«Сложно комментировать встречу Дмитрия Медведева и Барака Обамы хотя бы потому, что оба этих политика на второй срок президентства уже не пойдут. Все их договоренности доживут ровно до конца президентских сроков, а следующие президенты России и США могут отказаться от них. Поэтому если на этой встрече и были достигнуты какие-то договоренности, то это договоренности людей, которые знают, что выполнять их им уже не придется. Они могут говорить, что угодно и делать любые заявления, совершенно точно зная, что люди, которые возглавят США и Россию после них, дезавуируют эти заявления», - заявила в интервью «Русской народной линии» доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ Анастасия Митрофанова, комментируя итоги встречи Президента России Дмитрия Медведева с президентом США Бараком Обамой, состоявшейся на полях форума АТЭС в Гонолулу.
«Особых "прорывов" за последнее время в российско-американских отношениях не произошло, - считает эксперт, - за исключением договора об СНВ, который является больше наследием холодной войны, чем событием, непосредственно относящимся к современности. От СССР России досталась слишком большая военная мощь, которую США постепенно сводит к минимальным размерам. Следует обратить внимание, что главный вопрос - размещение ПРО в Европе - решен не был, и в обозримом будущем не будет. Поправка Джексона - Вэника пока не отменена: Обама всего лишь обещал поставить этот вопрос перед Конгрессом, где сидят все те же антикоммунисты и русофобы (в США это примерно одно и то же), которые ее когда-то одобрили».
Отметим, что в ходе форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) президент США Барак Обама объявил о достижении рамочного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, передает РБК. «Нам предстоит работа над деталями, однако можно с уверенность сказать, что конечная цель по созданию единой торговой зоны, включающей 9 государств, будет достигнута», - заявил глава Белого дома. Сейчас Транстихоокеанское партнерство объединяет четыре страны - Бруней, Новая Зеландия, Сингапур и Чили. Когда достигнутое сегодня рамочное соглашение будет окончательно доработано, список стран - участниц торгового пакта пополнится Австралией, Вьетнамом, Малайзией, Перу и США. По словам Б.Обамы, создание подобной торговой зоны приведет к увеличению американского экспорта и поспособствует созданию рабочих мест, что на данный момент является приоритетом политики США. В Транстихоокеанское партнерство не были приглашены Россия и Китай. Со своей стороны премьер-министр Японии Есихико Нода обратился к США с официальным запросом о присоединении к Транстихоокеанскому партнерству. Обама ответил одобрением на запрос Ноды и предложил продолжить обсуждение данного вопроса на ближайших переговорах.
Президент России Дмитрий Медведев так прокомментировал инициативу США по созданию Транстихоокеанского партнерства: «Я пока не очень понимаю, что получится из транстихоокеанского партнёрства. Когда оно заработает и принесёт свои плоды, тогда я скажу, что этот клуб стал для нас интересным, и тогда можно думать о том, хорошо ли, что мы отсутствуем в нём, или плохо. Пока это только проект. Хотя проект небезынтересный, вне всякого сомнения. Поживём увидим», сообщает сайт Кремля.
«Что касается инициативы по созданию Транстихоокеанского партнерства, - продолжила Анастасия Митрофанова, - то надо учитывать, что для США крайне важно сохранять контроль над зоной Тихого океана. Для этого они после второй мировой войны создали целую систему многосторонних военных соглашений, которая включает несколько крупных организаций типа АСЕАН, АНЗЮС, СЕАТО, двусторонние соглашения с Японией, Южной Кореей. Это сложная система гарантий, которая обеспечивает постоянное присутствие Америки в этом регионе и окружает Россию и Китай кольцом американских сателлитов».
По словам эксперта, «когда распался биполярный мир, у США появились опасения, что они могут потерять тихоокеанскую зону, поскольку -под предлогом того, что СССР больше опасности не представляет, государства этой зоны могут попросить США убраться оттуда. Тогда Соединенные Штаты начали создавать несколько иную систему, которая больше является экономической, чем военной. В частности, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) было создано как один из инструментов сохранения Тихого океана в зоне влияния США. Естественно, что Америка не заинтересована в том, чтобы Россия или Китай серьезно участвовали в этих инициативах, поэтому они будут продолжать что-то создавать с целью контроля над регионом».
«В АТЭС входит огромное количество стран: весь Евросоюз, Индия, Китай, Россия, Чили.... Это сверхсистема, в которую официально входят не государства, а "экономики". Формально АТЭС - не межгосударственная организация, туда входит Тайвань, который государством не является. У США остается заинтересованность, во-первых, в создании именно межгосударственной организации, во-вторых, в создании организации не чисто экономической, а занимающейся и вопросами безопасности, и, в-третьих, в создании организации, в которой не будут участвовать Россия и Китай. Поэтому Транстихоокеанское партнерство - это не дублер АТЭС, а нормальное продолжение американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной. Президент России Дмитрий Медведев прав насчет того, что пока нет никакой ясности, что собой будет представлять Транстихоокеанское партнерство. Это неудивительно, ведь такой организации пока не существует», - заключила Анастасия Митрофанова.