Итак, государство в лице председателя Правительства признаёт, что кинематограф имеет решающее значение для формирования современной культуры. Прямо по Ленину: «из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Также государство признаёт, что сегодняшнее кино уподобилось жёлтой прессе. Уровень насилия зашкаливает. Добру не учит. В общем, культура, которая формируется под воздействием такого «искусства», является культурно опасной.
И что же предлагается в качестве лекарства? Разработать кодекс корпоративной этики. То есть некий свод правил, которые участники киноиндустрии добровольно согласились бы соблюдать. В качестве примера приводится кодекс Хейса, названный так по имени республиканца Уильяма Харрисона Хейса, возглавлявшего в 1922-1945 годах Ассоциацию производителей и прокатчиков фильмов (сегодня Американская ассоциация кинокомпаний). Кодекс был принят в 1930 году, с 1934 года использовался как неофициальный национальный стандарт США в киноиндустрии. С 60-х годов стал нарушаться, а в 1967 был упразднён.
Действительно, американские фильмы эпохи кодекса разительно отличаются от современных (это особенно отчётливо видно на примере ремейков старых фильмов). Те фильмы были не идеальны, но всё же многие из них можно показывать детям. Они действительно старались учить добру.
Но эпоха сменилась. Когда важнее всего деньги, добро отходит на задний план. Коммерчески зло более эффективно. И люди, причастные к киноиндустрии это понимают прекрасно. В 30-е годы люди сохраняли в себе ещё многие христианские установки. Поэтому апелляция к их совести могла работать. Собственно говоря, только на этой остаточной совестливости и держался кодекс Хейса. Смерть кодекса как раз и стала ярким свидетельством смерти совести в киноиндустрии. Откуда же эта совесть возьмётся ныне?
В Советском Союзе коммерческий успех не был единственным стимулом, поэтому в кино, как и в любых других жанрах искусства, была возможна нравственная цензура. В сегодняшней России деньги прочно занимают первое место. Это подтвердил сам Путин. Начал-то он свою речь именно с денег: «Так складывается, что мы на встречах в рамках Совета по кинематографии говорим в основном о деньгах, ну и, собственно говоря, это правильно». Потому что, если свести деньги с пьедестала в одном месте, например, в искусстве, это станет философской проблемой. Окажется, что значение денег ограничено, есть что-то важнее. Возникает место для идеологии. А это ни много ни мало падение либеральной доктрины и возрождение идеократической государственности.
Нынешнее государство такую роль на себя брать не хочет. Отсюда, озвученные Председателем Правительства заверения, что государство не будет вмешиваться в сферу идеологии и этики. Свобода слова священна, и не важно, что слово оборачивается грязным ругательством…
Российская газета сообщает о реакции тех, кого Путин прочит в творцы корпоративной этики киноиндустрии:
«Это предложение для обсуждения - никаких управляющих органов создаваться не будет», - прокомментировал журналистам идею премьер-министра кинорежиссер Федор Бондарчук. «Морального кодекса строителя коммунизма не будет!» - вторил исполнительный директор Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков.
Дитя заранее планируется мертворожденным. И иначе не может быть. Даже если этический кодекс будет выработан, он будет предельно общим, чтобы не влиять ни на что. В конце концов, если отечественное кино не будет соответствовать современным голливудским стандартам, оно будет проигрывать в деньгах ещё больше, чем это есть сейчас. С этим не готовы мириться ни киношники, ни государство.
Получается, что хорошие слова о необходимости этических ограничений (хотя бы самоограничений) при создании кинопродукции, по своей сути не более, чем сотрясание воздуха. И скорее всего, об этом догадываются все участники Совета по кинематографии. Приходится признать, что цель рассматриваемого выступления сугубо имиджевая и укладывается в задачи предвыборной кампании.
А культурная деградация и нравственный распад российского общества будут продолжаться.
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог», специально для «Русской народной линии»
5. "Самоорганизация - путь к спасению"
4. Re: «Дитя заранее планируется мертворожденным»
3. Кодексом дело и ограничится
2. Это пиар-ход такой
1. Re: «Дитя заранее планируется мертворожденным»