22 октября / 4 ноября сего года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, исполнится 290 лет со дня основания Российской Империи. В этот день 1721 года решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества. Это было сделано в ознаменование окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа (ст. стиля) 1721 г., согласно которому к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории. Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией (при жизни Петра Великого только Голландия и Швеция официально признали этот титул), этот день считается днем основания Российской Империи.
О значении этого дня рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов:
«Провозглашение России Империей важное событие в истории русского народа и народов, входивших в состав русского государства. Однако это событие не являлось чем-то экстраординарным, так сказать, из ряда вон выходящим. Дело в том, что оно подводило итог длительному историческому развитию России на его определенном этапе. Россия как Империя стала формироваться и складываться, конечно же, значительно ранее эпохи Петра Великого, если под Империей понимать социально-политическое сообщество разных народов во главе с государствообразующим этносом.
Русский этнос имеет богатый и давний опыт строительства многонационального государства. Уже в легенде о призвании Рюрика отражено это качество и свойство русских славян. Тогда на северо-западе Руси возникали государственные образования на полиэтничной основе. И позднее на юге, в Среднем Поднепровье, мы наблюдаем те же самые явления. Например, в строительстве государства в Киевской земле важную и значительную роль сыграли так называемые «свои поганые», т.е. язычники-кочевники, жившие в Поросье. В те времена в слове «поганые» не было никакого уничижительного смысла. Эти «свои поганые» являлись остатками печенегов, торков, берендеев и ковуев, носивших общее название «Черные клобуки». Они принимали активное участие в общественно-политической и военной жизни Киевской земли, участвовали в строительстве Киевского государства. Таким образом, и на Севере и на Юге мы наблюдаем картину строительства Древнерусского государства дружными усилиями различных племен и народов во главе, конечно, с восточнославянским этносом.
Историю Российской Империи нужно, скорее всего, начинать с конца ХV века, со времени завершения создания единого Русского государства, которое стало вовлекать в свою орбиту другие этносы и народы. Однако особенно явственное выражение получил этот процесс в эпоху царя Иоанна Грозного, когда были покорены Казань и Астрахань, когда в состав России вошел татарский этнос и многие этносы Поволжья, когда было начато освоение Сибири с её многочисленными племенами и народами. Иоанн Васильевич Грозный являлся подлинным зачинателем истории формирования Российской Империи, что, к сожалению, нередко забывается современными учеными-историками, писателями и публицистами. Провозглашение России Империей при Петре было, как видим, своеобразным подведением государственно-правового итога предшествующего достаточно длительного исторического развития. Но провозглашение Петром России Империей открывало перед ней, безусловно, новые перспективы, реализация которых завершилась созданием огромной и уникальной Российской Империи, занявшей шестую часть суши нашей планеты.
Ведь империи бывают разные. Например, Британская империя совсем иная, чем Российская. Российская Империя складывалась мало-помалу в течение длительного времени, часто в неё входили народы и этносы на добровольных началах, хотя иногда применялась и сила при объединении. Тем не менее, это была своеобразная естественная форма бытия народов, входящих в состав Российской Империи. Ни один из этносов, вошедших в Российскую Империю, не исчез с лика земли. На Западе мы наблюдаем совершенно иную картину. Российская Империя создавалась в интересах всех народов, входивших в состав этого огромного государства. То, прежде всего, были интересы внешней безопасности. На протяжении веков формировалось необозримое геополитическое пространство с многочисленными племенами и народами. Это единое геополитическое пространство, именуемое Российской Империей, обеспечивало внешнюю безопасность всем этносам, входившим в состав Российской Империи, порой спасая их от истребления.
Сейчас, в связи с расчленением исторической России многие бывшие российские этносы оказались одиноки и беззащитны перед внешним миром. Они вынуждены идти «под зонтик» более сильных государств. Особенно наглядно мы это наблюдаем на примере с Грузией, холопствующей перед США. Все остальные отколовшиеся от исторической России так называемые республики находятся в уязвимом внешнеполитическом положении. Поневоле они будут искать сильного, кто мог бы взять их под свою опеку. С этой точки зрения перспектива воссоединения отколовшихся частей исторической России вполне реальна, а в определенном отношении неизбежна.
Российская Империя была огромным самодостаточным государством, обладавшим всеми необходимыми ресурсами, чтобы независимо, автономно существовать от других государств. Поэтому она представляла собой препятствие на пути давних замыслов установления власти над миром известных вселенских сил, распространивших сейчас свои щупальца по всему свету. Нынче это установление власти приняло форму глобализации, что было бы попросту невозможно, если бы существовала Российская Империя. Совсем недавно эту препятствующую роль осуществлял СССР, который, по сути, выступал в качестве исторического преемника Российской Империи. Объединить мир в единых руках и властвовать над миром в целом при существующей Российской Империи, как бы её не называли (СССР или РФ, которая остается Империей по своей сути, хотя и значительно урезанной), не удается. Даже теперь обессиленная Россия остается помехой на пути глобализации. Поэтому-то и ставится задача расчленения уже не СССР, а РФ. Применяются и другие, более изощренные способы установления власти над миром. Провозглашаются идеи единого политического и экономического пространства «от Ванкувера до Владивостока», как недавно говорил Бжезинский на Ярославском международном форуме, или «от Лиссабона до Владивостока», как сейчас рассуждает в «Известиях» Путин. Но и в том и в другом случае историческую Россию ожидает погибель. Вот почему наши правители не могут праздновать юбилей провозглашения Российской Империи, поскольку вписаны в мировую элиту, разрушающую национальные государства. Конечно, они входят в эту элиту не на равных правах. По моему глубокому убеждению, их не пускают дальше «прихожей» того строения, где размещаются мировые властители. И все же вместе с другими мировыми политиками они решают глобализационную задачу, а праздновать юбилей провозглашения Российской Империи значит идти наперекор глобализационным идеям, воскрешая в памяти былую мощь России. В этом, на мой взгляд, кроется причина замалчивания 290-й годовщины провозглашения Российской Империи.
На фоне замалчивания этого исторического события поражает размах празднования 100-летия со дня смерти политического неудачника Столыпина. И хотя Столыпин являлся либералом, его по какому-то недоразумению провозглашают монархистом, сторонником царской власти, тогда как он выступал за установление конституционной монархии в России по образцу западных монархий, о чем, кстати, мечтали масонствующие кадеты. С этой точки зрения Столыпин никаким монархистом не был. Он был противником Российского Самодержавия, а значит, был собратом современных ему либералов. Не случайно нынешние либералы, начиная от почившего Федорова и кончая правительством Путина, учредившего медаль Столыпина, всячески восхваляют этого либерального политического деятеля».
6. Автору
5. Re: Идти наперекор глобализационным идеям
4. пусть перегрызут друг друга
3. причина замалчивания 290-й годовщины провозглашения РИ
2. Идти наперекор глобализационным идеям.
1. Какую судьбу мы избираем для себя?