Глава Генштаба Российской армии генерал Николай Макаров в четверг выступил в Общественной палате с рядом довольно громких заявлений, сообщает Newsru.com. «После распада СССР возможность локальных вооруженных конфликтов практически по всему периметру границы резко увеличилась», - констатировал Макаров. Он не уточнил, что имеет в виду, но подчеркнул: «При определенных условиях я не исключаю, что локальные и региональные вооруженные конфликты могут перерасти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия», - цитирует слова генерала Интерфакс.
При этом начальник Генштаба напомнил, что почти все страны бывшего Варшавского договора, а также прибалтийские государства, входившие в СССР, стали членами НАТО, передает Infox.ru.
Далее генерал сообщил, что, если бы не начатая несколько лет назад военная реформа, в 2014 году Российская армия осталась бы без техники и вооружений. «До 2015 года старый план, которым предусматривалось развитие, как и было, привел бы к тому, что мы по технике и вооружению в 2014 году Вооруженных сил в России бы не имели», - сказал он. Исправной и боеспособной техники и вооружения, по его словам, осталось бы менее 10%.
Говоря о многострадальном гособоронзаказе (ГОЗ), который, несмотря ни на какие реформы, не первый год срывался, Макаров заверил, что Минобороны сумело «продавить» поставщиков, с которыми «бодались» до последнего из-за высоких цен на продукцию. В частности, отметил он, ведомство сумело на своих условиях подписать договор с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).
«Председатель правительства (Владимир Путин) нажал, и мы подписали все контракты по условиям Министерства обороны, а не на условиях, которые выдвигали те люди, которые были заинтересованы в другом», - пояснил глава Генштаба. Он отверг обвинения в том, что военное ведомство затягивает с заключением контрактов с производителями. По его словам, прессу и общественность будоражат некие люди, которым «текло в карманы и вдруг перестало течь».
По словам Макрова, за срыв ГОЗ в этом году Минобороны взыскало с предприятий около 9 миллиардов рублей и «пустили их в госбюджет». Он сказал, что оборонной промышленности поставлен ультиматум: за просрочку в поставках вооружения и военной техники с них будут взыскиваться санкции. «Не сделал вовремя - плати деньги и отдавай их народу», - цитирует слова Макарова Интерфакс.
Более того, оборонную промышленность, по словам Макарова, так «простимулировали», что теперь требуют отдачи в виде вариантов новой бронетехники. «Думаю, на следующий год увидим новый танк, новый БТР и новую БМП. К этому есть все условия», - заявил он.
Генерал пообещал, что Минобороны при заключении гособоронзаказа и в дальнейшем будет жестко настаивать на снижении цен на продукцию оборонных предприятий. Он не преминул при этом раскритиковать ее качество, заявив, что некоторые отечественные образцы техники и вооружений «заранее ставят армию РФ в проигрышное положение».
«Берем танк Т-90, о котором много говорилось, много писалось, и - израильский «Меркава». Сравните его систему поражения и нашего танка. Я уж молчу о танке Т-72 и всех остальных. Наш танк (Т-90) также не предусматривает противоминную защиту», - посетовал Николай Макаров. «Берем нашу артиллерию, - продолжил он. - Везде у иностранных армий есть высокоточные боеприпасы, и дальность поражения у них выше».
Начальник Генштаба заявил, что Минобороны будет закупать только то вооружение, которое отвечает лучшим мировым стандартам. Он также отметил, что срок работы зарубежных космических спутников военного назначения сегодня составляет 15 лет, а российских - 3-5 лет. «Мы должны в пять раз больше спутников выпускать, минимальная цена которых - 6-8 миллиардов рублей. Да где же мы эти деньги возьмем, в конце концов?» - вопрошает начальник Генштаба.
Отвечая на вопросы участников заседания Общественной палаты, Николай Макаров «раскрыл военную тайну»: сообщил, что мобилизационный ресурс армии РФ сейчас составляет 700 тысяч человек, или сто бригад. Основу его составляют солдаты-срочники.
Говоря о численности военнослужащих, генерал Макаров пожаловался, что армия столкнулась с серьезной нехваткой молодежи призывного возраста. «Отсрочек появляется все больше и больше, призываемой молодежи все меньше и меньше. Всего 11,7% из всей молодежи мы можем призывать. Из них 60% уходит по состоянию здоровья. Поэтому мы практически стоим перед фактом, что в Вооруженные силы призывать почти некого», - констатировал он.
На этом фоне позитивной тенденцией выглядит сокращение численности центрального аппарата Минобороны. За последние годы он уменьшился более чем в три раза - с 51 тысячи до 13,4 тысячи человек, сообщил начальник Генштаба. «И мы понимаем, что это еще не предел», - сказал он, подчеркнув, что «уровень управления войсками нисколько не понизился».
Генерал отметил, что структуры аппарата располагались более чем в 20 московских зданиях, «занимая все, что можно было занять». Сегодня же в результате оптимизации «мы можем занять всего лишь одно здание в центре Москвы, в котором располагается Генштаб», подчеркнул Макаров.
Глава Генштаба поделился с членами Общественной палаты и другими перспективами. Так, по его словам, к 2015 году в Вооруженных силах будет создана новая система управления, «близкая к искусственному интеллекту». Она будет управлять не только армией, но и всеми силовыми ведомствами.
«Раньше Вооруженные силы управлялись так называемым стволом управления, то есть в каждом виде и роде войск была своя вертикальная связь. Нам такая система не нужна, ее техническое состояние не выдерживает критики», - напомнил генерал. Сути новой системы он, впрочем, не объяснил.
Также Николай Макаров сообщил, что с 1 января 2012 года в армии и на флоте все хозяйственные задачи будут выполняться сторонними организациями способом аутсорсинга. «Командиры бригад, других воинских частей обязаны проверять качество выполнения задач в соответствии с контрактом, заключенным со сторонними организациями», - пояснил он.
Он сказал, что ремонт боевой техники также будет выполняться сторонними организациями. «В каждой бригаде будет работать по 20 человек гражданских специалистов, которые будут вести ремонт военной техники, при этом имея прямые связи с заводами», - уточнил генерал.