Даже как-то странно и страшно помыслить, что именно тот самый Пояс, который Матерь Божия Сама исткала из верблюжьего волоса и который был на Ней в то время, когда Она носила во чреве Спасителя мира, - ныне находится в нашем городе на Московском проспекте в Новодевичьем монастыре. Вчера и позавчера я уже два раза сподобился побывать у Пояса и приложится к нему. Трудно передать удивительное и светлое чувство.
К Поясу идет бесконечная череда верующих людей. Прикладываются всего один миг, но ради него люди готовы стоять по 10 часов. Стоит нескончаемая очередь людей, которая проходит монастырю, выходит на Московский проспект, поворачивает на Киевскую улицу…
В поисках парковки я проехал вдоль этой очереди вокруг монастыря за несколько кварталов.
Монастырь оказался в живом кольце очереди. Невольно возник образ: «Наш народ окружил пояс Божией Матери своим живым поясом, сам стал поясом».
Да, такой большой очереди людей я никогда еще в жизни не видел и наверное, никогда больше не увижу. И еще подумал: ведь такой большой очереди никогда не было в Санкт-Петербурге. Говорят, что вслед за гробом Достоевского в Петербурге шло около 100 тысяч человек. Это потрясло современников. А сегодня сообщили, что к Поясу Божией Матери прошло уже более 300 тысяч человек. Очевидно, что в нашем городе происходит что-то великое, уникальное и чудесное. Это событие, безусловно, является историческим и для всей России.
Будучи в первый раз на Афоне в 2005 году, я посетил монастырь Ватопед и прикладывался к Поясу Богородицы. Эта святыня не может оставить равнодушной, но, может, по-настоящему я осознал все ее величие именно здесь, в Петербурге. Там на Афоне мы стояли пред нею вчетвером, и невозможно было себе представить, что в следующий раз я приложусь к Поясу Богородицы у себя в городе уже с сотнями тысяч русских людей. В Новодевичьем монастыре я мысленно переносился на Афон, вспоминая посещение Ватопедского монастыря. И я воспринимаю принесение Пояса как чудесное явление святыни. Как милостива Матерь Божия Матерь, она Сама пришла к нам в Россию.
Сердце наполняется великой благодарностью к Пречистой. Я сразу решил каждый день читать Поясу Божией Матери канон все пока святыня будет находиться в России. Пребывание святыни в нашей земле ко многому обязывает. Во-первых, не грешить, не оскорбить Матерь Божию вольными согрешениями. Во-вторых, чтить, не забывать, что среди нас почти 40 дней будет находиться великая святыня. Для этого в самый день принесения я благословил у нас в храме издать на ризографе книжечку с канонами принесения Пояса Богородицы (есть такой праздник – 13 сентября н.ст.). Смысл древних канонов, прославляющих принесение Пояса в Константинополь, удивительно совпадает с наши событием. В Воскресенье будем после Литургии читать этот канон соборно на молебне Божией Матери.
Подумал также: если древние византийцы в честь принесения Пояса установили праздник, почему бы и нам не установить новый праздник 20 октября – Принесение Пояса Пресвятой Богородицы в Россию и праздновать его ежегодно?!
Ведь этот пояс, как пишут, последние несколько веков никуда не износился со Святой горы Афон. Это говорит о многом. Мы должны понимать, что являемся свидетелями и участниками события чрезвычайного.
Это принесение является для всех нас особым Знамением милости Пресвятой Богородицы. Святыня будет пребывать в России почти 40 дней, она посетить 12 городов и будет пронесена по всей Русской земле от края и до края. Весьма символично, что Пояс побывает в двух крайних точках России: Калининграде и Владивостоке. Таким зримым образом Матерь Божия Сама препояшет Русскую землю. Пояс хранит одежды человека, пояс одевают в начале дня, перед работой, перед битвой. Вот для этого и пришла к нам Божия Матерь Своим Поясом, чтобы всех нас препоясать перед многими трудами, которые нужно еще положить, чтобы восстановить нашу землю, возродить в ней Православие, чтобы укрепить нас для битвы со всеми, кто не желает нашего возрождения. Вериться, что Пречистая посетила Россию в самый нужный момент.
Матерь Божия напоминает нам, что Россия – это Ее Дом. Мы должны этот Дом хранить во всей красе и чистоте. Имеем ли мы право разделять этот на отдельные суверенные квартиры?! Сама Богородицы опоясывает и соединяет разорванные ризы Руси.
Пояс особенно помогает женщинам в чадородии. Пусть же Матерь Божия поможет русским женщинам вдохновиться и решиться на рождение еще одного ребенка. Возрождение России не может совершиться без рождения русских детей. Матерь Божия хочет нас русских было больше. Она препоясует чрево русских матерей, чтобы они рожали. Какая это будет благодать, если кто-то будет зачат именно в эти дни и именно ради посещения Пояса Богоматери?! Это будет настоящее служение Богу и приношение Пречистой…
Эти многотысячные очереди – наше народное исповедание веры во Христа и верности Матери Божией. Стоянием в них мы показываем, что мы русские православные люди, что наша страна – православная. Это и наш ответ на мусульманские курбан-байрамы на улицах Москвы.
Пусть в них стоять нелегко, но на то и подвиг. Никто из моих знакомых, даже отстоявших по 8-10 часов не жаловался, что потерял время, Все получили благодать и отошли от Пояса с просветленной душой. Только с моего дальнего прихода приезжало четыре машины с паломниками.
Я уже дважды побывал у святыни. Хочу побывать еще. Так получилось, что первый раз в день принесения я воспользовался правом духовенства проходить без очереди. А второй раз на другой мы приехали с прихожанами на дух машинах рано утром и я стоял с ними в очереди. И могу сказать, что когда я постоял в очереди, помолился, вместе пропели канон, - благодати я получил еще больше. Матерь Божия всем воздаст за подвиг стояния.
Это всенародный подвиг стояния к Божией Матери, проверка нашей верности Пресвятой Богородице. У нас в стране большой настоящий Праздник, которой нужно назвать – Торжество Пресвятой Богородицы.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, пост в блоге.