«Культуролог и социолог СМИ Даниил Дондурей сказал даже, что мораль — это табуированная тема в нашей стране, и ничего изменить невозможно. С первой частью этого утверждения я бы согласился, а со второй — решительно нет. Сам тот факт, что во время подобных слушаний большинство участников, за исключением лиц, связанных корпоративной солидарностью, говорят о пагубности нынешнего нравственного состояния СМИ, говорит очень о многом. И выступления в Общественной палате, и множество реплик, которые мы слышим в Государственной Думе, в газетах, по радио и даже на самом телевидении, и опросы общественного мнения однозначно говорят, что люди не удовлетворены, а часто и возмущены тем, что им показывают на телеэкранах в самое, что называется, «смотрибельное» время. Лучшие эфирные часы, по поводу которых нам постоянно говорят, что их не хватает, особенно для православных передач, для высокой культуры, для образования и воспитания, заполнены низкопробными шоу. Видимо, их главная и единственная цель — это намертво приковать человека к дивану с банкой пива в руке и заставить глупо смеяться над шутками, которые одни и те же люди с минимумом вариаций повторяют кто пять, кто десять, а кто и двадцать лет. Другой конек многих телеканалов — это щекотание нервов того же самого обывателя, сидящего на диване с банкой пива, кровью, трупами, душераздирающими преступлениями, скабрезными историями из жизни так называемых звезд, обидными «приколами», в том числе издевательствами над собственным народом и, наконец, сценами разврата, иногда граничащими с порнографией», - отмечает священник.
«Некоторые деятели СМИ и массовой культуры уверяют нас в том, - продолжает он, - что «пипл» сам все это хочет «хавать», этого просит, этим доволен. Во время слушаний в Общественной палате эти высказывания были много раз опровергнуты. Опросы общественного мнения показывают, что люди хотят видеть на телеэкране не это. Они надеются, что телевидение будет воспитывать, образовывать, помогать людям в обретении душевного мира и смысла жизни. В стране есть немало тех, кто способен создавать качественные фильмы и телепередачи. Кстати, не только назидательные и просветительские, но и информационные (а качество информации на некоторых каналах сильно хромает), и относящиеся к популярной культуре или юмору. В конце концов, в журналах и газетах встречается много интересного и веселого, но на телеэкран это творчество пробиться не может, потому что он захвачен несколькими группами людей, поделивших рынок пустого хохмачества и масскульта».
«Кстати, на немассовых телеканалах — образовательных, детских, религиозных, культурных, которых у нас сегодня достаточно много, — мы видим программы гораздо лучшие по смыслу и по качеству информации, чем то, что показывается на «больших кнопках». Пусть иногда эти каналы проигрывают по качеству картинки или оборудования, но многие из них смотреть гораздо интереснее, чем Первый или НТВ в вечерние часы и выходные дни. В обществе сложился почти полный консенсус относительно того, что нравственный облик большинства телеканалов нужно решительно изменить. Такова воля народа. Но этой воле противостоит другая воля — воля нескольких тысяч человек, которые захватили командные высоты и контрольные пакеты во многих предприятиях телебизнеса», - считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
«Обостряющаяся дискуссия, на мой взгляд, ставит перед высшей государственной властью очень простой вопрос: она должна сделать выбор между волей народа, включая элиту в лучшем смысле этого слова, то есть людей интеллектуальных, опытных, культурных, — и волей узкой группы, которая привыкла эксплуатировать пошлость и порок, при этом презрительно поплевывая в сторону «пипла», который все это «хавает». Нет, сегодня люди больше не хотят объедаться пошлятиной и развязностью. Я надеюсь, что их голос услышат те, кто принимает политические решения», - заключил протоиерей Всеволод Чаплин.