«Пятый пункт» исчез из большинства документов в 1993 году, напоминает издание. Когда его исключали, считалось, что неупоминание национальности сгладит этнические проблемы, однако пока что положительных результатов этой меры не видно – напротив, национальные проблемы стали несравненно более болезненными, чем во времена СССР.
Так, согласно опросу Фонда «Общественное мнение», 56% жителей нашей страны считает, что в их собственный регион следовало бы ограничить въезд представителям некоторых национальностей, 30% считает, что в их краях отношения между представителями разных народов недружественные, 22% - что в их регионах случаются конфликты на национальной почве.
К тому же неупоминание национальности очевидным образом противоречит наличию автономных национальных образований в составе РФ. Национальность оказывается достаточно важной, чтобы определять государственное устройство страны, но недостаточно важной, чтобы указываться в документах.
Прокомментировать такое положение вещей и ответить на вопрос, стоит ли вернуть пункт «национальность» в документы, корреспондент издания попросил православных священнослужителей.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов в шутку предложил фотографироваться на паспорт с табличкой, на которой написана национальность. «Так что проблему можно решить очень легко», - иронически отметил он. «А если серьезно, то на самом деле, будет графа или нет, неважно. Все дело во внутреннем ощущении. Графа в паспорте – это внешнее: главное быть русским в душе», - добавил священник. «А действительное национальное единство может быть только плодом кропотливого и упорного воспитания народа, особенно молодого поколения. А у нас этим почти не занимаются. Никаких серьезных мер в этом направлении не предпринимается. Так что удивляться нечего», - заключил отец Димитрий.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, также нужды в «пятом пункте» не видит. «Будет графа с национальностью в паспорте или нет, я к этому отношусь равнодушно – ни за и ни против. На мой взгляд, это не имеет никакого отношения ни к проблеме национальной самоидентификации и самосознания, ни к проблеме национального единства. Эти проблемы возникли в результате сначала долгого коммунистического советского воспитания, а потом более короткого, но очень интенсивного – либерального», - сказал он. «У нас в принципе не решен вопрос, что есть национальные идеалы и что есть собственно национальность. Поэтому и графа о национальности в паспорте в этом контексте не имеет смысла. Ни к умалению, ни к усилению национального сознания эта мера не приведет», - полагает отец Владислав.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, назвал нацию «школой любви». «Человек, который научится доброму отношению к своему собственному народу, будет с уважением относиться и к людям других национальностей. Такая же школа любви – и семья. Тот, кто хочет отменить национальности, не остановится и перед тем, чтобы отменить Богом установленные семейные отношения, что мы уже видим на Западе. Это явления одного порядка», - сказал он. «Мы не можем отменить то, что создал Господь Бог. Ведь Бог разделил языки, чтобы в рамках именно своих национальностей люди научились подлинному единству, единству в любви к другому, а не ложному всесмешению – вавилонскому интернационализму. Отказ от национальности – это попрание библейских принципов. Силам зла легче управлять безликой нивелированной толпой, чем людьми, которые живут своей историей, своей фамилией, которые хранят свою землю», - добавил отец Олег.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья тоже уверен, что желание слить всех в какую-то одну массу на самом деле не решит национальные проблемы, а, скорее, спровоцирует людей на более острое восприятие своей человеческой и национальной идентичности. «Мне кажется, не случайно День национального единства совпадает с большим церковным праздником, в который отмечается не только спасение русской государственности, но и сохранение на Руси православной веры. По своим этническим корням человек может быть кем угодно, и при этом считать себя русским по духу, т.е. по вере. Вот почему и Пушкин, и Лермонтов, и множество других замечательных деятелей русской истории, включая и многих представителей императорской фамилии – это все русские люди, несмотря на своих иноземных предков. Потому что это все православные люди, любившие свое Отечество. А вот Владимира Ульянова назвать русским человеком не получается», - сказал он.
«Я считаю, что графа "национальность" обязательно должна быть. Это никого не унижает, но свидетельствует нашу идентичность. Люди, сознающие свои национальные особенности и различия, могут мирно уживаться, поддерживать нелицемерное единство и нелицемерную дружбу. Опасения всплеска национализма из-за появления этой графы в паспорте совершенно беспочвенны», - уверен отец Сергий. «А многим русским людям надо просто вспомнить, что они русские и что ничего постыдного в этом нет. Мы причастны великой истории и культуре, которую творили наши предки. Если мы не будем любить и уважать свой собственный народ, то и другие народы нас не будут уважать. Никакой национальной гордыни в этом нет. Просто "русский" значит, что ты любишь Россию и принадлежишь ей, а "россиянин" – ни то, ни се», - заключил он.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает, что графа «национальность» для многих – символ, который указывает на их принадлежность к нации. «Только я думаю, что люди путают разные понятия: паспорт – это юридический документ, который предусматривает правовые отношения. И в данном случае возвращение графы "национальность" поможет решить проблемы в случае ситуаций с уничижением или же с предпочтением той или иной нации. Но наша правовая система построена на принципах равенства наций перед законом, поэтому эта графа не так важна», - говорит он. «К тому же из-за этой записи могут быть случаи дискриминации, когда, к примеру, могут приниматься решения о приеме на работу на основе симпатии-антипатии к конкретной национальности», - полагает отец Димитрий. «Поэтому я думаю, что запись о национальности должна быть в сердце человека, сколь бы патетично это ни звучало. Если человек не кичится своим происхождением, а соответствует ему своим поведением, соблюдением традиций, хочет принадлежать к определенной культуре и не посрамить честь нации – это и есть главное доказательство его любви. Не надписью определяется это все, а внутренней культурой человека», - убежден священник.
«Главное - воспитывать свою нацию достойно, чтобы система образования воспитывала дух народа. Для объединения народа нужны уроки краеведения, религиозной культуры, то есть широкая система воспитания, прежде всего молодого поколения, создание государственных культурных программ, которые обращали бы нас к истории нашей нации, к великим деяниям наших предков», - подытожил он.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что графа «национальность» никогда ни на что не влияла: «Опасения, что она может влиять на въезд других граждан в регион или страну, на представительство в органах власти, в корне неверны – на практике такого никогда не было». «Но мне непонятен отказ от этой графы по другому поводу: разве я должен стыдиться того, что я – русский? Или еврей, или белорус? Каждый родился в семье, связанной с определенной культурой. И человек должен иметь право по своему усмотрению вносить эту графу в паспорт», - убежден священник.
«Что касается урегулирования поведения представителей диаспор, то для этого существует административный и уголовный кодекс, есть закон о миграции. Может, стоит пересмотреть его? Например, чтобы было право преимущества при трудоустройстве у местных жителей. А то часто в регионе много безработных, а всюду по дешевке работают мигранты», - сетует он.
«Чтобы объединить все народы в нашей стране, надо не замалчивать проблемы и не выводить их за скобки общественного внимания. К примеру, власти пытаются скрывать факты национальной преступности, но зачем? Отмечая праздники, мы призываем людей быть едиными – в этом сила нашей страны. Но чтобы добиться этого единства, надо не прятаться от проблем, а решать их. И тогда болезни общества будут называться своими именами вопреки фальшивым принципам политкорректности», - заключил отец Георгий.