«Дай Бог, чтобы никогда не было войны»

В Святодуховском центре состоялся вечер сербского кино

В рамках фестиваля «Невский благовест» в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры прошёл вечер сербского кино. Было показано четыре документальных фильма режиссёров Йована Марковича и Светы Страхинича. Один из этих фильмов, повествующий о нескончаемый сербской войне, исполнен отчаяния. Три других — удивительно жизнеутверждающие.

Фильм «Косово. Бесконечный погром» начинается с рассказа об истории Сербии. Поворотный момент истории этого государства — Косовская битва с турками, состоявшаяся в 1389 году. По преданию, перед битвой сербскому князю Лазарю явился Ангел и предложил на выбор: или победа в бою и царство земное, или мученическая гибель и Царство Небесное. Князь выбрал Царство Небесное — как считают сербы, не только для себя, но и для всех них. Именно в этом ключе они рассматривают свою историю: четыреста лет под владычеством турок, Первую и Вторую Мировую войну, социалистический гнёт, натовские бомбёжки, насильное отделение Косова.

Во времена Косовской битвы не было кинематографа, и о её жестокости мы можем судить только по рассказам летописцев и народного эпоса. Когда видишь документальный фильм о современной резне в Косове, начинаешь думать, что это — самый страшный период в сербской истории. В этом фильме есть кадры, совершенно неприемлемые ни для киноискусства, ни даже для репортажа: слишком жестоко и безобразно. Чего стоит хотя бы речь Патриарха Павла, ныне покойного, в которой он говорит об албанском терроре: оскверняют и сжигают храмы, убивают людей, насилуют детей и монахинь, выкапывают детские тела из могил... Мальчик купается в реке, в него стреляют из автомата; брат бросается спасать его и тоже гибнет. В городе Печ одной автоматной очередью убиты шесть юношей — школьников и студентов. А вот женщина в чёрном говорит о том, как она рукой закрывала грудь сына, но пуля пробила и её ладонь, и его сердце. Мужчина рассказывает, как ему в грудь направили пистолет и велели убираться из Косова, а он поднял горсть земли и сказал: это моя земля, она досталась мне от деда и прадеда, и я умру здесь. Бесконечные обезображенные тела в гробах, бесконечное отпевание и прекрасный сербский распев: «Святый Боже, Святый крепкий»...

После этого фильма создаётся впечатление, что сербская земля стёрта в порошок — если не натовскими бомбардировками, то отчаянием. Но три других фильма, совсем коротеньких, говорят о другом.

О том, как глубока духовная жизнь сербов — по крайней мере, некоторых из них. Герой одного из фильмов, отец Данило, больше двадцати лет не покидает испостницу (скит) святого Саввы. Вот он в глубоком молчании вырезает деревянные крестики, обрабатывает мотыгой каменистую землю, а потом уходит в лес и там замирает, сосредоточенно глядя куда-то в чащу. И только его правая рука перебирает чётки: он молится. Над горами спускается ночь, монах лежит у себя в келье, но пальцы по-прежнему двигаются по ступеням чёток. Его лицо всё время спокойно, на нём ни разу не появляется улыбка. Жизнь монаха-молчальника показана таинственной и простой, без намёка на режиссуру. Конечно, съёмки для него были серьёзным испытанием. По словам режиссёра Светы Страхинича, отец Данило согласился сняться в фильме только по особому благословению Патриарха Павла.

Мне приходилось слышать о том, что итальянские солдаты KFOR, охранявшие один из сербских монастырей, приняли Православие. Может быть, это о них рассказывается в фильме «Чуваре тишине» - «Хранители тишины»? Его действие разворачивается в монастыре Высокие Дечаны, основанном в XIV веке и находящемся на территории Косова. Сейчас на пятьдесят километров вокруг монастыря нет ни одного серба. По словам режиссёра, «когда началась война, сюда пришли тридцать три монаха — самые красивые, большие, ростом более двух метров. Шесть из них — доктора наук. Только три не имеют университетского образования». Этих монахов охраняют итальянские солдаты — провожают и в храм, и за водой на источник. Пока два монаха набирают воду в канистры, четыре солдата стоят вокруг с поднятыми автоматами, и, видимо, не зря: вдалеке слышны выстрелы. Но самое удивительное то, что возле храма солдаты снимают автоматы и вместе с монахами идут на богослужение. Молятся у раки с мощами, крестятся, подходят к елеопомазанию. Потом вместе с отцами садятся за трапезу... Так они охраняют друг друга, каждый — со своим оружием.

Последний фильм, показанный в Святодуховском центре, был совсем прост и назывался «Живот» - «Жизнь». Вот узловатое, сухое дерево, навалившееся стволом на белый храм. На вершине дерева — круглое гнездо с двумя аистами. Монах бьёт в деревянное било, зазывая на службу - а аисты отвечают сухим пощёлкиванием клювов. В храме ревмя ревёт маленький голый ребёнок: его трижды опускают в купель. Вот, собственно говоря, и всё.

«Дай Бог, чтобы никогда не было войны», - резюмировал Света Страхинич после просмотра фильмов.

По некоторым репликам из зала можно было судить о том, что среди зрителей многие впервые узнали о ситуации в Сербии, а может быть — только что открыли для себя эту страну. Многие зрители, включая режиссёра Страхинича, плакали во время просмотра фильмов. В конце вечера одна женщина поднялась на сцену и сказала: «Это откровение для всех нас. У нас никто этого не знает. Мы потрясены тем, что увидели». Хотелось выть вместе с сербскими женщинами на пепелище — и хотелось рожать детей, потому что ничего другого просто не остаётся.

Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Надпорожская:
Искусство требует жертв
11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
10.09.2018
«Нет нам дороги унывать...»
Рядом с преподобным Серафимом
15.08.2018
При две́рех Спас, да вот беда...
Новые стихотворения
23.07.2018
Стихотворные притчи иеромонаха Романа
О стихотворениях 2017-2018 годов, опубликованных в книге «Лазурь святая» (СПб.: Пальмира, 2017) и на сайте «Ветрово»
26.06.2018
Все статьи автора