белой рубашке, прикасаюсь к нему, как к таинству». Мне подумалось: «Да, когда нет должного воцерковления, то неизбежен крен такого рода». «Современное искусство, - продолжал Игорь, - зачастую агрессивно, зомбирует, а мое доставляет радость».
Игоря привлекают большие храмы на Западе - «дух захватывает», чего зачастую ему не хватает в храмах России. На втором этаже галереи располагается коллекция И.Кормышева, состоящая из картин художников-шестидесятников (Алексеев, Рябичев и др.). К галерее примыкает небольшое кафе, где в основном предлагают кофе. В оформлении просматривается обнаженная натура - туда мы не стали заходить.
На прощанье фотографируемся у картины с изображением плавающих диких гусей. Кормышев увлеченно рассказывает об их повадках, красоте движений и т.п. Руководитель Галереи чем-то напомнил мне свободного философа Григория Сковороду. Я ему об этом сказал. Он недоуменно в ответ: «А кто это?».
Да, непросто нам будет с таким контингентом потенциальных прихожан. Будет трудно, потому что духовный, церковный фактор у них не во главу угла. Художников, подобных И.Кормышеву, восхищает мироздание, красота человеческого тела, фейерверки молодежных радостей, но необходимого восхождения от твари к Творцу, вхождения под кров Невесты Агнца Церкви Христовой у них не чувствуется. Их зачастую восхищает Запад с его упорядоченностью и уровнем жизни, а вот восприятия России, со всем ее величием и трагичностью в должной мере отсутствует. Удастся ли нам как-то скорректировать, выровнять это положение - Бог весть.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»