Сегодня мы вспоминаем Великого князя Московского Ивана II Ивановича, прозванного в народе «Красным» (т.е. красивым) или «Кротким», отошедшего ко Господу в 1359 году.
Он родился в 1326 г. в Москве и был вторым сыном Великого князя Ивана I Калиты. В 1340 г., по духовной своего отца, получил г. Звенигород и часть доходов с Московского княжества. После смерти первой жены Феодосии (1342) Иван вторично женился на Александре, вероятно, дочери московского тысяцкого В.В.Вельяминова - от этого брака родился сын Дмитрий (будущий Великий князь Дмитрий Донской).
После смерти братьев Великого князя московского Семена Гордого и Андрея Иван Красный получил в Орде ярлык на великое княжение. Князь продолжал объединение русских земель вокруг Москвы, начатое его отцом, при этом всячески избегая военных конфликтов, выступая третейским судьей среди русских князей, за что получил прозвище Кроткий. Впрочем, князь проявлял и решимость. Когда ордынский царевич Мамат-Ходжа явился в Рязань и заявил, что установит границу между Московским и Рязанским княжествами, Иван Красный не впустил его в пределы Москвы. Не имея указаний от хана ордынский царевич не решился войти в Московское княжество и ушел восвояси. Похоронен Великий князь в Архангельском соборе Московского Кремля.
Сегодня также день памяти духовного писателя, мыслителя, автора трудов по богословию, русской истории и истории культуры архимандрита Константина (Зайцева), скончавшегося в изгнании в 1975 г.
Он родился 28 марта 1887 г. в Петербурге в семье крещеных евреев и в миру звался Кириллом Иосифовичем. Учился в Германии, где изучал государственное право, затем в Петербургском университете, откуда перешел на экономическое отделение Петербургского политехнического института, после окончания которого в 1912 г. был оставлен на кафедре государственного права. Затем преподавал в Петербургском университете, служил в 1-м департаменте Сената, по ведомству земледелия и землеустройств. Во время Первой мировой войны участвовал в трудах особой комиссии по продовольствию.
После октябрьского переворота 1917 г. уехал в Москву, оттуда на юг России, где участвовал в Белом движении. Эмигрировал с армией генерала П.Н.Врангеля из Крыма, в эмиграции жил в Праге, был приват-доцентом на юридическом факультете. По приглашению П.Б.Струве переехал в Париж, где в 1928-33 гг. редактировал газеты «Возрождение» и «Россия и славянство». Затем перебрался в Харбин, где в 1936-38 гг. был профессором политэкономии юридического факультета Харбинского университета. Во время оккупации Маньчжурии служил у японцев по ведомству Министерства иностранных дел, за протест против принуждения японцами православных эмигрантов к поклонению языческой богине Аматерасу выслан в Русскую Духовную Миссию в Китае.
После кончины супруги в 1945 г. рукоположен во священника. Нес пастырское служение в Циндао и Шанхае. В 1949 г. бежал из коммунистического Китая в США, жил в Сан-Франциско, затем перебрался в Джорданвилль в Свято-Троицкий монастырь, читал курсы догматического богословия, истории русской словесности и пастырского богословия в Духовной семинарии. В декабре 1949 г. пострижен в монашество с именем Константин, был редактором журнала «Православная Русь» и ряда других изданий, в 1954 г. возведен в сан архимандрита. О. Константин состоял в переписке с выдающимся русским мыслителем И.А.Ильиным. Скончался в Джорданвилле, где и похоронен.
Архимандрит Константин известен как автор ряда трудов о Святой Руси, о Царе-Мученике Николае II, о Русской Православной Церкви, которые стали неотъемлемой частью русской православной идеологии.
Сегодня мы также вспоминаем философа Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965).
В этот день скончался Владимир Викторович Лесевич (1837-1905), философ-позитивист, социолог, публицист-народник.
Завтра мы чтим память Императора Юстиниана (482 или 483 - 565) и ее благочестивую супругу Феодору.
Император Юстиниан - один из величайших византийских Императоров, кодификатор римского права, создатель православной государственной идеологии, строитель собора Св. Софии в Царьграде. Церковь чтит его именно за государственные добродетели, прославляя в чине «правоверного Царя». Он родился в 482 или 483 г. в местечке Таурезия близ современного Скопье и был иллирийцем (по другим данным он был славянином и родился в селении Вердяня, близ нынешней Софии). Будущий великий Император родился в простой крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе, куда его забрал дядя по матери Император Юстин I, правивший в 518-527 гг. Полное его имя Петр Савватий (получил при крещении) Флавий (знак принадлежности к Императорскому семейству) Юстиниан (в честь дяди). Постепенно Юстиниан восходил по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном. Юстин, не имевший своих детей, усыновил его и сделал своим соправителем в последние месяцы царствования, поэтому 1 августа 527 г., когда Юстин умер, Юстиниан взошел на трон.
Он прославился своими успешными войнами с врагами Империи. Несмотря на то, что на востоке шла практически непрерывная война с извечным врагом - Персией, Юстиниану удалось восстановить на короткое время великую Римскую империю практически в прежних границах. В 533-534 гг. полководец Юстиниана Велисарий разгромил королевство вандалов, а к 548 г. Африка вновь стала провинцией Империи. К 555 г. другой полководец Нарсес окончательно разгромил Остготское королевство и полностью очистил Италию от готов, франков и алеманов, Италия стала провинцией Империи с центром в Равенне. Юстиниану покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии.
При Юстиниане было совершено и другое грандиозное дело - была произведена кодификация права. Под руководством выдающегося юриста Трибониана был издан знаменитый Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»), состоящий из трех частей: 1) «Кодекс Юстиниана» (полностью издан в 534 г.), куда вошли все сохранявшие актуальность императорские постановления начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в.; 2) «Дигесты», подготовленная в 530-533 гг. компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2-3 вв.), эти тексты стали обязательными для всех судов; 3) «Институции», или «Основы», изданный в 533 г. учебник права для студентов. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы «Новеллы», дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановления.
Но Церковь прославила Императора Юстиниана за великие заслуги перед Православием. Он ревностно стремился к распространению христианства и искоренению язычества, повелев, к примеру, закрыть языческие школы в Афинах, чтобы преподавание наук там вели иноки. При Юстиниане построен величественный собор Св. Софии в Константинополе. Созданный Константином Великим собор был сожжен во время восстания «Ника». Благочестивый Император Юстиниан создал новый храм, веками удивлявший всех величием и красотой. Юстиниан радел не только о распространении христианства, но и о чистоте Православной веры. Выступая против несториан, монофизитов и прочих еретиков, он составил песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий...», которая поется на литургии перед малым входом. Его стараниями в 553 г. был созван V Вселенский собор для осуждения несторианских мыслей и для прекращения раздоров в Церкви. Юстиниан установил закон об обязательном праздновании Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородице.
Одним из важнейших деяний Императора Юстиниана стала разработка православной государственной идеологии. В Византийской империи еще при Равноапостольном Константине сила государства и духовная сила Церкви были объединены на принципе «симфонии властей». В преамбуле к 6-й Новелле Юстиниана этому было дано законодательное обоснование: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием - священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь... Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония».
Вместе с Императором Юстинианом Церковь почитает и его благочестивую супругу Царицу Феодору, на которой он женился в 523 г. и которую беззаветно любил и почитал. Феодора помогала ему управлять государством, а во время восстания «Ника», проявив хладнокровие и выдержку, фактически спасла трон. Она умерла в 548 г., а Юстиниан в 565 г.
Завтра мы также вспоминаем видного государственного деятеля, старшего из братьев Орловых графа Ивана Григорьевича Орлова (1733-1791).
И.Г.Орлов закончил Шляхский кадетский корпус. Унтер-офицер гвардейского пехотного полка. После смерти отца он принял на себя все хозяйственные заботы и почитался братьями как старший в роде. Когда благодаря перевороту 1 762 г. Екатерины II братья были вознесены к власти, Иван управлял их имениями, сам почти безвыездно жил в Москве и «низовых деревнях» на Волге, лишь изредка приезжая в столицу по делам
После 1762 г. вышел в отставку в чине капитана гвардии, с 1764 г. жил в своих поместьях. В 1767 г. был членом Комиссии по составлению нового Уложения. Затем - член Дирекционной комиссии.
В эпитафии на могиле Орлова было написано: «При восшествии на престол государыни Екатерины II произведен капитаном гвардии Преображенскому полку; хотя ему и предлагаемы были знатные чины и другия отличия от Монархини, но он от всего с благодарностью отказывался, ничего не принял и остался во все время в отставке капитаном».
Завтра мы также вспоминаем генерал-адъютанта, фаворита Елизаветы Петровны, первого куратора Московского университета, президента Академии художеств графа Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797).
Иван Шувалов родился в небогатой дворянской семье. Получил домашнее образование. Благодаря покровительству двоюродных братьев, Александра и Петра Шуваловых, участников дворцового переворота 1741 г., Иван Шувалов оказался при Императорском дворе. В 1742 году начал придворную службу в качестве пажа. В 1749 году получил звание камер-юнкера. Вскоре сделался фаворитом Императрицы Елизаветы Петровны.
В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М.В.Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763).
После воцарения Екатерины II И.И.Шувалов оказался в опале. С 1763 по 1777 годы он находился за границей (официально — в отпуске «по болезни»), выполнял ряд дипломатических и других поручений русского правительства. Попутно занимался собиранием коллекции произведений искусства. Впоследствии передал свою коллекцию Академии художеств и Эрмитажу. Вернувшись в Россию, в политической жизни активно не участвовал.
Также завтра мы вспоминаем героя Отечественной войны 1812, генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова (1756-1816).
Д.С.Дохтуров происходил из тульских дворян. Образование получил в Пажеском корпусе. Службу начал в 1781 г. поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. В 1797 г. произведен в генерал-майоры. Участвовал и получил отличие в русско-шведской войне 1788-90 гг. и в кампаниях 1805 −1807 гг., несколько раз был ранен и контужен.
В 1812 г. Дохтуров командовал 6-м пехотным корпусом 1-й армии. В самом начале был отрезан от главных сил в районе города Лиды, но смог вырваться и привести корпус в Дриссу. В Смоленском сражении принял начальство над войсками и оборонял город против атак Наполеона. Получив приказ Барклая-де-Толли оставить город, в полном порядке соединился с главной армией.
В Бородинском сражении Дохтуров командовал центром русской армии между батареей Раевского и деревней Горки, а после ранения Багратиона — всем левым крылом. Привел в порядок расстроенные войска и закрепился на позиции.
В сражении при Тарутине также командовал центром. В сражении под Малоярославцем Дохтуров семь часов выдерживал сильнейший напор французов. За этот бой был награжден орденом Святого Георгия 2-й степени. Отличился в сражении при Дрездене и в Битве народов при Лейпциге.
В 1816 г. вышел в отставку. Умер в том же году. Погребен в Вознесенской Давидовой пустыни.
Также завтра мы вспоминаем русского художника Павла Андреевича Федотова (1815-1852).
П.И.Федотов родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 г. в семье титулярного советника. Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833); был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. В 1835–1845 гг. посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств; его наставниками были баталист А.И.Зауэрвейд и К.П.Брюллов. Выйдя в отставку (1844), отчасти по совету баснописца И.А.Крылова, думал заняться батальной живописью, но затем всецело отдался (по его собственным словам) «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни».
Добродушная ирония, господствующая в небольших по масштабу федотовских шедеврах («Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849–1850)), сменяется жестокой трагикомедией в сцене сватовства горбуна в «Разборчивой невесте» на сюжет басни Крылова (1847; все работы – в Третьяковской галерее). Житейский анекдот претворяется в меланхолическую поэму во «Вдовушке» (1851, Художественный музей, Иваново). В картинах «Анкор, еще анкор!» (1851, Третьяковская галерея) и незавершенных «Игроках» (1852, Музей русского искусства, Киев) доминирует чувство фатального абсурда бытия, предвосхищающее тему абсурда в искусстве символизма. Особое место в творчестве мастера заняли портреты, где ирония уступала место светлому, созерцательному лиризму («Н.П.Жданович за клавесином», 1849, Русский музей, Петербург).
В 1852 г. у художника обнаружились признаки острого психического расстройства. Умер Федотов в Петербурге 14 ноября (ст. ст.) 1852 г.
Завтра мы также вспоминаем видного государственного деятеля, почетного члена Петербургской Академии наук генерал-адъютанта графа П.Д.Киселева, скончавшегося в 1872 году.
Павел Дмитриевич Киселев родился 8 января 1788 г. в Москве в старинной дворянской семье. Получив домашние образование, в 1806 - 1815 гг. служил в элитном Кавалергардском полку, в составе которого участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах Русской армии 1813 - 1814 гг. В годы войны Киселев обратил на себя внимание Императора Александра I, был пожалован им во флигель-адъютанты, сопровождал Государя на Венском конгрессе. С 1817 - генерал-майор.
Первоначально Киселев придерживался довольно либеральных взглядов, был сторонником «просвещенной монархии», разделял многие взгляды декабристов, осуждая при этом их стремления осуществить свои идеалы насильственными средствами. Позже сдвинулся вправо. Главным преобразованием, жизненно необходимым России, Киселев считал отмену крепостного права, о чем в 1816 г. предоставил Императору Александру I специальную записку. В 1829 - 1834 гг. Киселев служил в Молдавии и Валахии, в 1834 г. был назначен членом Государственного Совета, а в 1835 г. введен Императором Николаем I в состав Секретного комитета, созданного для обсуждения проекта крестьянской реформы. Государь называл Киселева своим «начальником штаба по крестьянской части». В 1837 - 1841 гг. Киселев подготовил реформу управления государственными крестьянами, именуемую «реформой Киселева» и ставшую самой крупной попыткой разрешения крестьянского вопроса во второй четверти XIX века. В 1837 г. за свои заслуги на поприще государственного служения был пожалован в графы. С 1856 г. - посол России в Париже, с 1862 г., в отставке. Граф Киселев по праву считался одним из самых выдающихся сановником царствования Императора Николая I.
Завтра день памяти председателя 5-го Всероссийского монархического съезда архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова), скончавшегося в 1931 г.
Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 31 декабря 1852 г. в Полтавской губернии в семье священника и в миру звался Василием Григорьевичем. Образование получил в Казанской духовной академии, которую окончил в 1878 г., в том же году принял постриг и рукоположен во иеромонаха. В январе 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В декабре 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В декабре 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в ноябре 1903 г. - епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В марте 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андрониевого монастыря в Москве. Митрополитом Владимиром (Богоявленским) был делегирован на 5-й Всероссийский монархический съезд, который проходил в мае 1912 г. в Петрограде. Его приветственное слово было восторженно встречено делегатами, а сам он единодушно избран почетным председателем съезда.
После революции в 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. С января по июнь 1926 г. пребывал в григорианском расколе. Скончался в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий.
Также завтра мы вспоминаем: Петра Ивановича Собко (1819-1870), инженера и ученого в области строительной механики и железнодорожного дела, главного инженера (с 1862 г.) Петербургско-Варшавской железной дороги; Митрофана Борисовича Грекова (1882-1934), художника; Михаила Алексеевича Гурьянова (1903-1941), одного из первых героев партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза; Ярослава Васильевича Смелякова (1913-1972), поэта; Владимира Сергеевича Семенихина (1918-1990), специалиста в области автоматизированных систем управления, академика (с 1972 г.); Анатолия Ивановича Павлова (1930-2000), подводника, вице-адмирала, Героя Советского Союза.