itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Можно ли уважать Сталина и при этом почитать новомучеников российских?

Православные священнослужители о высказываниях митрополита Илариона (Алфеева)

Иосиф Сталин 
0
2100
Время на чтение 6 минут
На днях глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион заявил, что «ностальгия по сталинизму, тем более из уст священнослужителя, звучит как кощунство». Так он прокомментировал высказывания секретаря Ивановской епархии игумена Виталия (Уткина), который в своем блоге не скрывал своего уважительного отношения к Сталину. «Как можно почитать святых новомучеников и при этом уважительно относиться к Сталину? Это все равно, что почитать Иоанна Крестителя, но при этом уважать Ирода, который отсек ему голову. Как мы можем прославлять и жертв, и палача?» - передает слова владыки Илариона Regions.ru.

В связи с этим издание попросило православных священнослужителей ответить на следующие вопросы: В чем причина распространения «просталинских» настроений в обществе – и, в частности, среди верующих? Допустимо ли для священнослужителя публично высказывать свою симпатию к Сталину?.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что подобные речи для священнослужителя недопустимы. «Священник должен сознавать, какая ответственность на нем лежит, - ведь авторитет священнического слова вообще очень велик», - сказал он. «Митрополит Иларион нашел очень верный тон, правильные и емкие слова. Никого не надо клеймить, а надо терпеливо и тактично разъяснять, что такое сталинизм и его несовместимость с православным мировоззрением», - считает священник. «Да, почитание Сталина распространено и среди верующих. Объясняется это тем, что люди во многом еще остаются людьми советскими. Народ хотя и идет в Церковь, но в массе своей он все еще советский. Эту советскость надо преодолевать, особенно в Церкви – это противоестественные наросты на церковном теле», - считает пастырь. «Сталинизм – это тяжкий грех нашей страны, с которым она никак не может расстаться. Он до сих пор пленяет сознание многих людей, о чем и свидетельствуют слова игумена Виталия. Советский строй рухнул, выродился, потому что не имел настоящих корней, а мы за него все цепляемся. Это наша беда», - заключил отец Борис.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также считает «православный сталинизм» противоестественным. «У нас, конечно, свобода слова, и никто не может запретить высказывать то или иное мнение. Но в данном случае это как-то очень странно и нелепо», - сказал он. «С владыкой Иларионом я полностью согласен. Он нашел очень верное сравнение. Как говорит юродивый у Пушкина, "нельзя за царя Ирода молиться – Богородица не велит ", - процитировал отец Александр. «Но и в России вообще, и в Церкви действительно немало людей, почитающих Сталина. Причин тому много – и прежде всего неверие, что путь спасения нам указывает Христос. Отсюда упование на сильную земную власть, доходящее до рабской покорности. Это какой-то душевный изъян, изъян ума и сердца – почитать жестокого и безжалостного тирана. И если это исходит от священнослужителя, то возникают серьезные вопросы о его "профпригодности". Со служением Христу, такие взгляды, по-моему, несовместимы», - заключил он.

Протоиерей Александр Кузин, клирик того же храма Космы и Дамиана в Шубине, напротив, в симпатиях к Сталину не видит ничего глупого или аморального: «Есть известная латинская пословица – "о мертвых либо хорошо, либо ничего". Почему бы нам не следовать ей?» «Одно дело – тоталитарный советский режим, а совсем другое – Сталин как историческая личность. Не забудем, что он был верховным главнокомандующим и победил фашизм в величайшей войне, и уже потому достоин уважения: более того, его грех не уважать», - считает он. «Сегодня все злодеяния советского периода пытаются ассоциировать со Сталиным, - а почему не с Лениным или Троцким? Ведь негодяев в стране хватало. Не Сталин писал приказы о расстреле священников, а Ленин, не Сталин проводил «красный террор, а Троцкий – и т.д.», - напоминает священник. «Так что, на мой взгляд, вполне можно уважать Сталина и при этом почитать новомучеников и исповедников российских. Отдайте человеку вполне заслуженные почести. Речь не идет о том, чтобы воздать почести церковные, но как великому политическому деятелю – он этого достоин», - убежден священник. «Я преклоняюсь перед подвигом, который совершил наш народ, победив фашизм, в том числе и мой воевавший отец. Для этого народ должен был иметь вождя, который бы его направлял, и этим вождем был Сталин. И никаких противоречий для меня тут нет, они есть у тех, кто отождествляет все злодеяния советского периода со Сталиным», - пояснил отец Александр.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, процитировал по поводу подобных взглядов строки Есенина: «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать». «Но это невозможно! – воскликнул он. - Государственность и духовность бывают связаны, но и настолько же бывают несовместимы! И для нас мерилом должны быть слова Господа: "Богу - Богово, а кесарю - кесарево". А мы видим сейчас, как некоего государственного деятеля пытаются наделить чертами праведной жизни. Это нелепо». «Как может человек объявлять себя верующим во Христа, но считать, что жизнь должна строиться на антихристианских началах? Это мне непонятно. Это противоречие. И то, что строится на неверных основаниях, не может принести плодотворного результата, но рушится как колосс на глиняных ногах», - отметил священник. «Если при тиране строят величественные здания и набережные, если в стране "порядок", это не значит, что тирания хороша. Конечно, никому не запретишь думать, что ему угодно. Но есть все-таки и Божий суд, на котором предстанут и исторические деятели, и вся история. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется", но за каждое слово мы дадим ответ на Страшном суде. Об этом надо помнить, особенно пастырям», - заключил он.

Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, напомнил, что ностальгия по тирану и тирании свойственна не только нашим соотечественникам. «Это может быть ностальгия по величию нации, народа, государства, империи», - сказал он. «У нас еще много людей, для которых самое главное, что "при Сталине нас все боялись". Не уважали, не любили, а именно боялись. Христианские заповеди для таких людей ничего не значат», - сказал священник. «Но в восхвалениях Сталина может выражать себя и обида за те унижения, через которые прошла Россия после распада СССР. Точно так же формируется своего рода "культ Путина", который обещает великую Россию. Но и здесь присутствует все то же стремление возвеличиться над другими народами, захватить власть над миром. Особенно печально, что такие настроения распространены и в церковной среде. Так что владыка Илларион в данном случае абсолютно прав», - заключил отец Владимир.

Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что «просталинские» настроения в обществе идут от тоски по «сильной руке». «Сегодня в обществе остро ощущается нехватка волевого управления. Нынешняя демократия не может нам обеспечить твердых решений и четкой работы всей системы. Народ это понимает и впадает в своего рода ностальгию по советской жизни», - говорит он. «Конечно, в истории хватает личностей большого значения, но если они со знаком "минус", то какое тут может быть почитание. Тогда уж и Гитлера надо почитать, тоже фигура большого масштаба, - приводит пример отец Илия. – Любая величина может быть с "плюсом" и "минусом", в зависимости от содеянного. И в отношении Сталина – тут однозначная позиция: симпатий к нему быть не может».

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, говорит, что общество привыкло отождествлять мнение священника с общецерковным: «Так уж сложилось, хотя на самом деле это не совсем верно. Здесь и возникает коллизия: люди воспринимают слово пастыря как исходящее из лона Церкви. Поэтому священник должен аккуратно относиться к своим словам». «Что касается политических симпатий или антипатий, то тут тем более надо соблюдать осторожность в своих высказываниях. СМИ к тому же часто провоцируют священников на высказывания, которые потом можно подать как "жареные" факты. К примеру, меня однажды пригласили служить молебен у Соловецкого камня, и после завершения богослужения одна французская журналистка пыталась выяснить мое отношение к Сталину. Понимая, что потом это может быть трактовано как угодно, я не стал об этом говорить, - привел о.Димитрий пример из своей жизни. – Надо стараться во всем проявлять объективность, причем не в плане политики, хотя она активно входит в церковную жизнь, а именно с точки зрения церковного вероучения, и тех ценностей духовной культуры, которые утверждает Православие».

«А на поверхности в этом вопросе лежит простая истина: Сталин был из когорты тех людей, которые прервали историческое развитие России в 1917 году, и он, несомненно, ответственен за гибель Российской империи, за те репрессии, которые происходили в то время, когда он не был генсеком партии, и в то время, когда он им стал. Все люди, которые группировались вокруг него, несут моральную ответственность за гонения священнослужителей, представителей интеллигенции, крестьян. Конечно, нельзя не отдать ему должное в его последовательности, в его всецелой отдаче себя той идее государственного строительства, которое он совершал. Но мы же знаем, какой ценой это происходило. Так что Сталин – личность сложная», - напоминает отец Димитрий. «Положительные оценки Сталина, прежде всего, связаны неприятием того, что происходит сегодня на наших глазах. Чувство обиды за государство находит разное выражение, в том числе и в словах о том, что Сталин был хорошим государственником. Так что восхваления его чуть ли не как православного вождя и прочие восторги идут от людей, которые плохо знают историю и идеалы Православия», - подытожил он.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иосиф Сталин
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Наша работа, создание канона может подвигнуть нас к подлинным открытиям»
Советский период может быть интерпретирован как одна из форм нетерпеливого стремления русского народа к Царствию Небесному
26.03.2024
Еврейский ответ
Поражает прежде всего Украина, ставшая по сути Новой Хазарией
21.03.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40