«За кадром» фотожурналистики

Об альбоме петербургского фотографа Александра Петросяна

0
648
Время на чтение 4 минуты
Питер. St PeteЭтой осенью у петербургского фотографа Александра Петросяна вышел альбом «Питер. St Pete» (Издательство «П-2». Санкт-Петербург). Это первый альбом известного фотографа, победителя нескольких конкурсов, российских и международных. Александр Петросян работает фотокорреспондентом в издательском доме «Коммерантъ», но его снимки публикуются и в других издания: в книгах, посвящённых истории православных храмов (Казанского и Троицкого соборов, Благовещенской церкви на Васильевском острове), в ежегодном календаре «Православные храмы Санкт-Петербурга». Я до сих пор помню снимок Александра, размещённый на обложке журнала «Град духовный» в 2005 году - кажется, в мае. Номер был посвящён Дню Победы и празднику Пасхи. Фотография запечатлела морщинистого орденоносца с седыми кустистыми бровями, в пилотке с красной звездой. В его глазах трепетало чувство, которое, как и любую подлинную эмоцию, трудно передать словами. Пожалуй, сомнение и горечь, соединённые с чувством собственного достоинства. Портрет этого ветерана тоже вошёл в альбом «Питер. St Pete».

В журналистике часто бывает так, что самое живое и «художественное» остаётся «за кадром» репортажа. Ну, скажем, журналист должен написать или сделать фоторепортаж об открытии новой школы. Он приходит на торжественную церемонию, записывает речи депутатов, спонсоров и директоров, снимает их важные лица — но не участвует в этом сердцем. Гораздо больше его трогает совсем другое. Ну, например, то, что мама одного из первоклассников, чуть отвернувшись, кормит грудного ребёнка. Или сын директора школы: дождавшись окончания папиной речи, он украдкой выпрашивает у него сто рублей. Или ворона, которая осторожно разворачивает бумажку от «сникерса». Но в газетном материале не напишешь об этой настоящей жизни и просто так не опубликуешь фотографию птицы. Можно только копить эти наблюдения, чтобы потом использовать в какой-то другой, более авторской и творческой работе.

Видимо, Александр Петросян так и поступает. Его альбом — это собрание философских, лирических и абсурдных наблюдений, сделанных во время странствий по городу — журналистских и общечеловеческих. На основе многих из них можно было бы писать рассказы или снимать короткометражные фильмы.

Например, раздел «Люди на улицах» (и, собственно говоря, весь альбом) открывается фотографией, сделанной через окно ресторана. По улице идёт колонна сторонников партии «Яблоко» - с флагами на длинных древках, плакатами, на которых можно прочитать обрывки надписей: «Яблок», «Оборона», «Stop», «Я?». У стен домов видны маленькие фигурки милиционеров. Но получилось так, что, снимая митинг, фотограф в первую очередь снял людей, не имеющих к нему никакого отношения. На переднем плане за столиком ресторана сидят озарённые солнцем юноша и девушка. Мимо окна проходит хорошо одетая, рыжеволосая женщина, похожая на лису. Глядя в окно ресторана на юношу и девушку, она облизывается!

По мосту через канал Грибоедова идёт девочка лет восьми — с плотно, горько сжатыми губами, в бабушкином шерстяном платке и пальто, подпоясанном кушаком. Как точно подметил автор текста альбома, Диана Качалова, эта девочка «словно сошла с картин передвижников». Ещё одно интересное лицо — изящная старушка на припорошенной снегом Исаакиевской площади. Чуть позади неё — продрогшие артисты в костюме Петра I и Екатерины II. Эта старушка — со своей шляпкой и меховым воротником, умным и интеллигентным лицом — гораздо в бóльшей степени, чем Пётр и Екатерина, является представителем иной эпохи. Исаакиевский собор, памятник Николаю I — всё это ей к лицу, как и она к лицу Петербургу.

Многие фотографии в альбоме построены по принципу контраста. Например, на одной из них запечатлены четыре невесты на автобусной остановке (неужели поедут на автобусе?). На скамейке сидят четыре старушки и смотрят на невест, каждая - со своим отношением: давнее воспоминание, лёгкая усмешка, восхищение, неприятие... Встретились прошлое, настоящее и будущее.

Санкт-Петербург — этого город на болоте, город наводнений и многочисленных мифов, связанных с водной стихией. Эту тему обыгрывали в своих произведениях многие литераторы и художники — от Александра Сергеевича Пушкина до современного фотографа Андрея Чежина. Коснулся этой темы и Александр Петросян. Причём многие его работы о городе-на-воде, вопреки традиции, очень жизнеутверждающи.

Вот невская волна с такой силой ударяется о гранитные ступени, что брызги делетают до неба — и превращаются в облака. Оказывается, небо и Нева сделаны из одного и того же, бело-голубого, нестрашного вещества. («И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт.1, 7)). А сквозь брызги виден противоположный берег с Английской набережной и Исаакиевским собором.

А вот рыбаки на набережной Невы так разошлись, что забрасывают удочки не только в воду, но и на берег. Или отсылка к картине Александра Дейнеки «Будущие лётчики»: трое мужчин (правда, одетых) на берегу залива смотрят на летящий клин из пяти самолётов.

Александр ПетросянОдин из разделов альбома Александра Петросяна называется «Человек верующий». Нева давно замёрзла, но лёд прорублен крестообразно — это «иордань», и в чёрную воду с крестным знамением и криком погружаются люди. На груди у них кресты — значит, это не Таинство Крещения, а участие в празднике Богоявления, поиск благодати. Несколько фотографий запечатлели зимнее Смоленское кладбище — видимо, в день памяти блаженной Ксении Петербургской. Вдоль длинной замёрзшей очереди к часовне бежит девочка в красной курточке и шапке, такая пасхальная, с пучком свечек в руке.

И, пожалуй, самая главная фотография этого раздела, сделанная в алтаре Казанского собора. «Рассказать» её довольно трудно. Бóльшую часть снимка занимает декоративный фрагмент Царских врат, который называют «сиянием». Это золотой круг с многочисленными лучами разной длины, с надписью «Бог» посередине. В глубине кадра — маленькая фигурка митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в золотом архиерейском облачении. Больше в алтаре никого нет. Владыка стоит, чуть опустив голову, и создаётся впечатление, что он мал и одинок — и в то же время озарён сиянием Божества.

Как и другие люди в этой книге.

Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14