Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»

ДелоРус и Александро-Невская Семья / 21.11.2011


В Петербурге состоялась конференция, посвященная 300-летию со дня рождения
великого ученого …

В минувшую субботу, 19 ноября, в Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «М.В.Ломоносов и духовные ориентиры России в свете Православия». Конференция была приурочена к 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича и началась с панихиды, которая была отслужена в домовом храме Александровского лицея.

С приветственным словом к участникам конференции обратился священник Алексий Мороз.

«Михаил Васильевич Ломоносов — это самородок русской земли, человек гениальный! – сказал отец Алексий. – Он проявил свой талант во всех областях существовавшей тогда культуры. Он был известным ученым, разработчиком многих интересных проблем, до которых человечество дошло только спустя сто и более лет — в области физики, химии, астрономии, педагогики. Разработанная им национальная педагогическая система в корне отличалась от тех, которые тогда предлагались нашему обществу. Тогда ведь царило засилье немецкой педагогики, она бралась за образец, предлагалось внедрять ее в наше общество. Но Михаил Васильевич говорил, что русский человек должен воспитываться именно на русских традициях, что образование и просвещение должны быть тесно связаны между собою. Русский человек прежде всего должен быть патриотом своего Отечества, быть человеком нравственным. Он должен получать необходимые знания, чтобы служить на благо Родине... Михаил Васильевич был великим человеком и в области русской словесности. Многие считают, что он был основателем нашего русского литературно-художественного языка.

Вместе с тем мы знаем, что Михаил Васильевич был человеком верующим. Но вера его была не внешней, как у многих в то время. Он верил внутренне, верил сердцем, верил не только как обыкновенный человек, но и как ученый муж. Он умел отделить науку от религии. Сейчас мы много говорим о том, что у науки и религии — совершенно разные объекты. Наука изучает наш материальный мир, а религия — мир духовный. И поэтому переносить научные методы в область духовного — это глупо.

Веруя всем сердцем, Михаил Васильевич обличал обскурантизм, который в то время присутствовал у некоторых членов Священного Синода. Не будучи просвещенными, не имея глубоких знаний, глубокой веры, молитвенного духа, они прикрывались Православием, прикрывали им свою кондовую веру, которая разрушала веру других людей. Поэтому Михаил Васильевич и разразился сатирическим гимном о "пустой бороде".

Сегодня, вспоминая Ломоносова, чтя его память, мы отдаем долг нашим предкам, которые способствовали развитию некогда могущественного русского государства. Сегодня в нашем обществе идут разрушительные тенденции, нам ставят в пример Западную Европу, которая абсолютно бездуховна... Разрушается самобытная русская культура, которую хотят засунуть в прокрустово ложе массовой культуры. Таким образом уничтожается и русский человек, и наш народ как таковой. И в этот момент возврат к идеям Ломоносова, который всегда говорил о русской традиции, русской культуре, истории, патриотизме, необыкновенно важен для нас с вами».

Личность Ломоносова действительно настолько многогранна, что участники конференции, говоря о его наследии, смогли обсудить практически все проблемы современности. Был ли прав Ломоносов, споривший с Миллером по поводу «норманской теории»? Какое образование он получил — сугубо отечественное или все-таки европейское? Не был ли склонен к протестантизму? Как правильно называть сегодня наш народ: русский или российский? Что может сплотить этот русский/российский народ? Как противостоять бездуховности, которой мы рады заразиться от западных стран?

На эти — и не только эти – темы рассуждали доктор философских наук А.И.Кугай, доктор культурологии Г.В.Скотникова, кандидат биологических наук Л.И.Конча и другие ученые.

Отец Алексий Мороз зачитал доклад священника Романа Мишина, магистра богословия Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. В этом докладе самыми мрачными красками было обрисовано положение дел во Франции в сфере образования и воспитания, рассказывалось о разрушении института семьи и «сексуальном просвещении» детей.

Известный писатель Николай Коняев выступил с глубоким, но печальным докладом, в котором рассказал о традициях и тенденциях классической русской литературы и ее сегодняшнем состоянии. Речь шла о Николае Семеновиче Лескове, Антоне Павловиче Чехове, Германе Садулаеве и Захаре Прилепине. Положение дел в сегодняшней культуре, да и в обществе в целом, Николай Михайлович обозначил как «глухое, безъязыкое отчаяние современной жизни». Но завершил он свой доклад неожиданными словами, которые все расставили по своим местам и напомнили о поучениях преподобного Серафима Саровского. «Спасение собственной души и спасение Родины совпадают», - сказал писатель.

Наверное, в этих словах и заключается план наших сегодняшних действий в борьбе за Родину. Хочется верить, что и Михаил Васильевич Ломоносов не отказался бы подписаться под ними.

Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. иерей Илья Мотыка : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 20:00

В моем последнем комментарии смысловая ошибка. Я хотел написать Кто сказал. что на Руси до 17 в. был Богом установленный обряд. Обряд форма священнодействия изобретенная человеком.
18. рудовский : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 18:47

Ирина Фр., будьте так добры, назовите работы этой вашей подруги, дабы мы могли с ними ознакомиться и оценить ее "ученость".
17. иерей Илья Мотыка : Шахматову
2011-11-22 в 17:42

Господин Шахматов, кто вам сказал, что обряд на Руси в 17 в. был Богом установлен. Чинопоследование богослужения менялось в течение тысячелетий. Богослужебный устав сначала на Руси Студийский (гимнография одна), в конце 14 в. стал устанавливаться Лавры Саввы Освященного
(гимнография совершенно иная). Никто из этого светопрестставления не устраивал. Кто сказал что двуперстие древнее трехперстия. Иначе при смене двуперстия, на трехперстие во всей вселенной был бы бунт. Никто про такие волнения ни в Греции, ни Молдавии, на Афоне или Египте не знает.
16. иерей Илья Мотыка : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 17:28

Я считаю жителей Львовской области русскими, термин украинцы это изобретение австрийцев и поляков. Жители Галиции называли себя руськими еще в начале 20 в. Не знаю, зачем правительство СССР навязало искусственный этноним "украинцы".
15. : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 17:09

Иерей Илья,забыли,что Вы говорили о своем украиносамостийном происхождении?
14. : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 17:05

Иерей Илья,по Вашим высказываниям для Вас Бог не указ. Продолжайте в своем понимание Христианства, а для меня они мало чего говорят ,простите,на этом я заканчиваю с Вами общение-потому,что идут повторы.
13. иерей Илья Мотыка : Ирине Фр.
2011-11-22 в 16:49

Ирина, не когда больше не повторяйте подобной гнусности и клеветы. Вместо возвеличивания Михаила Васильевича, вы кладете жирное пятно на репутацию его матери как блудницы, а на него печать внебрачного, незаконнорожденного ребенка. Простое, крестьянское, но законное происхождение более славно для имени Ломоносова.
12. иерей Илья Мотыка : Шахматову
2011-11-22 в 16:44

Я не понял, что такое русскость в вашем понимании. Я русский и сын русских предков. Воспитан на русской классической литературе и русской истории. Дети мои воспитываются по тем же образцам. И я и жена и дети мои живем православной церковной жизнью. Среди новообрядцев, очень много полноценных православных христиан, замечать, которых не может только слепец.
11. иерей Илья Мотыка : Шахматова
2011-11-22 в 16:37

Самым молодым священникам, которые были рукоположены в 60 г. 17 в., в 20 гг. 18 в. было не меньше 80 л. Таких было крайне мало. Молодой смены им не было. И быть не могло в принципе Кто бы их рукополагал? Все епископы были новообрядцами во всей вселенной. От Руси, до Греции. включая Малороссию, Белоруссию, Молдавию, Сербию, Святую землю, Египет, Малую Азию и Грузию. То то старообрядцы, искали себе архиерея два столетия, пока не обрели Амвросия Сараевского. А до этого довольствовались бывшими новообрядческими попами.
Возвращаться к дореформенным обрядам для большинства православного мира смысла нет. Новый обряд давно стал старым, другого никто не знает и не нужно. А богословие, нравственное учение, каноническое право и богослужебный строй у нас истинные. К тому же наша иерархия имеет апостольское приемство. Наши службы и таинства благодатны, иначе ваши отцы не переманивали наших попов и архиереев.
А каятся в грехе преследования, более чем столетней давности глупо. У нас своих личных грехов хватает. Если у вас другая точка зрения, то кайтесь в Смутном времени и убийстве царя Феодора Борисовича Годунова, если у вас есть такое желание.
2. Не поминай имя Божие всуе.
10. : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 11:45

Иерей Илья,побойтесь Бога - не надо так искажать историю,то есть Истину-в то время дораскольное священство было,воспитывался Ломоносов в Древлеправославии,никто всех никониан дураками не считает,а всего лишь призывает к истинности и русскости.
9. иерей Илья Мотыка : Шахматову
2011-11-22 в 09:26

Начальное образование Михаил Васильевич получил в училище при Холмогорском архиерейском доме, был чтецом в церкви в своем селе.
Рассуждения о том, что неграмотный мужик был бы принят на казенный кошт в Славяно-Греко-латинскую академию, это уже даже не фантастика, а фентези.
И самое главное, мог ли человек симпатизирующий староверию, женится на немке и венчатся с ней в реформаторской церкви? Не думаю.
Во времена Ломоносова дораскольных священников в принципе быть не могло. Те кто не приняли никоновских реформ умерли от старости. Новых им бы никто не рукоположил, все архиереи за исключением Павла Коломенского были никонианами. Холмогорские староверы не принимали, не только беглых попов из новообрядцев, даже брезговали остатками священников старого поставления, не принявших никоновских новин. Так как считали, что благодать на небо улетела. Нет благодати, нет священства.
Да и сейчас есть федосеевцы. поморцы ек приемлющие священства.
Я конечно уже привык, что староверы. считают нас новообрядцев, за дураков и моральных уродов, из которых ничего путного выйти не может. Но уж больно вы часто об этом повторяете.
8. Ирина Фр. : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 03:48

Уж так и САМОродок был великий Ломоносов! Гены пальцем не размажешь, как говорит одна моя подруга, научный сотрудник института биологии гена. Ломоносов был сыном Петра I, есть все исторические свидетельства этому верить.
7. : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-22 в 00:17

Иерей Илья не будьте наивным человеком-разве великий Ломоносов мог стать ученым в духовно и национально расколотой России-если бы не пошёл на компромисс с церковной и светской властями? Да и не забывайте, что Он стал приобретать грамоту в 19 лет,в чем же причина?
http://www.peoples-r...osov-staroobryadec/
6. : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-21 в 23:35

Иерей и Игорь,у вас странные вопросы-великий Ломоносов был воспитан в русских обрядах и традициях - в Русском Староверии - это не только вере во Христа,но и в русскость,что после церковного раскола стали уничтожать,ясно?
5. рудовский : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-21 в 23:10

Ломоносов - это хорошо, но почему не же на сайте не освещено последнее громкое дело о том, как студентов незаконно задержали за нахождение на территории университета?
Возврат к идеям Ломоносова невозможен в условиях безобразной власти и гнусных методов воздействия со стороны органов внутренних дел. Тем более он невозможен в университете, ректор которого прикинулся ничего не знающим, ничего не понимающим...
4. иерей Илья Мотыка : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-21 в 22:25

М.В. Ломоносов такой же старовер, как Шахматов мормон.
3. Игорь И. : Ответ на 1.,
2011-11-21 в 17:50

Михаил Васильевич Ломоносов был духовно, национально и умственно велик-потому, что не был оторван от дораскольного Православия, то есть Русского староверия!



При чём здесь староверие?
2. alexandr : К руководству РНЛ
2011-11-21 в 14:16

А нельзя ли дать на РНЛ некоторые доклады, прежде всего талантливого писателя Николая Коняева?
1. : Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
2011-11-21 в 11:14

Михаил Васильевич Ломоносов был духовно, национально и умственно велик-потому, что не был оторван от дораскольного Православия, то есть Русского староверия!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме