Этот день в Русской истории 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Этот день в Русской истории

22.10.2011


Сегодня, в день Корсунской иконы Божией Матери, мы вспоминаем военного историка Д.П.Бутурлина; завтра день памяти преподобного Амвросия Оптинского и архиепископа Феодора (Поздеевского); также завтра мы вспоминаем философа и богослова В.Н.Ильина и павших при освобождении Мелитополя в 1943 г. …

Корсунская икона Божией МатериПервообраз Корсунской иконы Божией Матери хранился в Ефесе и был написан святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда - в Москву, в Кремлевский Успенский собор.

Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой. Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому Императору и Патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец. Икона прославилась чудотворениями. Чтимые иконы Богоматери Корсунской находились в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

Впервые Корсунская икона пришла в Санкт-Петербург в XVIII веке через митрополита Гавриила - она была его особо почитаемой келейной иконой. Но известна питерским жителям икона стала почти через сто лет. В 1828 году Корсунская икона Божией Матери была явлена одному из представителей царской семьи. Это произошло следующим образом: 30 августа 1828 года в Александро-Невской Лавре обер-егермейстер Императорского двора Дмитрий Львович Нарышкин, происходивший из рода, к которому принадлежала царица Наталья Кирилловна - мать Петра I, вошел в митрополичьи покои. Здесь в моленной комнате митрополита Серафима он с радостным удивлением обнаружил ту икону, которую искал по петербургским храмам. Эта икона ему была явлена во сне, и он возгорелся благочестивым желанием приобрести ее подобие. Название иконы во сне открыто не было. Из существующей надписи на митрополичьей иконе он узнал, что она называется Корсунской. Знатный вельможа поведал архипастырю свой сон и испросил позволения самому лучшему иконописцу снять копию с той святой иконы. Встреча с иконой Дмитрия Нарышкина произошла в знаменательный день. Обретенная Дмитрием Нарышкиным икона долгое время находилась в его личном владении. Затем она перешла к графине Елене Дмитриевне Эртцен, у которой до девяти лет воспитывалась Александра Александровна Алексеева, которая и стала хранительницей иконы. Проживала Александра Алексеева на Лиговке в одной из дешевых квартир в доме барона Фредерикса близ церкви Знамения Божией Матери. Постепенно икона приобрела известность. В 1894 году она была внесена в Исаакиевкий собор.

На Корсунской иконе Матерь Господа обеими руками обнимает Своего возлюбленного Сына, как бы стараясь оградить Его, сохранить, защитить Своими материнскими объятьями. Но как грустны прекрасные глаза Богородицы и как скорбно выражение Ее лика, исполненного величия и небесной красоты. В год внесения Корсунской иконы в кафедральный собор тогдашней столицы начался отсчет времени тернистого пути - подвига, страданий и жертв за Россию ее последнего Императора.

Д.П.БутурлинСегодня день памяти Дмитрия Петровича Бутурлина, скончавшегося в 1849 году. Он родился 11 мая 1790 года и принадлежал к знаменитому дворянскому роду Бутурлиных.

Первую половину своей сознательной жизни он провел в походах и сражениях, вторую в архивных поисках и совещаниях государственных мужей. Гусар, кавалергард, с 22 лет находился в Императорской свите. В Отечественную войну 1812 года отличился при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, во время заграничных походов в сражениях под Лейпцигом, Фер-Шампенуазом, при осаде Парижа.

Д.П.Бутурлин служил адъютантом начальника Главного штаба князя П.М.Волконского, а затем флигель-адъютантом Императора Александра I. Последней военной кампанией стала для него Русско-турецкая война 1828-29 годов.

С мая 1833 г. Бутурлин, перейдя на гражданскую службу, служил сенатором, с конца 1840 года стал членом Государственного совета, а в мае 1843-го был назначен директором Императорской Публичной библиотеки и сделал на этом посту немало полезного, правда, прибегая порой, чуть ли не к воинской дисциплине для наведения в ней порядка.

В последний год жизни Д.П.Бутурлин возглавил особый, так называемый «Бутурлинский комитет» который должен был установить цензурные правила в условиях революционного брожения в Европе.

Сегодня также день памяти Сергея Михайловича Рытова (1908-1996), учёного-радиофизика.

Завтра день памяти преподобного Амвросия Оптинского, скончавшегося в 1891 г.

Преподобный Амвросий ОптинскийПреподобный Амвросий Оптинский (в миру - Александр Михайлович Гренков) родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Успешно закончив курс Духовной семинарии, он некоторое время был домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Еще в последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении Александр Михайлович не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. Только осенью 1839 года он прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать Литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были. Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре - пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь. 1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. 10 октября отец Амвросий преставился к Господу.

Архиепископ Феодор (Поздеевский)Завтра день памяти организатора и первого председателя Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), принявшего мученическую кончину в 1937 году.

Он родился 21 марта 1876 г. в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника и в миру звался Александром Васильевичем. В 1900 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. На последнем курсе пострижен в монашество, вскоре рукоположен во иеромонаха. Служил преподавателем Калужской и инспектором Казанской духовных семинарий. В 1903 г. удостоен степени магистра богословия, в 1904 г. назначен ректором Тамбовской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

На этом посту его застала смута 1905-07 гг., и архимандрит Феодор принял живейшее участие в организации патриотического движения в Тамбове. Именно на его квартире в начале октября 1905 г. состоялось собрание 17 членов-учредителей Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, (СРЛ) который был официально учрежден 22 октября. Тамбовский СРЛ был одной из самых активных провинциальных монархических организаций в России. Уже через год после открытия в нем состояло около 700 человек. Усилиями членов Союза было создано два самостоятельных отдела и более 50 сельских патриотических обществ. Своими успехами Тамбовский СРЛ был обязан прежде всего архимандриту Феодору, который стал его первым руководителем. Враги ненавидели неутомимого и неустрашимого борца за Веру, Царя и Народ, 3 мая 1906 г. на него было совершено покушение.

Распропагандированный революционерами семинарист стрелял в него из револьвера. О. Феодора заградил архимандрит Симеон (Холмогоров), оставшийся после этого выстрела на всю жизнь инвалидом (пуля попала ему в позвоночник и нижняя часть туловища осталась парализованной). В июле 1906 г. архимандрит Феодор был назначен ректором Московской духовной семинарии и оставил свой пост председателя Тамбовского СРЛ. В августе 1909 г. он стал ректором Московской духовной академии, а в сентябре 1909 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии.

После революции в мае 1917 г. владыка был освобожден от обязанностей ректора и назначен настоятелем Данилова монастыря в Москве. Он участвовал в работах Священного Собора Православной Российской Церкви. В июне 1920 г. он был впервые арестован за «антисоветскую агитацию» и почти два года находился в заключении. В марте 1923 г. снова арестован, в июне освобожден под подписку о невыезде. В августе 1923 г. Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и в октябре назначен управляющим Петроградской епархией, но назначения не принял. Возглавлял оппозицию патриарху Тихону и митрополиту Сергию (Страгородскому) «Даниловского» или «Феодоровского» направления. В апреле 1924 г. вновь арестован, в октябре освобожден под подписку о невыезде, а в декабре снова арестован и сослан в Казахстан. В ноябре 1927 г. вернулся из ссылки, но без права проживания в 6 главных городах страны. В 1928 г. выслан на поселение в Казахстан и Оренбургскую область. В 1929 г. вновь арестован и приговорен к 3 годам заключения в Свирлаге. В январе 1933 г. снова арестован в г. Зарайске по делу «Партии Возрождения России» и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал в Казахстане и в Сыктывкаре. В июле 1937 г. арестован и вывезен в Иваново по делу «Даниловского братства», приговорен к расстрелу. Есть сведения, что перед смертью в тюрьме принял схиму с именем Даниил в память прп. Даниила Московского.

В.Н.ИльинЗавтра мы также вспоминаем Владимира Николаевича Ильина (1891-1974), философа, богослова, литературного и музыкального критика, композитора. 

Ильин окончил физико-математический, историко-филологический и философский факультеты Киевского университета, Киевскую консерваторию по классу композиции. Зимой 1919 года приват-доцент Киевского университета Ильин покинул Россию. Жил в Константинополе, Берлине, Париже, где стал профессором русского Богословского института. Автор многих философских и богословских трудов, сочинил также три симфонии и две оперы.

Также завтра мы вспоминаем: Василия Петровича Боткина (1812-1869), писателя, критика, искусствоведа, брата врача С.П.Боткина; Наталию Дмитриевну Фонвизину (урожд. Апухтина; 1803-1869), жену декабристов М.А.Фонвизина и И.И.Пущина, прототип пушкинской Татьяны Лариной; Александра Николаевича Веселовского (1838-1906), историка и теоретика литературы, фольклориста, этнографа, академика (1881); Владимира Васильевича Стасова (1824-1906), критика, историка искусства, сына известного архитектора, идеолога «Могучей кучки» и Товарищества передвижников; Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920) философа, публициста, общественного деятеля; Александра Андреевича Тихомирова (1850-1931), зоолога, ректора Московского университета (1899-1904), директора зоологического музея при нем; Владимира Николаевича Шапошникова (1884-1968), микробиолога, основателя отечественной технической микробиологии, академика АН СССР (1953).

Завтра день памяти павших при освобождении Мелитополя (1943). Войска 4-го Украинского фронта после многодневных ожесточенных боев 23 октября полностью овладели городом и железнодорожной станцией Мелитополь, важнейшим и сильно укрепленным узлом обороны противника на Южном направлении. Немцы придавали исключительно важное значение удержанию города Мелитополя и рубежа обороны по реке Молочная, как последней позиции, запиравшей подступы к Крыму и нижнему течению реки Днепр. Об этом свидетельствует тот факт, что офицеры на этом участке фронта получали тройной оклад жалованья, а все солдаты награждались железными крестами. Таким образом, этот мощный оборонительный рубеж немцев оказался прорванным на решающем участке. 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме