С приветственным словом к участникам конференции обратился священник Алексий Мороз.
«Михаил Васильевич Ломоносов — это самородок русской земли, человек гениальный! – сказал отец Алексий. – Он проявил свой талант во всех областях существовавшей тогда культуры. Он был известным ученым, разработчиком многих интересных проблем, до которых человечество дошло только спустя сто и более лет — в области физики, химии, астрономии, педагогики. Разработанная им национальная педагогическая система в корне отличалась от тех, которые тогда предлагались нашему обществу. Тогда ведь царило засилье немецкой педагогики, она бралась за образец, предлагалось внедрять ее в наше общество. Но Михаил Васильевич говорил, что русский человек должен воспитываться именно на русских традициях, что образование и просвещение должны быть тесно связаны между собою. Русский человек прежде всего должен быть патриотом своего Отечества, быть человеком нравственным. Он должен получать необходимые знания, чтобы служить на благо Родине... Михаил Васильевич был великим человеком и в области русской словесности. Многие считают, что он был основателем нашего русского литературно-художественного языка.
Вместе с тем мы знаем, что Михаил Васильевич был человеком верующим. Но вера его была не внешней, как у многих в то время. Он верил внутренне, верил сердцем, верил не только как обыкновенный человек, но и как ученый муж. Он умел отделить науку от религии. Сейчас мы много говорим о том, что у науки и религии — совершенно разные объекты. Наука изучает наш материальный мир, а религия — мир духовный. И поэтому переносить научные методы в область духовного — это глупо.
Веруя всем сердцем, Михаил Васильевич обличал обскурантизм, который в то время присутствовал у некоторых членов Священного Синода. Не будучи просвещенными, не имея глубоких знаний, глубокой веры, молитвенного духа, они прикрывались Православием, прикрывали им свою кондовую веру, которая разрушала веру других людей. Поэтому Михаил Васильевич и разразился сатирическим гимном о "пустой бороде".
Сегодня, вспоминая Ломоносова, чтя его память, мы отдаем долг нашим предкам, которые способствовали развитию некогда могущественного русского государства. Сегодня в нашем обществе идут разрушительные тенденции, нам ставят в пример Западную Европу, которая абсолютно бездуховна... Разрушается самобытная русская культура, которую хотят засунуть в прокрустово ложе массовой культуры. Таким образом уничтожается и русский человек, и наш народ как таковой. И в этот момент возврат к идеям Ломоносова, который всегда говорил о русской традиции, русской культуре, истории, патриотизме, необыкновенно важен для нас с вами».
Личность Ломоносова действительно настолько многогранна, что участники конференции, говоря о его наследии, смогли обсудить практически все проблемы современности. Был ли прав Ломоносов, споривший с Миллером по поводу «норманской теории»? Какое образование он получил — сугубо отечественное или все-таки европейское? Не был ли склонен к протестантизму? Как правильно называть сегодня наш народ: русский или российский? Что может сплотить этот русский/российский народ? Как противостоять бездуховности, которой мы рады заразиться от западных стран?
На эти — и не только эти – темы рассуждали доктор философских наук А.И.Кугай, доктор культурологии Г.В.Скотникова, кандидат биологических наук Л.И.Конча и другие ученые.
Отец Алексий Мороз зачитал доклад священника Романа Мишина, магистра богословия Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. В этом докладе самыми мрачными красками было обрисовано положение дел во Франции в сфере образования и воспитания, рассказывалось о разрушении института семьи и «сексуальном просвещении» детей.
Известный писатель Николай Коняев выступил с глубоким, но печальным докладом, в котором рассказал о традициях и тенденциях классической русской литературы и ее сегодняшнем состоянии. Речь шла о Николае Семеновиче Лескове, Антоне Павловиче Чехове, Германе Садулаеве и Захаре Прилепине. Положение дел в сегодняшней культуре, да и в обществе в целом, Николай Михайлович обозначил как «глухое, безъязыкое отчаяние современной жизни». Но завершил он свой доклад неожиданными словами, которые все расставили по своим местам и напомнили о поучениях преподобного Серафима Саровского. «Спасение собственной души и спасение Родины совпадают», - сказал писатель.
Наверное, в этих словах и заключается план наших сегодняшних действий в борьбе за Родину. Хочется верить, что и Михаил Васильевич Ломоносов не отказался бы подписаться под ними.
Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»
19. Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
18. Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
17. Шахматову
16. Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
15. Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
14. Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»
13. Ирине Фр.
12. Шахматову
11. Шахматова
10. Re: «Возврат к идеям Ломоносова необыкновенно важен»