«Каждый сам должен решать, сколько пожертвовать»

Православные священнослужители о церковном налоге

0
828
Время на чтение 4 минуты
Социологическая служба «Среда» провела опрос с целью выяснить, как относятся граждане России к идее ввести в нашей стране церковный налог, сообщает сайт Regions.ru. Как отмечает издание, в некоторых религиях существует требование: верующий обязан отдавать определенную часть своих доходов на нужды общины. В некоторых странах (например, в Германии) налогоплательщик может указать религиозное объединение, которому будет перечисляться часть его налогов.

Результаты опросов показывают, что в России эта идея не очень популярна: только 19% граждан согласны, что православные могли бы платить налог в пользу Церкви. Чаще других так думают студенты (29%) и жители мегаполисов (кроме Москвы). Больше половины опрошенных (56%) – против подобного налога. Особенно часто так считают москвичи (68%), затем идут госслужащие, самые бедные из опрошенных, неработающие пенсионеры и несчастные по самоидентификации респонденты. Каждый четвертый из опрошенных (25%) затрудняется с ответом. Чаще, чем в среднем по России, в пользу этого налога говорят регулярно причащающиеся, но и среди них эта доля составляет только 28%.

Прокомментировать данные соцопроса издание попросило православных священнослужителям.

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, считает, что понятие цены и договора между людьми в духовных делах – это показатель несвободы и низкого духовного уровня. «Мы все-таки страна духовная, несмотря на то, что Церковь отделена от государства. Но духовный уровень в России все же довольно высок, и если ввести церковный налог, эта планка понизится. Ведь на первое место мы выдвинем экономические основы духовной жизни», - говорит священник. «Я бы предложил другую идею: более активное участие общества в духовно-нравственном воспитании, участие в благотворительности, помощь обездоленным и многодетным семьям. Нет ничего лучше конкретных дел. У нас нет институтов укрепления семьи, а при введении церковного налога необходимо будет создать контрольные органы, новые места для чиновников. Надо вводить не экономические меры, а дать возможность людям через совершение благих дел спасать свои души и помогать другим в этом», - заключил отец Александр.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, тоже не видит необходимости в таком налоге в нашей стране. «Люди и так имеют возможность жертвовать столько, сколько они считают нужным, на конкретные цели - на восстановление конкретных храмов, например, и в конкретные приходы, и в монастыри. К пожертвованиям относятся и деньги, потраченные на свечи, книги и т.д.» - пояснил он. «К тому же наша налоговая система не столь хорошо работает, как на Западе. Мы не знаем, например, на что именно тратятся наши налоги: это абсолютно непрозрачная система. Зачем этот государственный механизм, бюрократическую машину, к Церкви подключать? У государства и так проблемы со сбором собственно государственных налогов. К тому же я не очень понимаю, как это согласовалось бы с закрепленным в Конституции принципом разделения Церкви и государства», - добавил отец игумен.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, считает, что сама по себе практика церковного налога разумна, но в нашей стране пока лучше обойтись без него. «Такой налог есть не только в Германии, но и в других странах. Результат этого налога – благолепие храмов, красота убранства, чистота территорий к ним прилегающих. Это, конечно, здорово. Но это возможно только в развитых странах с развитым обществом, где понимают необходимость такого налога. А у нас люди в основном бедные, большинство живет за чертой бедности. Они этого просто не поймут. А люди более или менее состоятельные, как правило, чрезвычайно жадные. У них нет особого желания платить обычный налог, не говоря уже о церковном», - сказал он. «Мы просто еще не созрели. Сейчас это из области фантастики. Лет через "-дцать", когда у нас поменяется власть, поменяется общество, изменится отношение к жизни, к стране, к государству, к народу, это будет возможно», - считает священник.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, также думает, что идея церковного налога вполне здравая, но у нас она не приживется. «Вообще-то это идея западная. И на Западе даже в православных приходах эта система нормально работает. Там все построено на расчете, платежах и процентах. Там это привычно. У нас же один может пожертвовать только рубль, а другой – сто тысяч», - сказал он. «В принципе пожертвование – дело абсолютно добровольное, и каждый сам должен решать, сколько пожертвовать. А в законе есть элемент обязательности. А русский человек не любит обязаловки. Как в вере – свобода выбора, так должно быть и здесь. Церковь вообще-то жива Божией милостью. И люди, сколько могут, столько и жертвуют, и никакого закона для этого, наверное, не нужно», - добавил отец Валерий.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, сомневается, что церковный налог был бы совместим с нашей Конституцией. «Насколько я знаю, в тех странах, где взимается церковный налог, государство выплачивает из этих денег определенные суммы на содержание монастырей и священнослужителей. Но у нас Церковь отделена от государства. Выражаясь современным языком, она является независимой самостоятельной организацией с самофинансированием. Зачем же ее связывать с государственной налоговой системой? Это будет противоречить Конституции», - сказал он. «Да и нужно ли это? Люди сами должны решать, какую часть своих доходов они отдадут Церкви. Это добровольная жертва», - отметил он. «Введение такого налога чревато, по-моему, ростом социальной напряженности и неприязненным отношением к Церкви. Ничего хорошего нашему народу и стране это, на мой взгляд, не принесет», - заключил отец Тихон.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О так называемом подсознании
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.01.2025 05:35
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Ленчик
15.01.2025 03:58
Эпос не в смерти, эпос в Победе
Новый комментарий от Мирянин
15.01.2025 03:53
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 03:40
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43
Будущее Киева. Чего хочет русский солдат?
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 21:13
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Константин В.
14.01.2025 20:47