Можно ли уважать Сталина и при этом почитать новомучеников российских? 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Можно ли уважать Сталина и при этом почитать новомучеников российских?

Сталин / 26.10.2011


Православные священнослужители о высказываниях митрополита Илариона (Алфеева) …

На днях глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион заявил, что «ностальгия по сталинизму, тем более из уст священнослужителя, звучит как кощунство». Так он прокомментировал высказывания секретаря Ивановской епархии игумена Виталия (Уткина), который в своем блоге не скрывал своего уважительного отношения к Сталину. «Как можно почитать святых новомучеников и при этом уважительно относиться к Сталину? Это все равно, что почитать Иоанна Крестителя, но при этом уважать Ирода, который отсек ему голову. Как мы можем прославлять и жертв, и палача?» - передает слова владыки Илариона Regions.ru.

В связи с этим издание попросило православных священнослужителей ответить на следующие вопросы: В чем причина распространения «просталинских» настроений в обществе – и, в частности, среди верующих? Допустимо ли для священнослужителя публично высказывать свою симпатию к Сталину?.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает, что подобные речи для священнослужителя недопустимы. «Священник должен сознавать, какая ответственность на нем лежит, - ведь авторитет священнического слова вообще очень велик», - сказал он. «Митрополит Иларион нашел очень верный тон, правильные и емкие слова. Никого не надо клеймить, а надо терпеливо и тактично разъяснять, что такое сталинизм и его несовместимость с православным мировоззрением», - считает священник. «Да, почитание Сталина распространено и среди верующих. Объясняется это тем, что люди во многом еще остаются людьми советскими. Народ хотя и идет в Церковь, но в массе своей он все еще советский. Эту советскость надо преодолевать, особенно в Церкви – это противоестественные наросты на церковном теле», - считает пастырь. «Сталинизм – это тяжкий грех нашей страны, с которым она никак не может расстаться. Он до сих пор пленяет сознание многих людей, о чем и свидетельствуют слова игумена Виталия. Советский строй рухнул, выродился, потому что не имел настоящих корней, а мы за него все цепляемся. Это наша беда», - заключил отец Борис.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также считает «православный сталинизм» противоестественным. «У нас, конечно, свобода слова, и никто не может запретить высказывать то или иное мнение. Но в данном случае это как-то очень странно и нелепо», - сказал он. «С владыкой Иларионом я полностью согласен. Он нашел очень верное сравнение. Как говорит юродивый у Пушкина, "нельзя за царя Ирода молиться – Богородица не велит ", - процитировал отец Александр. «Но и в России вообще, и в Церкви действительно немало людей, почитающих Сталина. Причин тому много – и прежде всего неверие, что путь спасения нам указывает Христос. Отсюда упование на сильную земную власть, доходящее до рабской покорности. Это какой-то душевный изъян, изъян ума и сердца – почитать жестокого и безжалостного тирана. И если это исходит от священнослужителя, то возникают серьезные вопросы о его "профпригодности". Со служением Христу, такие взгляды, по-моему, несовместимы», - заключил он.

Протоиерей Александр Кузин, клирик того же храма Космы и Дамиана в Шубине, напротив, в симпатиях к Сталину не видит ничего глупого или аморального: «Есть известная латинская пословица – "о мертвых либо хорошо, либо ничего". Почему бы нам не следовать ей?» «Одно дело – тоталитарный советский режим, а совсем другое – Сталин как историческая личность. Не забудем, что он был верховным главнокомандующим и победил фашизм в величайшей войне, и уже потому достоин уважения: более того, его грех не уважать», - считает он. «Сегодня все злодеяния советского периода пытаются ассоциировать со Сталиным, - а почему не с Лениным или Троцким? Ведь негодяев в стране хватало. Не Сталин писал приказы о расстреле священников, а Ленин, не Сталин проводил «красный террор, а Троцкий – и т.д.», - напоминает священник. «Так что, на мой взгляд, вполне можно уважать Сталина и при этом почитать новомучеников и исповедников российских. Отдайте человеку вполне заслуженные почести. Речь не идет о том, чтобы воздать почести церковные, но как великому политическому деятелю – он этого достоин», - убежден священник. «Я преклоняюсь перед подвигом, который совершил наш народ, победив фашизм, в том числе и мой воевавший отец. Для этого народ должен был иметь вождя, который бы его направлял, и этим вождем был Сталин. И никаких противоречий для меня тут нет, они есть у тех, кто отождествляет все злодеяния советского периода со Сталиным», - пояснил отец Александр.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, процитировал по поводу подобных взглядов строки Есенина: «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать». «Но это невозможно! – воскликнул он. - Государственность и духовность бывают связаны, но и настолько же бывают несовместимы! И для нас мерилом должны быть слова Господа: "Богу - Богово, а кесарю - кесарево". А мы видим сейчас, как некоего государственного деятеля пытаются наделить чертами праведной жизни. Это нелепо». «Как может человек объявлять себя верующим во Христа, но считать, что жизнь должна строиться на антихристианских началах? Это мне непонятно. Это противоречие. И то, что строится на неверных основаниях, не может принести плодотворного результата, но рушится как колосс на глиняных ногах», - отметил священник. «Если при тиране строят величественные здания и набережные, если в стране "порядок", это не значит, что тирания хороша. Конечно, никому не запретишь думать, что ему угодно. Но есть все-таки и Божий суд, на котором предстанут и исторические деятели, и вся история. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется", но за каждое слово мы дадим ответ на Страшном суде. Об этом надо помнить, особенно пастырям», - заключил он.

Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, напомнил, что ностальгия по тирану и тирании свойственна не только нашим соотечественникам. «Это может быть ностальгия по величию нации, народа, государства, империи», - сказал он. «У нас еще много людей, для которых самое главное, что "при Сталине нас все боялись". Не уважали, не любили, а именно боялись. Христианские заповеди для таких людей ничего не значат», - сказал священник. «Но в восхвалениях Сталина может выражать себя и обида за те унижения, через которые прошла Россия после распада СССР. Точно так же формируется своего рода "культ Путина", который обещает великую Россию. Но и здесь присутствует все то же стремление возвеличиться над другими народами, захватить власть над миром. Особенно печально, что такие настроения распространены и в церковной среде. Так что владыка Илларион в данном случае абсолютно прав», - заключил отец Владимир.

Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что «просталинские» настроения в обществе идут от тоски по «сильной руке». «Сегодня в обществе остро ощущается нехватка волевого управления. Нынешняя демократия не может нам обеспечить твердых решений и четкой работы всей системы. Народ это понимает и впадает в своего рода ностальгию по советской жизни», - говорит он. «Конечно, в истории хватает личностей большого значения, но если они со знаком "минус", то какое тут может быть почитание. Тогда уж и Гитлера надо почитать, тоже фигура большого масштаба, - приводит пример отец Илия. – Любая величина может быть с "плюсом" и "минусом", в зависимости от содеянного. И в отношении Сталина – тут однозначная позиция: симпатий к нему быть не может».

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, говорит, что общество привыкло отождествлять мнение священника с общецерковным: «Так уж сложилось, хотя на самом деле это не совсем верно. Здесь и возникает коллизия: люди воспринимают слово пастыря как исходящее из лона Церкви. Поэтому священник должен аккуратно относиться к своим словам». «Что касается политических симпатий или антипатий, то тут тем более надо соблюдать осторожность в своих высказываниях. СМИ к тому же часто провоцируют священников на высказывания, которые потом можно подать как "жареные" факты. К примеру, меня однажды пригласили служить молебен у Соловецкого камня, и после завершения богослужения одна французская журналистка пыталась выяснить мое отношение к Сталину. Понимая, что потом это может быть трактовано как угодно, я не стал об этом говорить, - привел о.Димитрий пример из своей жизни. – Надо стараться во всем проявлять объективность, причем не в плане политики, хотя она активно входит в церковную жизнь, а именно с точки зрения церковного вероучения, и тех ценностей духовной культуры, которые утверждает Православие».

«А на поверхности в этом вопросе лежит простая истина: Сталин был из когорты тех людей, которые прервали историческое развитие России в 1917 году, и он, несомненно, ответственен за гибель Российской империи, за те репрессии, которые происходили в то время, когда он не был генсеком партии, и в то время, когда он им стал. Все люди, которые группировались вокруг него, несут моральную ответственность за гонения священнослужителей, представителей интеллигенции, крестьян. Конечно, нельзя не отдать ему должное в его последовательности, в его всецелой отдаче себя той идее государственного строительства, которое он совершал. Но мы же знаем, какой ценой это происходило. Так что Сталин – личность сложная», - напоминает отец Димитрий. «Положительные оценки Сталина, прежде всего, связаны неприятием того, что происходит сегодня на наших глазах. Чувство обиды за государство находит разное выражение, в том числе и в словах о том, что Сталин был хорошим государственником. Так что восхваления его чуть ли не как православного вождя и прочие восторги идут от людей, которые плохо знают историю и идеалы Православия», - подытожил он.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме