Кроме того, узбекский сайт сообщает, что нынешний президент Киргизии Роза Отунбаева воздержалась от ходатайства перед законодателями о юридическом закреплении в республике Среднеазиатского митрополичьего округа, делегировав инициативу принятия решения по поводу регистрации округа следующему президенту страны. Словом в непростом положении оказался митрополит Викентий, прибыв к месту службы.
Понятно, что этот «узбекский конфуз» РПЦ – результат обычной чиновничьей бестолковщины, которая случается в деятельности как светской, так и церковной бюрократии. Но вместе с тем он весьма и весьма показателен, и о многом говорит.
Прежде всего, это явное свидетельство того, что и наше Священноначалие, и наша церковная бюрократия мыслят категориями имперскими (или советскими, кому как нравится). Обо всем подумали и кого куда переместить, и в какой сан возвести, но не подумали о сущем пустяке, - что Узбекистан и Киргизия являются независимыми государствами и надо соблюдать «какой-то там дипломатический протокол». Действительно, с позиций имперского мышления это и в самом деле пустяк, причем тут узбеки, когда речь идет о церковной структуре, управляемой из Москвы.
Словом, Владимир Путин еще только отдал свою статью о контурах новой евразийской империи в редакцию газеты «Известия», а Русская Православная Церковь уже начала претворять его идеи в жизнь.
С другой стороны, реакция узбекских властей тоже о многом говорит. От Кремля они вынуждены терпеть такую бесцеремонность, но тут «какие-то попы из Чистого переулка» начинают действовать так, как будто нет никакой узбекской государственности, а всеми процессами можно управлять из Москвы. Вот тут гордые узбекские чиновники решили «оттянуться по полной», мстя скорее Кремлю, а не Патриарху Кириллу. Видимо, понимают в Ташкенте, что узбекской государственности приходит конец, что недолго осталось изображать из себя наследников бухарских и хивинских ханов, пора смотреть в глаза действительности.
Любопытно, что узбекским властям не нравится преобразование Ташкентской епархии в митрополичий округ. Видимо, им больше хотелось бы остаться обычной епархией Русской Православной Церкви, как и было чуть меньше полтораста лет. Все должно быть свое, - и православная епархия, зачем делить ее с киргизами и таджиками, с ними и без того проблем хватает. Да и титул был у митрополита, подчеркивавший особое положение Узбекистана – Ташкентский и Среднеазиатский, а его зачем-то поменяли на Ташкентский и Узбекистанский.
Любопытно, что и в России многим чиновникам непонятно, зачем создаются митрополичьи округа. Было понятное и логичное устройство, а тут на тебе. Говорят, что решили сделать, как у греков. Так в середине XVII века тоже решили поучиться у греков, так такой раскол возник, что до сих пор аукается…
Кто-то скажет, что нашим церковным чиновникам не мешало бы с большим почтением относиться к слабостям меньших братьев наших, - ведь независимые государства Узбекистан и Киргизия пока существуют. И надо уважать тамошних чиновников, а то не ровен час начнут гнать православных. Есть, конечно, некоторый резон в этих рассуждениях. Но тут такая ситуация, что видно невооруженным глазом, что никто специально ничего не планировал, просто забыли, что Ташкент – это территория другого государства. Из Москвы плохо видно…
Неизгладимый имперский менталитет русских, - ничего не поделать с этим.
И еще один утешительный вывод, - с таким менталитетом нам никакая уния с Римским папой не грозит. Конечно, Рим – это не Бишкек и не Ташкент, а некоторые наши чиновники в рясах давно привыкли с придыханием говорить о «вечном городе». Но одно дело ездить с визитами к Папе, давать концерты, рассуждать об общехристианских ценностях и моральных основах, и совсем другое реальная власть. Вряд ли даже заядлые симпатизанты Ватикана захотят поставить Москву ниже Рима.
Словом, хороший урок нам преподнесли узбеки. Они нам напомнили лишний раз, что Россия – Империя. Осталось только нам, русским, не бояться этого слова и вести себя по-имперски: властно, но и снисходительно к слабостям братьев наших меньших. Как и положено старшему брату.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
32. Ответ Славянофилу
31. В первую голову
30. Фоссе от Славянофила
29. Люмпену
28. 14.деду пенсионеру
27. Евразийский план Владимира Путина:Борьба за Россию, борьба за Центральную Азию.
26. Re: Чему нас учит «узбекский конфуз» Русской Православной Церкви
25. Люмпену
24. Re: Чему нас учит «узбекский конфуз» Русской Православной Церкви
23. Re: Чему нас учит «узбекский конфуз» Русской Православной Церкви