1 ноября в Таджикистане должно было пройти заключительное заседание судебного процесса по делу летчиков авиакомпании Rolkan investmenc LTD Владимира Садовничего и Алексея Руденко, но его перенесли на 4 ноября, сообщает ИА «Росбалт».
Гражданин России Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко были задержаны 12 марта 2011 года. В тот день они, каждый на своем самолете, вылетали из Кабула в связи с окончанием контракта с авиакомпанией Rolkan investmenc LTD, зарегистрированной в Арабских Эмиратах и занимавшейся перевозкой гуманитарных грузов в Афганистане. Опасаясь нехватки топлива, летчики запросили вынужденную посадку в аэропорту таджикского города Курган-Тюбе, получили официальное разрешение, но после приземления были задержаны сотрудниками Госкомитета национальной безопасности Таджикистана.
Летчикам грозит по 13 лет тюрьмы за «контрабанду», факт которой не только не доказан, но даже не установлен следствием. Основательно обследовав самолеты, которые приземлились с интервалом в 20 минут, местная таможня и спецслужбы аэропорта нашли в грузовом отсеке полуразобранный авиационный двигатель. Его потом признают контрабандой, а полет над территорией республики, и посадку объявят противозаконной. «Как гособвинитель я просил 13 лет», — заявил государственный обвинитель Файзулло Холов.
Садовничему и Руденко предъявлены обвинения по статье 218-й Уголовного Кодекса Республики Таджикистан «Нарушение правил международных полетов»; статье 289-й части 3 пункта «г» «Контрабанда путем прорыва таможенной границы» (прокуратура утверждает, что летчики «контрабандным путем перевезли один двигатель авиасудна»); статье 335-й части 2 «Незаконное пересечение государственной границы Республики Таджикистан по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, с применением насилия либо с угрозой его применения». Прокуратура потребовала приговорить их к 13 годам заключения, сообщил сайт «Фергана news».
«За груз по международному кодексу отвечает авиационная компания — командир корабля за груз ответственности не несет, если это не оружие, наркотики, взрывчатка. Ничего из этого перечня на борту не было», — сообщил командир экипажа Ан-72 Владимир Садовничий.
«То, что принял решение Владимир садиться, а потом разбираться — правильное решение. Сколько у нас было случаев — на подлете не хватило 100 метров, самолет рухнул, двигатели остановились. Вот этого он бы никогда не позволил себе», — рассказал заслуженный военный штурман России Евгений Доронин.
«Эти самолеты кому-то очень понравились, и какому-то сумасшедшему или недалекому чиновнику посоветовали, что можно их забрать бесплатно, а летчики попали как заложники, как предмет шантажа. Это страшно», — считает представитель авиакомпании Валерий Пфефер. Сейчас самолеты блокированы на дальней стоянке аэропорта Курган-Тюбе — к ним никого не подпускают, а в случае приговора их могут конфисковать в пользу государства. За три месяца удалось лишь раз повстречаться с консулом. «Вышел консул на полминуты и сказал: "Что вы хотите, вы виноваты, пусть сидят". И все, вот вся помощь», — рассказал Валерий Пфефер.
Представители авиакомпании Rolkan investmenc LTD не раз отмечали, что претензии к летчикам абсурдны, так как их обвиняют в контрабанде полуразобранного авиадвигателя, который использовался, как запасной. Тем не менее, у адвокатов связаны руки из-за того, что компания не предоставила документы, подтверждающие, где был зарегистрирован самолет, его сертификат летной годности и сертификат оператора.
«Эту информацию гендиректор компании представить не может, а она, как вы сам понимаете, очень важна, чтобы отвести обвинения, если они не обоснованы», - заявил 1 ноября министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции с белорусским коллегой Сергеем Мартыновым. Лавров заверил, что российская сторона делает все необходимое, чтобы помочь в разрешении этой ситуации. «Мы не только будем участвовать, мы уже участвуем в этом процессе. Делаем все необходимое для того, чтобы постараться помочь нашему гражданину», - цитирует главу МИДа РИА Новости.
При этом Лавров отметил, что, к сожалению, истинная картина искажается не очень добросовестными людьми. «Я читал... заявление одного из адвокатов нашего летчика Садовничего. И адвокат этого летчика утверждал, будто посольство вообще ничего не делает, будто посольство наше в Таджикистане не участвует в судебных заседаниях. Это лживые утверждения, которым не надо верить и которые не нужно тиражировать», - сказал министр. По его словам, посольство России в Таджикистане совместно с официальным представителем ФСБ в Таджикистане еще весной этого года направило официальный запрос в ГКНБ Таджикистана и в МИД этой страны. «Мы встречались с генеральным директором авиакомпании "Ролкан" господином Полуяновым, который дал необходимые пояснения и обратился с официальной просьбой о содействии», - сообщил Лавров и посоветовал адвокатам летчика заняться поиском документации по самолету и авиакомпании.
Ранее Эстония официально обратилась к посольству Германии в Душанбе с просьбой как можно скорее направить дипломата на встречу с задержанным летчиком. Представители посольства сразу же связались с адвокатом Бабаевым. «28 октября в Курган-Тюбе мы встретились с консулом Эстонии при посольстве ФРГ в Таджикистане, - цитирует Бабаева Азия-плюс. - В основном его интересовало здоровье Руденко и условия места его содержания».
Сейчас специалисты МИД проверяют все факты, связанные с этой историей. Если приговор будет обвинительным, страна будет добиваться освобождения своего гражданина и его выдачи. Россия защищает Владимира Садовничего, несмотря на то, что лётчик подписал контракт на работу с сомнительной фирмой, зарегистрированной в Арабских Эмиратах. Предварительно эксперты говорят о непрозрачности предприятия, что осложнит работу защиты. Не все ясно и с позицией Таджикистана. По некоторым данным, вначале таджикские власти дали разрешение на посадку, а потом его дезавуировали. Судебный процесс над лётчиками близится к концу, скоро мы узнаем, повлияла ли твёрдая позиция России на решение судьи. Но в любом случае — хочется верить, что гражданина России не бросят в беде и без правовой поддержки не оставят.