Владыка Викентий: «Главное богатство Узбекистана - это его народ»

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский поделился первыми впечатлениями от пребывания на узбекской земле

0
840
Время на чтение 5 минут

Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, назначенный на эту новую кафедру решением Священного Синода от 27 июля 2011 года, а прежде многие годы возглавлявший Екатеринбургскую епархию, в интервью РИА Новости поделился первыми впечатлениями от пребывания на узбекской земле.

«…Прошло два месяца с начала моего послушания в Средней Азии, и за это время во мне сложились не только впечатления, но и какие-то выводы, обобщения. Я посетил уже больше половины приходов, а в последней поездке побывал в семи городах южного Узбекистана, приобщился к святыням Самарканда и Бухары. Легче всего ответить вам по поводу расстояний и нагрузки. Ну, я человек не только новый, но и молодой... (Смеётся). Ну, относительно. В том смысле, что лёгок на подъём. Я был поражён той огромной работой, которую проделал до меня Преосвященнейший Владимир, главное - той общей атмосферой миролюбия и благожелательности, которые царят здесь в отношениях между православными и мусульманами, между Церковью и правительствами независимых государств региона. Ведь это не само собой складывается и держится - имею в виду эту атмосферу искреннего, не натужного стремления к взаимопониманию и взаимоприятию. За этим проглядывает 20-летний труд духовного деланья владыки Владимира на этой земле - с одной стороны, а с другой - соответствующая воля верховной власти, её мудрая и ответственная политика перед лицом своего народа, воля к миру и добрососедству во имя процветания Богом вверенной земли. И видимый результат этого взаимного деланья остаётся для меня сильнейшим первым впечатлением от встречи с Узбекистаном и со всей Среднеазиатской землёй», - сказал митрополит.

По его словам, «главное - это люди, конечно». «Их просветлённые лица, их глаза во время этих встреч, во время нашего общения. И я говорю не только о православных, которым это как бы положено при встрече с правящим архиереем, но говорю здесь и о мусульманах, коренных жителях этой земли. Хотя я ничего нового, наверное, не прибавлю к тому, что прежде меня говорил о жителях Узбекистана Преосвященнейший Владимир. Однако для меня это действительно новые, свежие впечатления. И мне доставляет радость подтверждать прежде сказанное в отношении замечательного, трудолюбивого, чадолюбивого, гостеприимного, замечательно оптимистичного народа, среди которого Господь сподобил жить и молиться также нас, православных. Я чувствую себя здесь помолодевшим. Ведь ехал сюда, откровенно говоря, с некоторым страхом, уповая только на Господа. Ожидал, что почувствую себя скорее уставшим, постаревшим, в недостатке духовных и физических сил. Но Бог не оставляет - Бог даёт. Что значит "Бог даёт"? Это тоже не абстракция какая-то. Бог даёт эти впечатления, эту землю, эти встречи, эти лица, радость от этих встреч и бесед, так что забываешь о сне. Бог даёт телу это молодое ощущение, способность одолевать в несколько дней такой маршрут с напряжённым графиком служб и встреч», - продолжил владыка.

«Я мог бы долго рассказывать о каждом городе, который мы посетили, осуществляя это небольшое паломничество по общим нашим христианско-мусульманским святыням. Разумеется, яркое впечатление оставили исторические центры, но нельзя сказать, что меньше впечатления произвела, например, Кызылкумская пустыня с городами Заравшан и Учкудук, можно сказать, в самом сердце её. Конечно, сначала был Самарканд - место упокоения мощей пророка Даниила (Данияра), одного из величайших наших пророков, равно почитаемых и христианами, и мусульманами, и иудеями. Здесь был совершён молебен, мы своими глазами увидели чудесное, вновь расцветшее оливковое древо, испили родниковой воды, истекающей от того места, где покоятся мощи пророка. В Навои я успел только пообщаться с паствой, побеседовать о жизни прихода, и в путь - через обширную степь - в Заравшан, в Учкудук. До Учкудука добрались лишь поздним вечером, но народ не расходился, ожидая моего приезда. И может, поэтому встреча получилась такая сердечная, долгожданная, трогательная. В этот же день - в Зарафшан. Здесь отслужили всенощное бдение, а утром - литургию в честь святителей Московских. Сразу после службы назад через ту же степь в Навои. Там тоже служил, встретился с прихожанами, которые с любовью нас приняли. Оттуда выехали в другой славнейший город исторического Узбекистана - в благословенную Бухару. Как раз поспели к всенощной. По преданию, здесь проходил со словом Божьим святой апостол Фома. И день нашего приезда в Бухару совпал с памятью апостола Фомы. На следующий день - литургия. И опять же много народа - полный храм, несмотря на будний день (среда). Мне приятно вспомнить о пешей прогулке по улицам города. Разговаривал с людьми, с обычными прохожими, посетил мусульманские святыни, общался с мусульманским духовенством. Познакомился с династией Камаловых, замечательных мастеров-устозов кузнечного дела. Увидел знаменитый ствол дерева, который вырос из посоха праведника-суфия Бахауддина Накшбанди. Испил водицы из источника, который извёл из земли праведный Патриарх Иов ("Чашма Айуб"). Вот что отмечаю: люди общаются с радостью, с охотой, нет ни тени испуга на лицах или скрытого недоброжелательства. Ведь если бы что-то такое было на сердце, то это нельзя скрыть - это было бы заметно. Открытость, чистосердечность в общении и сама способность к этому - это производит большое впечатление. Из Бухары выехали в Каган, из Кагана - в Карши, а из Карши уже в Ташкент. Вот, если максимально сжато, наш маршрут. Путь, конечно, неблизкий и нелёгкий, но исполненный света, очень праздничный по настроению, что вообще присуще, как мне кажется, этой земле», - рассказал митрополит Викентий.

По его словам, «главное богатство Узбекистана - это его народ». «Терпеливый, любвеобильный, гостеприимный, хлебосольный, с прирождённым оптимизмом, с крепкой традицией уважительного отношения к старшим по возрасту, по положению и даже, если хотите, по должности. Это те ценности, которые в России, к великому сожалению, во многом уже ослаблены или даже утеряны в связи с так называемой вестернизацией, приобщением к западным ценностям. Разве мы против этих ценностей? Нет, мы против бездумности, против внедрения каких-то поверхностей вместо ценностей и некоего принципиального цинизма, с которым их навязывают. А здесь, как я отмечаю, традиции сохраняются, уберегаются на всех уровнях. К примеру, на меня большое впечатление произвела традиция общественной, почти общинной жизни. Имею в виду махаллю. И этот красивый обычай собираться миром и строить одному из членов общества дом - хашар. Ведь это и у нас когда-то было. Я помню ещё из своего детства, как мои родители выходили помогать соседям. Это было дружно, весело, как праздник. И здесь это всё есть и хорошо работает. Опять же нравится, что люди в большинстве одеваются прилично, подобающе, благопристойно, держа себя на расстоянии от крайностей и излишеств современной молодящейся моды. Мне нравится это наблюдаемое целомудрие в одежде, стремление к более чистым формам чувств и отношений, сохраняемое институтом махалли. К общим позитивным наблюдениям отнесу и то, что здесь отсутствуют рекламные щиты с изображениями вызывающе обнажённых женщин, отсутствуют изображения, растлевающие психику подростков и воздействующие на подсознание психотропным образом. И не бросаются в глаза разные ночные клубы и увеселительные заведения, оккупировавшие ныне центральные части в российских городах... эти так называемые "плоды демократии"», - заметил владыка.

«Думаю, что эта более опрятная атмосфера в городах республики сохранена благодаря умелому и мудрому руководству со стороны президента республики Ислама Абдуганиевича Каримова, благодаря его воспитательному, отеческому отношению к своему народу, к гражданам Узбекистана. Я заметил, что и к президенту здесь относятся серьёзно, с уважением. И эти мои слова - отнюдь не формальный поклон власть предержащим, за которых мы молимся в своих храмах, но проявление действительного моего уважения, моего удивления, приятного изумления перед увиденным. Увиденным, конечно, не только внешними, но и внутренними глазами. Крепкая традиция - крепкая семья - крепкое государство. Такова формула стабильности. И там, где она соблюдается, только там есть перспективы и будущее. Я благодарен Господу за то, что призвал меня на служение на этой прекрасной земле с ее прекрасными людьми, с которыми я в эти дни встречался, и с народом, у которого есть чему поучиться и нам, россиянам. Храни его Господь», - заключил митрополит Викентий. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
В Казани отчим изнасиловал совсем еще маленькую дочку
Слухи о мобилизации по России могут стать реальностью: что там?
Где и что сейчас делают все дети Добровольской
Первые комментария о скандале между Ленкомом и Певцовым

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Культурку в массы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.01.2025 07:51
Так Русская Церковь борется с сектами или сотрудничает?
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.01.2025 06:42
Так победим?
Новый комментарий от РОНОЛ
18.01.2025 05:01
Государствоцентричность Русской истории и конец времён
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.01.2025 01:50
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
17.01.2025 23:45