В течение ряда лет я несколько дней в месяц провожу в деревне в одном из подмосковных регионов. Из-за этого невольно пропускаю некоторые интересные мероприятия, проходящие в столице. Читал, слышал, например, о выставке «Православная Русь» в Манеже, но не был на ней непосредственно по вышеуказанной причине. Возвращаясь из деревни, начинаю нагонять упущенное. Фотовыставки, посвященные юбилею Патриарха и Святой Горе Афон, посетил в последний момент, буквально вскочив «на ступеньку уходящего поезда».
Первую выставку, проходившую в помещении в Галерее классической фотографии на Савиннской набережной, разыскивали не менее полутора часов. Вместе с нами кружили «вокруг да около» еще несколько прихожанок московских храмов. Подумал: «Неплохо бы на будущее какую-то схемку входа в здание приложить к рекламе». Фотогалерея большая и пространная. Осмотрели половину первого этажа и только потом заметили стрелку, указующую на второй этаж с табличкой: «Начало экспозиции». Но и там получилось так, что начали осматривать вроде бы начало экспозиции, а в середине осмотра столкнулись с самыми ранними фотографиями, зафиксировавшими молодого симпатичного ректора Ленинградских духовных школ. Эти фотографии относятся как раз к тому периоду, когда я только начинал учиться в Московской Духовной Семинарии. У меня тогда возникло желание (осуществленное впоследствии неоднократно) познакомиться с жизнью этих духовных школ. Знакомый студент напутствовал меня такими словами: «Поезжай - во главе Духовных школ нашей Северной столицы стоит молодежный архиерей». И, действительно, жизнь в стенах Питерских Духовных школ заметно была более динамичной и насыщенной, и тон этому задавал «молодежный ректор». Еще одним олицетворением этих школ был нынешний референт Святейшего Патриарха Николай Державин. Администрация Духовной Семинарии и Академии поручила ему сопровождать «гостя из Москвы». Николай перемещался стремительно, подобно вихрю, показывая мне городские храмы. Я, привыкший перемещаться более спокойно и задумчиво, обремененной грузом «консервативных предубеждений» и « с фундаменталистскими крайностями» едва успевал за представителем «передовой» и «прогрессивной» духовной школы.
...Выставку мы посетили на следующий день после ежегодной конференции Союза Православных братств, проходившем в Международном Славянском фонде письменности и культуры. Не скрою, что объявление о выставке имело «стратегический подтекст»: показать, что мы никакие там «шалопаи-крикуны», а люди конструктивные, лояльные, претендующие на очень малый и скромный сегмент в общем церковном раскладе.
Но, главное, конечно, это интерес к содержанию выставки, отражающей все многообразие деятельности Предстоятеля нашей Церкви. Что было неожиданным, так это то, что отсутствовали фотографии из раннего периода жизни Святейшего Патриарха. А ведь выставка посвящена не очередному юбилею архиерейской хиротонии или годовщине интронизации, а жизненному пути Главы нашей Поместной Церкви. Вот в известном фильме, посвященном Патриарху, этот период отражен, а на выставке, к сожалению, нет. Вне всякого сомнения, представленные фотографии сделаны на высоком профессиональном уровне. Многие из них были знакомы и ранее по публикациям в «Журнале Московской Патриархии», «Православной Москве» и др. периодических церковных изданиях. К сожалению, многие фотографии не подписаны. Один из моих спутников, член СПБ, профессор из Петербурга М.Н.Любомудров не смог, например, опознать некоторые храмы в Питере и в губернии. Кстати, удивительно, что у нас с Марком Николаевичем у ряда фотографий экспромтом возникали комментарии, которые удивительным образом совпадали. Конечно, каждый Патриарх - это уникальная индивидуальность, имеющая свои характерные черты. У предшественников Святейшего Кирилла больше «монументальности», лица более непроницаемые. На лице же нынешнего Патриарха часто отражается широкая гамма чувств, эмоций и т.п. На многих фотографиях он улыбается, что свидетельствует об его неиссякаемом оптимизме и жизнерадостности. Перечислю некоторые из запомнившихся фотографий:
1. «На амвоне кафедрального собора г. Минска». На амвоне возвышается большая величественная фигура Патриарха, а под амвоном неожиданно маленький митрополит Филарет. Подумалось: «Наглядно показано соотношение целого и частного, которые олицетворяют маститые иерархи».
2. «У гробницы Святейшего Патриарха Алексия II в очередную годовщину его смерти». На лице Святейшего очень заметна внутренняя боль.
3. «Патриарх на Соловках». Небольшая группа местных аборигенов, преимущественно женщин, протягивают руки за благословением. Все это на фоне двух полуразрушенных строений. Это изображение можно понять так: Церковь во главе с Патриархом активно возрождает Соловецкий монастырь, и лучи от этого возрождения непременно преобразят все вокруг.
4. «Патриарх в Мордовии у дома своего дедушки». Бросился в глаза бурьян и поржавевший металлический барабан с ручкой на колодце. Подумалось: «Если даже это родовое гнездо не в самом лучшем состоянии, то каково же положение в других местах?!.
5. «Патриарх Кирилл и Президент Белоруссии А.Лукашенко».
Наша реакция: «Батька не так прост, бывает ершистым, к нему требуется особый подход, и Патриарх это прекрасно понимает».
6. «С Патриархом Варфоломеем в каюте теплохода».
Вселенский Патриарх зафиксирован в фас, указательным пальцем правой руки он на что-то показывает. Наш Патриарх сдержанно реагирует: «Мы, мол, еще хорошенько подумаем, что Вы нам предлагаете».
В процессе осмотра, где-то на половине, часть нашей делегации не выдержала холода в помещении и спустилась в кафе на горячий чай.
Я не помню подобной фотовыставки в Москве. Проведение ее логично, она интересна по определению, поскольку касается личности Главы нашей Поместной Церкви. Мне лично не хватало каких-то простых снимков, запечатлевших будущего Патриарха в неформальной обстановке. Например, за сбором грибов в бытность владыки Кирилла на Смоленской кафедре. Или благословение им поля и труждающихся на нем во время проезда по епархии. Или увидеть его в повозке, ведомой лошадкой, пробирающимся по сельским дорогам в распутицу на престольный праздник в какую-нибудь деревню на той же Смоленщине. Такие фото умиляют, схватывают какие-то неформальные моменты вне официоза, дают полноту восприятия личности. Может быть, в будущем что-то подобное будет?
Теперь о второй выставке - «Афонской». Это выставка была для меня желанной. Совсем недавно я был на Афоне, увидел далеко не все - только кусочек Святой Горы. Не был в ряде монастырей, таких как: Симон Петр, св. Павла, Филофей, Есфигмен, Хиландар, Зограф и др. Несмотря на то, что почувствовал симптомы недомогания, похожие на те, которые были перед госпитализацией в этом году, я все-таки решил идти в Исторический музей в новый выставочный зал. «Движение - жизнь», лучше двигаться, чем лежать. Тем более читать Исусову молитву по пути туда и обратно. Это, вкупе с акафистом, прочитанном по старопечатному тексту у чтимого списка Иверской иконы на самой выставке, очень кстати. Ведь после почти шестичасовой всенощной позволительно будет сократить довольно пространное правило перед служением Литургии. Было интересно посмотреть на старые фотографии монастырей, на лики афонитов. Кстати, афонские фотолаборатории были лучшими на Балканах. Кроме массы фотографий были представлены десятки видеосюжетов. 20 фото с видами Святой Горы были преподнесены в дар Великому князю Константину Константиновичу Романову (в 1889 – 1915 гг. он был Президентом Российской Академии Наук).
Всего на выставке было 240 старинных фото 1848-1964 гг. Когда я был на Афоне, то особое впечатление на меня произвел Костамонит - его я посетил первым. В этом монастыре нет электричества, он не принимает помощь ЕЭС, и порядки здесь более патриархальные, чем в других монастырях. Соответственно, и внешность иноков. Пожалуй, это было самое главное для меня на выставке - окунуться в мир Афона до начала 70-х гг. Неожиданным на выставке было большое количество гербариев - засушенных растений, произрастающих на Афоне. Всего на его небольшой территории произрастает около 1500 видов растений. Более 200 из них обладают целебными свойствами. Музыкальный фон, сопровождавший выставку, был каким-то нечленораздельным. Мне, однако, показалось, что это не очень внятное гудение, напоминающее звуки высоковольтных линий, как бы отражает тот высокий градус молитвенного напряжения, который сопровождает повседневную жизнь Святой Горы. Бросилось в глаза, что подавляющее большинство участников выставки составляют женщины. Понятно, что для них это большое утешение, т.к. известно, что доступа для них на Афон нет. В завершение посещения выставки у Иверской иконы мы помянули всех известных нам игуменов святогорских монастырей, прочитали особую молитву о Грузии, ее Церкви и Патриархе, о том, чтобы многолетние ходатайства грузин о возращении им Иверского монастыря увенчались успехом. Просили защитить выдающегося патриотического деятеля В.Н.Осипова, которого подвергают гонениям за его деятельность.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Святителя Николы на Берсеневке г. Москвы, специально для «Русской народной линии»