Этот день в Русской истории 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Этот день в Русской истории

15.10.2011


Сегодня мы чтим память святого праведного адмирала Феодора Ушакова и вспоминаем взятие Казани Государем Иоанном IV Грозным; завтра, в день памяти митрополита-исповедника Агафангела (Преображенского), мы вспоминаем Великого Князя Изяслава Ярославича и русского мыслителя Л.А.Тихомирова …

Икона св. Феодора УшаковаСвятой праведный Феодор Ушаков, Адмирал Флота Российского, непобедимый флотоводец, был канонизирован Русской Православной Церковью 6 августа 2000 года как местночтимый святой Саранской епархии.

Святой Феодор родился 13 февраля 1745 г. в с.Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. Родители будущего флотоводца принадлежали к небогатому, но древнему дворянскому роду и были людьми глубоко верующими и благочестивыми. Великим молитвенником за Феодора был его тезоименитый дядя - преподобный Феодор Санаксарский (икона с мощами которого располагается в алтаре нашего храма), подвизавшийся в Санаксарском монастыре. Благочестие родителей и пример монашествующего дяди стали фундаментом нравственного воспитания Феодора. Наравне с кротостью в нем достаточно рано обнаружилась такая черта характера, как бесстрашие перед лицом опасности.

Окончив Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Феодор начал службу на Балтийском флоте. С 1769 г. но уже служит в Донской (Азовской) флотилии, а в 1768 - 1774 гг. участвует в Русско-турецкой войне.

В основе действий Ушакова лежала подлинно христианская забота о каждом вверенном его руководству человеке. Он был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне, воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки. За проявленную во время эпидемии находчивость Ф.Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга.

С 1785 г. Феодор Феодорович служил в Севастополе. В 1787 г. Турция, недовольная итогами прошлой войны, вновь выступила против Российской империи. В ходе развертывания военных действий 3 июля 1788 г. у острова Фидониси (Змеиный) близ устья реки Дунай произошло сражение севастопольской эскадры с турецким флотом.

Командуя русским авангардом, Феодор Феодорович внезапно применил ловкий и смелый маневр и нанёс решительное поражение превосходящим силам турок.

Получив чин контр-адмирала, Феодор Феодорович был в начале 1790 г. назначен командующим Черноморского флота. В том же году флотоводец одержал блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок возле Керченского пролива и закрепил этот успех в бою у острова Тендра вблизи нынешней Одессы. Обладая искренним смирением, командующий приписывал свои победы исключительно Божественному милосердию и усердию подчиненных.

Вернувшись в Севастополь, Феодор Феодорович отдал приказ: «Рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу; всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота, быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи...». В 1791 г. война завершилась полным разгромом Ушаковым турецкого флота у мыса Калиакра, что на юго-западном побережье Черного моря.

В перерыве между ратными делами Ф.Ушаков много времени отдавал молитве. Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной». В 1793 г. Феодор Феодорович получил чин вице-адмирала.

В связи с заключением российско-турецкого союза против Франции, которая приступила к захватам территорий соседних с ней европейских стран, в 1798 г. Феодору Ушакову было поручено отправиться во главе двух союзных флотов в Средиземное море и содействовать воюющим против французов сухопутным войскам.

Первым великим свершением Ушакова в Средиземном море стало освобождение занятых французами Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции и издавна населенных православными греками. Последние, по письменному призыву флотоводца, содействовали успеху российских моряков.

Кульминацией освобождения островов стало взятие в 1799 г. укреплений острова Корфу, считавшихся сильнейшими в Европе и неприступными. Встреча освободителей местными жителями явилась подлинным триумфом. Феодор Ушаков усердно молился в здешних православных храмах и благоговейно припадал к их святыням - мощам святого Дионисия на острове Занте и святого Спиридона Тримифунтского на Корфу. Управляя освобожденными островами, командующий Черноморским флотом России стал создателем первого греческого национального государства со времен захвата Греции турками - Республики Семи Соединенных Островов.

Адмирал Ф.УшаковЗаслуги Федора Ушакова в Средиземноморской кампании увенчались возведением его в 1799 г. в чин адмирала. В 1800 г. прославленный адмирал вернулся в Севастополь, а в 1807 г. вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводческую службу он не потерял ни одного корабля и ни одного пленного. Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Федор Ушаков отписал им в 1810 г. в своем завещании небогатые имения и поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, возле Санаксарского монастыря, где монашествовал и был похоронен дядя адмирала.

Молясь в обители во все праздничные и воскресные дни, Феодор Феодорович также и «в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния».

Во время Отечественной войны 1812 г. Ф.Ушаков был избран начальником внутреннего тамбовского ополчения, но из-за болезни отказался от этой должности, в то же время пожертвовав немалые средства на устройство и содержание госпиталя для раненых, формирование 1-го Тамбовского пехотного полка и помощь пострадавшим от учиненных французами в России разорений. «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе... Отечества!» - утешал адмирал скорбящих в те дни. Преставился праведник 2 октября 1817 г. и был погребен в Санаксарском монастыре подле своего сродника. Мощи Угодника Божия почивают в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

В этот день в 1552 г. доблестные Русские войска под водительством Царя Иоанна Грозного после длительного штурма взяли Казань. 4 октября Государь выбрал место для закладки храма во имя Благовещения и собственноручно заложил его. 6 октября деревянный собор был закончен и освящен. Казанское ханство было опаснейшим врагом Московского государства. Казанские татары регулярно совершали на Русь разбойничьи набеги, уводя в рабство православных христиан. Тотчас по завоеванию Казань выдала до 100 тысяч русских пленников.

Царь Иоанн IV рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Однако первые военные походы против Казани (1547-1548 и 1549-1550 гг.) успеха не принесли. Но Царь не отступал. В 1551 г. началась подготовка к новому походу. По царскому приказу весной 1551 г. в 30 км к западу от Казани у впадения в Волгу р. Свияга в кратчайший срок была построена деревянная крепость - Свияжск.

«Ступайте, дураки, - насмехались над русскими татары, - в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»

П.Коровин. Взятие КазаниТем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом, в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провел часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, еще более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» - пошли на приступ. татары встретили их криком: «Магомет! Все помрем за юрт!» Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.

По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие Государя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Князь Воротынский прислал сказать Царю: «Радуйся, благочестивый Самодержец! Казань - наша, ее царь в плену, войско истреблено». Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано.

Последний казанский хан Ядыгар-Мухаммед (Едигер) попал в плен, и получив предложение перейти в Христианскую веру, в феврале 1553 г. крестился с именем Симеон, стал активным союзником русского Царя, принимал участие в Ливонской войне. В удел ему был пожалован Звенигород. Скончался Симеон Касаевич в 1565 г. и был погребен в Чудовом монастыре.

В этот день скончались: князь Александр Борисович Куракин (1697—1749), дипломат, посол в Париже, сенатор (с 1741); Яков Дмитриевич Захаров (1765-1836), химик, академик Петербургской АН; Борис Борисович Пиотровский (1908—1990), академик, директор Эрмитажа; Леонид Романович Квасников (1905—1993), разведчик, начальник управления научно-технической разведки КГБ СССР.

Великий князь Изяслав ЯрославичЗавтра мы вспоминаем Великого Князя Киевского (с 1054 года с перерывами), старшего сына Ярослава Мудрого Изяслава Ярославича (ок. 1024-1078).

Изяслав родился в 1025 году в Новгороде, где в то время князем был его отец Ярослав Мудрый, а матерью его была жена Ярослава — Ирина (шведская принцесса Ингегерда), он был их вторым сыном после Владимира.

Получил от отца стол в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира, стал новгородским князем и по тогдашним династическим правилам, стал наследником Киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после кончины отца, стал великим князем киевским, а в Новгороде оставил князем своего сына Мстислава.

Бо́льшая часть княжения Изяслава характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя и его младших братьев — черниговского князя Святослава и переяславского Всеволода. Братья вместе предприняли пересмотр «Русской правды» (приняв так называемую Правду Ярославичей), совместно принимали решения о замещении вакантных княжеских столов, а также учредили отдельные митрополии в своих княжествах. Историки называют эту систему триумвиратом Ярославичей. Вместе они приняли участие в походе на кочевников-торков. В 1055 году торки совершили набег на Переяславль, и были разбиты, но в этом столкновении Русь впервые столкнулась с половцами хана Болуша, подписав с ним мирный договор о границах, установивший около 50 км нейтральной полосы между Русью и Землей Половецкой. В 1057 году Русью была оказана Византии военная помощь в Армении против турок-сельджуков. В 1058 году Изяслав завоевал земли балтского племени голядь в бассейне реки Протва. Так же состоялся поход на торков в 1060 году и против Всеслава Чародея, князя Полоцкого в 1067 году.

В 1068 году Изяслав вместе с братьями потерпел поражение на р. Альте и был свергнут начавшимся в Киеве народным восстанием. Руководители восставших освободили из «поруба» (тюрьмы без дверей, выстроенной вокруг заключенного) арестованного ранее Изяславом князя Всеслава Полоцкого и возвели его на киевский престол. Изяслав бежал в Польшу, к своему племяннику князю Болеславу II, и, воспользовавшись помощью польских войск, в 1069 году вернулся, а впереди себя в Киев послал сына Мстислава, где тот учинил расправу над зачинщиками восстания, причем виновников изгнания Изяслава, перебил, либо ослепил.

Однако уже к 1073 году (а, всего вероятнее, и несколько раньше) «триумвират» Ярославичей распался; младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава, которому пришлось помириться со своим прежним оппонентом Всеславом Полоцким. В 1073 г. Святослав Черниговский захватил Киев, и Изяслав вновь бежал в Польшу, где на сей раз был выдворен польскими властями, заключившими союз со Святославом и Всеволодом. Изгнанник Изяслав направился в Германию к императору Генриху IV и потребовал у него помощи в борьбе против братьев, вручив ему гигантские богатства; однако император, силы которого были отвлечены внутренней борьбой в Германии, также не поддержал его. Изяслав отправил в 1075 году своего сына волынского князя Ярополка в Рим, где тот посетил папу Григория VII, будущего антагониста Генриха IV. Папа ограничился общими увещеваниями в адрес русских князей.

Конец скитаниям Изяслава положила внезапная кончина Святослава Ярославича 27 декабря 1076 года; ставший его единоличным преемником Всеволод примирился со старшим братом и вернул ему киевское княжение, а сам удалился в Чернигов (1077). Однако уже в следующем году началась новая междоусобная война. Против дядей — Изяслава и Всеволода — восстали их племянники, сын Святослава князь тмутараканский Олег Святославич, претендовавший на черниговский стол, и князь-изгой Борис Вячеславич. В битве на Нежатиной Ниве под Черниговом 3 октября 1078 года коалиция Ярославичей одержала победу, Олег бежал, а Борис был убит, однако ближе к концу сражения Изяслав также погиб (неприятельский всадник ударил его копьем в плечо). Битва на Нежатиной Ниве и гибель Изяслава и Бориса упоминаются в «Слове о полку Игореве». Похоронен Изяслав Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.

Также завтра мы вспоминаем выдающегося публициста и общественного деятеля-монархиста Л.А.Тихомирова.

Л.А.ТихомировЛев Александрович Тихомиров родился 19 января (ст.ст.) 1852 г. в Геленжике в семье военного врача. По окончании Александровской гимназии в Керчи поступил в 1870 г. на юридический факультет Московского университета, в 1871 г. перевелся на медицинский факультет. Увлекся революционными идеями, в 1871 г. вошел в народовольческий кружок «чайковцев», летом 1873 г. переехал в Петербург, где в ноябре 1873 г. был арестован и более 4 лет провел в Петропавловской крепости, в 1877 г. проходил по «процессу 193-х», отдан под административный надзор полиции с определением обязательного места проживания в Новороссийске. Перешел на нелегальное положение, после раскола «Земли и воли» вошел в состав террористической «Народной воли», стал членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». После убийства Императора Александра II направил Государю Александру III письмо от имени Исполнительного комитета «Народной воли» с угрозами. После разгрома партии в 1882 г. бежал за границу, в Париже вместе с П.Л.Лавровым редактировал «Вестник Народной воли».

В эмиграции во взглядах Тихомирова произошел перелом, он раскаялся в содеянном. В 1888 г. выпустил в Париже брошюру «Почему я перестал быть революционером?» и подал Александру III прошение с просьбой о помиловании. Тихомиров был прощен, вернувшись на родину, первым делом побывал на могиле убиенного народовольцами Царя. В 1890 г. он был освобожден из-под надзора полиции, поселился в Москве, занялся литературным трудом. Тихомиров стал штатным сотрудником крупнейшей консервативной газеты «Московские ведомости», сотрудничал в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». Опубликовал ряд работ по монархической идеологии, наиболее значимые из них: «Начала и концы. Либералы и террористы» (1890), «Социальные миражи современности» (1891), «Борьба века» (1895), «Знамение времени - носитель идеала» (1895), «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Рабочий вопрос и русские идеалы» (1902), «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903) и др.

Но самой главной работой Тихомирова стал фундаментальный труд «Монархическая государственность» (1905). Он первый обстоятельно исследовал феномен Самодержавия и Русского Самодержавия в частности. Тихомиров утверждал, что выбор принципа верховной власти зависит от нравственно-психологического состояния нации, от тех идеалов, которые формируют мировоззрение нации. Если «в нации жив и силен некоторый всеобъемлющий идеал нравственности, всех во всем приводящий к готовности добровольного себе подчинения, то появляется Монархия, ибо при этом для верховного господства нравственного идеала не требуется действие силы физической (демократической), не требуется искание и истолкование этого идеала (аристократия), а нужно только наилучшее его выражение, к чему способнее всего отдельная личность как существо нравственно разумное, и эта личность должна лишь быть поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний». За этот труд Тихомиров удостоился Высочайшей благодарности и памятной награды от Царя.

В смутное время 1905-07 гг. Тихомиров принимал участие в монархическом движении, выступал с докладами в Русском Монархическом Собрании, на 2-м Всероссийском монархическом съезде в Москве весной 1906 г. Поддерживал деятельность главы правительства П.А.Столыпина, по приглашению которого вошел в состав Совета министра внутренних дел как знаток рабочего вопроса. В 1909 г. после кончины редактора-издателя «Московских ведомостей» профессора А.С.Будиловича стал редактором газеты, пытался превратить ее в рупор здоровых консервативных идей. Редактировал газету до 1913 г., после чего отошел от публицистической деятельности и поселился в Сергиевом Посаде, где и умер. Здесь он вернулся к религиозно-философским исследованиям, работая в последние годы жизни над вторым фундаментальным трудом «Религиозно-философские основы истории», который был издан только в конце ХХ в. Скончался Л.А.Тихомиров в 1923 г. Сын Тихомирова получил духовное образование и стал епископом.

Митрополит Агафангел (Преображеский)Завтра Святая Церковь чтит память св. исповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, почетного председателя Ярославского отдела Союза Русского Народа, скончавшегося в 1928 г.

Он родился 27 сентября 1854 г. в Тульской губернии в семье протоиерея и в миру звался Александром Ларентьевичем. Образование получил в Тульской духовной семинарии и Московской духовной академии. Постриг принял в 1885 г., в 1889 г. хиротонисан во епископа, в декабре 1913 г. назначен на Ярославскую кафедру. Здесь у владыки установились близкие отношения с лидером местного отдела СРН доктором И.Н.Кацауровым и его супругой, он пытался содействовать преодолению розни в монархическом движении, передал благословение Нижегородскому совещанию монархистов (ноябрь 1915 г.). В 1922 г. в связи с привлечением к суду Святейший Патриарх Тихон передал свои обязанности митрополиту Агафангелу, который сразу был арестован, в 1923-25 гг. находился в ссылке в Нарымском крае, в 1925-26 гг. снова в тюрьме.

Скончался митрополит Агафангел в Ярославле, погребен в храме святителя Леонтия Ростовского. Так случилось, что владыку похоронили только на седьмой день после кончины, но, по воспоминаниям очевидца, «никакого трупного запаха не ощущалось нисколько, напротив: по временам веяло от гроба каким-то благоуханием». Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.

Также завтра мы вспоминаем: поэта и государственного деятеля Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837) и кинорежиссера Юрия Николаевича Озерова (1921-2001). 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме