В попытке заглянуть в глобальное экономическое закулисье и разглядеть в его тени кукловодов, ученые Цюрихского университета загрузили в суперкомпьютер все, что было известно о докризисных корпоративных связях. Проанализировав движение капиталов за несколько лет, машина выдала цифру: контрольным пакетом акций в «корпорации Земля» владеют 1318 компании, на долю которых приходится 60% всех доходов.
«Специфика поведения капитала очень похожа на поведение перенасыщенного раствора, как, скажем, соли, сахара или любого другого. А когда начинают выпадать кристаллы, то более крупные поглощают более мелкие. Так и в финансовой сфере. Более крупные компании поглощают более мелкие», - пояснил известный экономист, президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.
В поисках крупнейшей акулы капитализма швейцарцы выяснили, что в обнаруженной экономической структуре есть ядро – 147 финансовых и инвестиционных институтов, контролирующих 40% глобального рынка. Список открывает Barclay's – один из двух британских банков – в первой десятке, там же французский AXA и швейцарский UBS, 7 остальных мест занимают американские компании, а топ-10 замыкает Merrill Lynch. Немецкий Deutsche Bank на 12 месте, но на самом деле рейтинг этот формален.
По мнению исследователей, это и есть тот самый корпоративный монстр, против власти которого и протестовали недавно на Wall Street. Его внутренние связи в виде пересекающихся активов настолько сильны, что, когда они рвутся хотя бы в одном месте, происходит взрыв: на 34 месте в списке находится Lehmann Brother's - с его банкротства начался кризис 2008 года.
По мнению М.Хазина, «правила игры определяет одна узкая бизнес-корпорация», однако реального управления процессами она не осуществляет. «И попытки в условиях кризиса осуществлять это управление приводят только к углублению кризиса. Пирамидальная схема с точки зрения управления бизнесом эффекта не дает, потому что как только вы опускаетесь на 2-3 ступеньки вниз, вы управляющие сигналы теряете», - считает эксперт. Зато в обратном направлении, снизу-вверх, идут значительно более устойчивые сигналы, которые говорят этой сверхкорпорации о том, что если уж она не управляет, то пора менять хотя бы правила игры, полагает экономист.