Действительно, всего неделя была посвящена этому событию, а впечатлений, знаний и эмоций у зрителей, участников и членов жюри осталось, будто фестиваль длился в течение нескольких месяцев – настолько богатыми, насыщенными и наполненными смыслом были эти дни. 19 фильмов просмотрено, 12 зарубежных гостей встречено, 4 творческих вечера проведено, 2 медали вручены – вот то богатство, которое сверкает из юбилейного сундука этого фестиваля. Организаторы сберегали каждое из сокровищ – ежедневно велся дневник фестиваля, повествующий о каждой новой находке Русского Зарубежья.
По окончании работы фестиваля, 14 ноября, в Большом зале Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла торжественная церемония закрытия фестиваля и награждения лауреатов конкурсного показа. Подведем итоги.
Пятый юбилейный год работы фестиваля показал многое. В первую очередь надо сказать о заинтересованности средств массовой информации этим событием. Открытие фестиваля – процесс весьма показательный, по количеству посещающей его прессы принято судить о его уровне. Но о высоком уровне тут можно сказать не только судя по количеству заинтересованных событием журналистов, но и по его составу: своим вниманием фестиваль в этом году не обошли не только отечественные, но и зарубежные корреспонденты, география которых из года в год расширяется все больше.
Во-вторых (второе по счету, но не по важности), нужно сказать о несравненном с остальными годами проведения фестиваля количестве пришедших на него зрителей, для которых возможность судить о последних работах именитых режиссеров, в большинстве своем присутствующих прямо в зале кинопоказов, была традиционно бесплатной. В двух залах Дома Русского Зарубежья, что находится в самом центре Москвы у метро Таганская, мест с каждым днем фестиваля не хватало все больше. Не оставалось ни одного свободного местечка в зале – люди сидели на приставленных местах и стояли в проходах до самых титров. Также как не оставалось ни одного маленького пространства в зале, не оставалось нетронутым ни одного самого крохотного пространства в душах зрителей. Кстати говоря, организаторы фестиваля довольно-таки чутко отнеслись к этим новых условиям и пообещали в скором времени сообщить об окончании строительства нового, еще более вместительного и комфортного зрительного зала для будущих фестивалей, традиционно проходящих каждый год в эти ноябрьские дни в Москве. Будем надеяться, что им удастся сдержать свое обещание.
Интерес публики был вызван и огромной работой, проведенной по отбору гостей фестиваля: его участников и членов жюри, а также почетных гостей, приглашенных из Канады, Швейцарии, Великобритании, Франции, Германии, Сербии, Эстонии, Австралии и США. Напомним, что фестиваль «Русское Зарубежье» празднует в этом году свое пятилетие, и его организаторы как всегда постарались отобрать лучшее из созданного за последнее время в киноискусстве о жизни русских за рубежом. В результате в конкурс вошли пять игровых и четырнадцать документальных фильмов. В конкурсе фестиваля приняли участие такие фильмы как «Многоточие» Андрея А. Эшпая, «Степи» Роба Нильссона, «Николай Романов. Обретенная Россия» Жиля Вюиссо, «Женитьба по-итальянски» Александра Бруньковского и другие не менее интересные работы.
Обычно кинофестивали сводятся только к простому показу фильмов. В данном же случае организаторы радовали своих гостей еще и творческими вечерами, устроенными специально по этому случаю.
Возвращение великого русского «француза Александра Алексеева» собрало в стенах Дома Русского Зарубежья знающих почитателей великого аниматора, а также познакомило непосвященных в эту сферу зрителей с его великими творениями. Вечер творчества Александра Алексеева собрал родственников, знакомых и почитателей его таланта.
Творческий вечер уникальной русской певицы Ксении Мейснер заставил зрителей обратиться к памяти прекрасного дореволюционного романса. Ни разу не посетив Россию и прожив всю жизнь в городе Аделаида в Австралии, Ксения смогла перенять у своей матери ту редкую манеру пения, которая была характерна для нашей России до 1917 года. Весь вечер Ксения делилась со слушателями порой забытыми у нас мелодиями и песнями, вызывая слезы на глазах благодарных слушателей. Открытием для всех присутствующих было знакомство Ксении не только со старинным романсом, но и с песнями нашего современника Булата Окуджавы. Он был запрещен в Советском Союзе, а там, в далекой Австралии, Ксения смогла познакомиться с его песнями, как впрочем и с ним лично, о чем она поведала в рассказе о волнующих подробностях этой встречи.
На фестивальный показ приехал также сын великого русского изобретателя и авиаконструктора Игоря Сикорского: Николай Игоревич представил фильм Александра Гурьянова «Толкай телегу к звездам». Это был двойной подарок зрителям – с одной стороны, премьера документального фильма, а с другой, возможность узнать из первых уст о жизни самого «отца авиации».
Необыкновенным событием стал вечер «Русский след в Сербии», состоявшийся в первый день работы фестиваля. В тот же день была открыта и выставка «Толстой и Достоевский в сербской культуре», она не только показала, какое место два этих великих русских писателя занимают в культуре Сербии, но и познакомила посетителей с элементами прикладного искусства, а также подарило дегустацию вин, которых невозможно найти на прилавках российских магазинов. Апогеем дружелюбности между братским народом Сербии и русским народом стало награждение знаменитого сербского кинокомпозитора Горана Бреговича медалью имени Михаила Чехова за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства. Перед многотысячной аудиторией «Крокус Сити Холла» награжденный композитор отметил необходимость помнить о родственной связи сербов и русских, помощь друг другу у которых стала доброй братской традицией. Все эти события были подготовлены в рамках социально-инвестиционного проекта «Русские на Балканах», руководителем которого является директор кинофестиваля «Русское Зарубежье» Филипп Кудряшов.
Помимо официальных мероприятий, на которых присутствовали сотни зрителей, по велению души и сердца отдельных его гостей произошло и несколько незапланированных волнующих встреч. Например, благодаря усилиям организаторов фестиваля Ксения Мейснер встретилась с Семеном Сегалем, автором музыки церковных песнопений, которые, как рассказала Ксения, исполняются не только в церквях России, но и в Австралии, в храме, где она поет. Семену – регенту храма царевича Димитрия при Первой городской больнице Москвы – было радостно узнать, что человек с другого континента столь трепетно относится к его творчеству. Еще одним таким волнующим событием стало посещение Донского монастыря американским режиссером Робом Нильссоном. Вдохновленный русской культурой режиссер девизом своей жизни считал фразу Солженицына из романа «Архипелаг ГУЛАГ» о том, что все должно быть рассказано. Посещение места погребения великого русского писателя и великолепная экскурсия по Донскому монастырю стали, по словам Роба, поистине волнующим событием.
Но вернемся к фестивалю и его участникам. Хотя жюри фестиваля «Русское Зарубежье» и было средоточием профессионализма, процесс отбора фильмов-победителей конкурсного показа вызвал немало жарких споров. Тем не менее, победители были названы.
Международное жюри, в составе которого были актер и режиссер Александр Марин (Канада), театральный режиссер Михаил Крутов (Франция), писатель, драматург и режиссер Вячеслав Хотулев (Россия), выбрали победителя в конкурсе игрового кино. Им стал фильм «Разговор перед лицом молчания» режиссеров Александры Равенских и Владимира Макарихина. Дипломом жюри был отмечен фильм Джеймса Айвори «Белая графиня».
В конкурсе неигрового кино жюри, в составе которого были народная артистка России Валентина Теличикина, режиссер Екатерина Еременко (Германия), режиссер Анна Чернакова (Великобритания), главного приза удостоило фильм «Отец Михаил. История одной семьи» автора Елены Чавчавадзе и режиссера Галины Огурной. Диплом жюри получил документальный фильм Олега Беседина «Бронзовый апрель глазами русских.
Благодарные зрители, не веря 14 ноября в завершение этого фестиваля, но все же надеясь на близость следующего, уносили с собой теплоту встреч с прекрасным, дорогим и близким их сердцу – они были вновь приобщены к воспеванию русской культуры, помогающей выжить многим нашим соотечественникам вдали от Родины.
Нам же остается только благодарить главных учредителей и организаторов фестиваля: Президента МКФ «Русское Зарубежье», кинорежиссера Сергея Зайцева, директора Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына Виктора Москвина и генерального директора МКФ «Русское Зарубежье», продюсера Филиппа Кудряшова, а также всех тех, кто отдает все свои силы и вкладывает душу в это мероприятие во имя того, чтобы этот фестиваль жил и радовал своих зрителей как и прежде.
Ольга Попова, «Русская народная линия»