«Дай Бог, чтобы никогда не было войны»

В Святодуховском центре состоялся вечер сербского кино

0
263
Время на чтение 3 минуты

В рамках фестиваля «Невский благовест» в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры прошёл вечер сербского кино. Было показано четыре документальных фильма режиссёров Йована Марковича и Светы Страхинича. Один из этих фильмов, повествующий о нескончаемый сербской войне, исполнен отчаяния. Три других — удивительно жизнеутверждающие.

Фильм «Косово. Бесконечный погром» начинается с рассказа об истории Сербии. Поворотный момент истории этого государства — Косовская битва с турками, состоявшаяся в 1389 году. По преданию, перед битвой сербскому князю Лазарю явился Ангел и предложил на выбор: или победа в бою и царство земное, или мученическая гибель и Царство Небесное. Князь выбрал Царство Небесное — как считают сербы, не только для себя, но и для всех них. Именно в этом ключе они рассматривают свою историю: четыреста лет под владычеством турок, Первую и Вторую Мировую войну, социалистический гнёт, натовские бомбёжки, насильное отделение Косова.

Во времена Косовской битвы не было кинематографа, и о её жестокости мы можем судить только по рассказам летописцев и народного эпоса. Когда видишь документальный фильм о современной резне в Косове, начинаешь думать, что это — самый страшный период в сербской истории. В этом фильме есть кадры, совершенно неприемлемые ни для киноискусства, ни даже для репортажа: слишком жестоко и безобразно. Чего стоит хотя бы речь Патриарха Павла, ныне покойного, в которой он говорит об албанском терроре: оскверняют и сжигают храмы, убивают людей, насилуют детей и монахинь, выкапывают детские тела из могил... Мальчик купается в реке, в него стреляют из автомата; брат бросается спасать его и тоже гибнет. В городе Печ одной автоматной очередью убиты шесть юношей — школьников и студентов. А вот женщина в чёрном говорит о том, как она рукой закрывала грудь сына, но пуля пробила и её ладонь, и его сердце. Мужчина рассказывает, как ему в грудь направили пистолет и велели убираться из Косова, а он поднял горсть земли и сказал: это моя земля, она досталась мне от деда и прадеда, и я умру здесь. Бесконечные обезображенные тела в гробах, бесконечное отпевание и прекрасный сербский распев: «Святый Боже, Святый крепкий»...

После этого фильма создаётся впечатление, что сербская земля стёрта в порошок — если не натовскими бомбардировками, то отчаянием. Но три других фильма, совсем коротеньких, говорят о другом.

О том, как глубока духовная жизнь сербов — по крайней мере, некоторых из них. Герой одного из фильмов, отец Данило, больше двадцати лет не покидает испостницу (скит) святого Саввы. Вот он в глубоком молчании вырезает деревянные крестики, обрабатывает мотыгой каменистую землю, а потом уходит в лес и там замирает, сосредоточенно глядя куда-то в чащу. И только его правая рука перебирает чётки: он молится. Над горами спускается ночь, монах лежит у себя в келье, но пальцы по-прежнему двигаются по ступеням чёток. Его лицо всё время спокойно, на нём ни разу не появляется улыбка. Жизнь монаха-молчальника показана таинственной и простой, без намёка на режиссуру. Конечно, съёмки для него были серьёзным испытанием. По словам режиссёра Светы Страхинича, отец Данило согласился сняться в фильме только по особому благословению Патриарха Павла.

Мне приходилось слышать о том, что итальянские солдаты KFOR, охранявшие один из сербских монастырей, приняли Православие. Может быть, это о них рассказывается в фильме «Чуваре тишине» - «Хранители тишины»? Его действие разворачивается в монастыре Высокие Дечаны, основанном в XIV веке и находящемся на территории Косова. Сейчас на пятьдесят километров вокруг монастыря нет ни одного серба. По словам режиссёра, «когда началась война, сюда пришли тридцать три монаха — самые красивые, большие, ростом более двух метров. Шесть из них — доктора наук. Только три не имеют университетского образования». Этих монахов охраняют итальянские солдаты — провожают и в храм, и за водой на источник. Пока два монаха набирают воду в канистры, четыре солдата стоят вокруг с поднятыми автоматами, и, видимо, не зря: вдалеке слышны выстрелы. Но самое удивительное то, что возле храма солдаты снимают автоматы и вместе с монахами идут на богослужение. Молятся у раки с мощами, крестятся, подходят к елеопомазанию. Потом вместе с отцами садятся за трапезу... Так они охраняют друг друга, каждый — со своим оружием.

Последний фильм, показанный в Святодуховском центре, был совсем прост и назывался «Живот» - «Жизнь». Вот узловатое, сухое дерево, навалившееся стволом на белый храм. На вершине дерева — круглое гнездо с двумя аистами. Монах бьёт в деревянное било, зазывая на службу - а аисты отвечают сухим пощёлкиванием клювов. В храме ревмя ревёт маленький голый ребёнок: его трижды опускают в купель. Вот, собственно говоря, и всё.

«Дай Бог, чтобы никогда не было войны», - резюмировал Света Страхинич после просмотра фильмов.

По некоторым репликам из зала можно было судить о том, что среди зрителей многие впервые узнали о ситуации в Сербии, а может быть — только что открыли для себя эту страну. Многие зрители, включая режиссёра Страхинича, плакали во время просмотра фильмов. В конце вечера одна женщина поднялась на сцену и сказала: «Это откровение для всех нас. У нас никто этого не знает. Мы потрясены тем, что увидели». Хотелось выть вместе с сербскими женщинами на пепелище — и хотелось рожать детей, потому что ничего другого просто не остаётся.

Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45