«Если хотя бы один человек скажет, что фильмы, которые он посмотрел, переживания, которыми делятся авторы этих фильмов, помогли ему решить свои проблемы или разделить радость – то мы уже достигли своей цели, - сказал на открытии фестиваля епископ Выборгский Назарий. - Вы помните притчу о заблудшей овце, которая принесла столько радости хозяину, как будто не одна, а все сто овец были найдены… Христианское кино не говорит о заоблачных высотах или церковных догматах — оно говорит о человеке. Именно эта концепция, которую мы с самого начала поставили во главу угла фестиваля, и позволяет в пятый раз встретиться нескольким конфессиям».
Человек является главным действующим лицом и фотографий, которые представлены на выставке «Паломничество в Святую Землю». Эта выставка открылась в концертно-выставочном зале Смольного собора одновременно с кинофестивалем. Экспонаты предоставлены Музеем истории религии: это чёрно-белые, с лёгкой желтизной, фотографии, сделанные на Святой Земле в XIX- начале XX века.
Вот фотография «Паломники на отдыхе при возвращении из Назарета». Посередине стоят три бабы в платках, две из них держат в руках дорожные палки. По бокам – четверо мужиков. Двое встали на колени, левую руку прижимают к груди. А вот «Русские крестьяне в Святой Земле». Их много, много, стоят в несколько рядов. Снова – простые бородатые лица, снова – строгие бабы в платках. Для этих людей паломничество в Иерусалим было самым значительным событием в жизни: к нему готовились и морально, и материально на протяжении долгих лет. Большую часть пути проделывали пешком, часто не только терпя лишения, но и рискуя жизнью.
На некоторых фотографиях запечатлены трапезы паломников: длинные, сбитые из двух досок, столы, краюхи, напоминающие наш круглый ржаной хлеб. А вот палаты, в которых жили паломники. Белые тумбочки, деревянные стулья, кровати, накрытые шерстяными одеялами без пододеяльников – такое можно увидеть и в современных «паломницких». Да и вообще старинный паломнический быт напоминает современное Дивеево или Тихвинский монастырь в дни больших праздников… А вот как сейчас живут паломники на Святой Земле? Лучше спросить у того, кто видел это своими глазами.
— Владыко Назарий, Вы, наверное, неоднократно бывали на Святой Земле. Скажите, пожалуйста: паломнический быт, отражённый на этих фотографиях, узнаваем? Можно ли сказать, что на Святой Земле всё по-прежнему?
— Вы знаете, узнаваемо довольно мало. Паломничество ведь не само по себе существует, оно создаётся людьми. А люди стали другими — по сравнению с тем, какими они были в начале XX века или в конце XIX. О Святой Земле я не могу сказать в полной мере. Но, даже судя по паломникам, которые приезжают в Александро-Невскую Лавру, могу сказать, что люди изменились. Некоторые требуют для себя нарочитого аскетизма, другие — более комфортных условий. А я не считаю, что нужно создавать какие-то искусственные условия для аскетизма, или «суперские» условия проживания. Мы стараемся держаться золотой середины. Мне кажется, что это характерно и для Святой Земли.
Кроме того, есть разные категории паломников. Есть паломники, которые являются преемниками тех, которых мы видим на фотографиях...
— Вот этих мужиков с бородой?
— Борода — не главная принадлежность христианства! И даже наличие капусты в ней – не главное. Я имею в виду другое: настрой человека. Зачем человек приехал? Если он приехал поклониться святыням, то для него всё внешнее – где он живёт, как питается – не является главным. А некоторые приезжают на святыни поглазеть, и им, конечно, нужны комфортные условия. Мне кажется, с самого начала люди должны понять, какая у них цель, узнать, в каких условиях они будут находиться, и тогда выбрать паломническую или туристическую поездку.
— То есть сейчас люди более поверхностно относятся к паломничеству?
— Да. «Все были, почему я не был? Я тоже хочу посмотреть». Но я знаю примеры, когда люди отправляются в первую поездку по Святой Земле именно как туристы. А когда эти туристы немножко вникают в суть происходящего, особенно если в группе очень хороший гид или священники, то они заболевают настоящей болезнью Святой Земли. Им хочется снова и снова туда поехать. Поэтому очень многое зависит от того, как паломническая поездка организована.
А есть люди, которых ничто не может тронуть, даже если б Господь пришёл к ним и сказал: «Я – Христос»… Такие люди как на Голгофе не верили, так и сейчас не поверят.
— Владыко, а у Вас есть такая «болезнь Святой Земли»?
— Вы знаете, есть. Я был на Святой Земле только дважды. К сожалению, занятость не позволяет мне ездить чаще. Эта болезнь проявляется у меня в скрытой форме... Всё время желаешь поехать – и каждый раз, когда приезжаешь, открываешь для себя что-то новое. Моя вторая поездка была настолько плодотворной, что я ещё больше заболел этой болезнью.
— Дай Вам Бог никогда не излечиться! Но только от этого…
Часть фотовыставки занимают работы фотохудожника Станислава Чабуткина, умершего год тому назад. Его фотографии хорошо знакомы тем, кто интересуется Афоном – их нетрудно найти в Интернете. Цикл, представленный в Смольном, называется «Афон. Скит «Новая Фиваида»». Здесь тоже человек стоит «во главе угла», и даже прекрасные афонские пейзажи автор «оживляет» людьми. Одно из самых запоминающихся лиц – улыбчивый монах очень маленького роста, застенчиво склоняющий голову к плечу.
Подробнее узнать о работе фестиваля «Невский благовест» можно на сайте http://www.blagofest.org/
Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»