«Авторы указанных объявлений публично заявляют о своем намерении предоставить жилые помещения по договору найма лицам только определенной национальности, отказывая при этом остальным, тем самым нарушают права человека и гражданина в зависимости от его национальной принадлежности, – пояснили в калужской прокуратуре. – В свою очередь, редакции газет, разместив указанные объявления, оказали содействие их авторам в осуществлении противоправных деяний путем оказания информационных услуг».
В прокуратуре также заявили, что средства массовой информации не должны допускать публикации, в которых имеются ограничения для граждан в зависимости от расы, национальности или отношения к религии.
Между тем, справедливо отмечает издание, «совершенно непонятно, какие права в данном случае нарушены, поскольку права снять такую-то частную квартиру ни у кого нет, это у хозяина есть право ее сдать кому заблагорассудится, отбирая жильцов по какому угодно признаку».
Однако уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников позицию прокуратуры поддержал. «Средства массовой информации, как "четвертая власть", должны более внимательно и корректно относиться к той информации, которую они публикуют на своих страницах, - отмечает Зельников. – Выступающим же за свободу подобного рода объявлений хотел бы сказать следующее. Вопрос гармонизации межнациональных отношений стоит не только перед Россией и ее регионами. Попробуйте представить, как русский приезжает, допустим, в одну из республик Средней Азии или на Кавказ и видит объявление "Сдам квартиру. Киргизам (казахам, туркменам, узбекам, чеченцам, список можно продолжить)". Какие чувства Вы бы при этом испытали бы? В любой ситуации нужно оставаться человеком и, сохраняя собственное достоинство, не унижать других».
Та же прокуратура Калужской области обвинила в экстремизме атамана областной общественной организации «Калужский Казачий Округ», поскольку устав этой организации содержит положение, что право вступить в нее имеют все православные граждане РФ. «Установление религиозного признака в качестве критерия принятия в казачество создает условия для фактической дискриминации граждан по религиозному признаку», - считают в прокуратуре.
«Здесь напрашивается аналогичное возражение, - отмечает издание, - свобода ассоциаций предполагает, что организация вправе задавать свои правила членства: иначе следует требовать, чтобы, например, в родительские ассоциации принимали бездетных, в женские организации – мужчин, а в национально-культурные – вне зависимости от национальности».
Прокомментировать решения Калужской прокуратуры корреспондент издания попросил православных священнослужителей.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, отметил, что в каждом народе на протяжении веков формировались свои представления о гостеприимстве и о том, как уживаться с представителями иных традиций. «Вторжение в эту область может переживаться очень болезненно», - отметил он. «Следует уважать и свои собственные традиции, и традиции других народов, живущих в России. Не ущемляя ничьих национальных и религиозных чувств, мы все-таки не должны становиться "Иванами, не помнящими родства". Казачество именно как православное воинство глубоко традиционно. Вторжение властей в эту область разрушает эту традицию», - считает священник. «В данном случае решение прокуратуры само направлено на разжигание розни. По крайней мере, это вольная или невольная провокация, элементарное неуважение к многовековой традиции», - заключил он.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, назвал действия калужской прокуратуры глупостью. «Казачество испокон веков было именно православным воинством. Это любому школьнику известно. Если у сотрудников прокуратуры пробелы в образовании, нужно срочно доучиваться. Никто же никого не заставляет принимать Православие и вступать в казачество, каждый решает сам за себя», - сказал он.
«Что же касается сдачи жилья, то человек все-таки имеет право распоряжаться им по своему усмотрению – кому захочет, тому и сдаст, хоть татарам, хоть русским, хоть мусульманам, хоть православным. За рубежом подобные объявления на каждом шагу. Это частная жизнь. А вмешательство в чужую частную жизнь – это как раз и есть экстремизм», - добавил отец Валерий.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, считает решения прокуратуры необоснованными: «Я не вижу в обоих случаях никакого экстремизма или разжигания межнациональной розни». «Если говорить о сдаче квартиры, то каждый человек, прежде чем вступить в деловые отношения с другим, оценит его с точки зрения своих взглядов. Ведь от культурного уровня человека, его менталитета, принципов зависит сохранность квартиры, отношения с хозяевами и т.д. И это абсолютно нормально. Дело тут не в предубеждении к национальности или к другой религии, а в некоей вероятности того, что люди иной веры или национальности по-другому ведут хозяйство, имеют другие взгляды на жизнь», - говорит он.
«Что касается казаков, то все мы знаем, что они теснейшим образом всегда были связаны с религиозной деятельностью, они всегда являлись защитниками Православия. В повести Николая Гоголя "Тарас Бульба" описан прием в казачество: если человек умеет креститься, то он годен в казаки. Православие – это их основная идея, как можно требовать отказаться от нее?» - недоумевает отец Димитрий. «Вынесенные решения я считаю ошибочными. Прокуратуре Калужской области следует подумать над иной проблемой, касающейся людей других национальностей: вопросом адаптации приезжих среди местного населения», - предложил священник.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что прокуратура неправа, вмешиваясь во внутренний устав казачьей организации. «Если казаки готовы принимать к себе только православных, то почему же они не могут объявить об этом открыто? Это же добровольная организация! Даже странно как-то, что прокуратура вмешивается в ее дела», - удивился отец Илия.
«И в газетных объявлениях я никакого экстремизма не вижу: человек, который подает объявление, имеет право решать, кому он отдаст предложенный товар, поскольку он является владельцем», - говорит он. «Вот если бы в государственном учреждении отказали в предоставлении услуг по национальному признаку – это стоило бы внимания прокуратуры. А в данных случаях я не вижу нарушения чьих-либо прав или дискриминации», - заключил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает, что прокуратура в данном случае выказала собственную ангажированность и заинтересованность в разжигании межнационального и межрелигиозного конфликта. «К самой прокуратуре это относится в гораздо большей степени, чем к тем лицам, которых она в этом обвиняет», - заявил он.
«Каждый человек волен распоряжаться своим жильем, как ему хочется. Сдавая свое жилье, он может ставить определенные условия. По-моему, это нормально. Это его право собственника. При этом он никаких конституционных прав других граждан не нарушает», - пояснил отец Тихон.
«Что же касается казачества, имеющего очень глубокие исторические корни и традицию, то не православным казак быть не может, так было всегда и не прокурорам это менять», - заявил он.
«Прокуратура существует, чтобы защищать общественные устои, а она в данном случае их разрушает и вносит смуту», - заключил пастырь.