Один ли Бог во всех религиях?

Профессор Алексей Осипов отвечает на вопрос, действительно ли христиане и мусульмане верят в одного и того же Бога

13.10.2011 2333

В католическом премонстрантском монастыре Шлэгль (Верхняя Австрия) прошла ставшая традицией ежегодная дискуссия между католиками и мусульманами по вопросам веры, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на сайт монастыря. В этом году ее тема - «Ислам - Христианство: мы верим в одного и того же Бога? Что нас объединяет и что разделяет?».

Оппонентами в дискуссии выступили католический теолог глава Института систематической теологии при университете Инсбрука Вольфганг Палавер и представитель мусульманской общины Верхней Австрии, преподаватель ислама в университете Оснабрюк Мусса Аль-Хассан. Во встрече приняли участие почти 200 специалистов.

После прочтения оппонентами докладов было отмечено, что межрелигиозный диалог необходим для нахождения путей решения общественных проблем, взаимопонимания, взаимодоверия и возможности учиться друг у друга. Далее участники дискуссии согласились, что христиане и мусульмане верят в одного Бога. «Мусульмане называют Аллахом Единого Бога, Которому, как верят “ортодоксальные” мусульмане, поклоняются также иудеи и христиане», - заявил Аль-Хассан. Он напомнил, что арабо-язычные христиане, живущие в Сирии и Ливане, называют Бога «Аллах». Ученый отметил, что в Коране есть разделы, содержание которые имеет много общего со священной историей иудеев и христиан, «подчеркивая связь между нашими религиями». Например, в одном месте говорится, что «синагоги, монастыри и отшельнические скиты должно особо защищать».

Наиболее важными пунктами вероучения ислама являются признание «уникальности и единства Бога», признание Бога как «Творца всего сущего», Которому и только Ему должно относить все поклонение как Богу, отметил специалист по исламу. Имя и атрибуты Бога никому другому не должно приписывать, иначе Бог будет с чем-то или кем-то «ассоциироваться». «Это и является одним из основных отличий ислама от других монотеистических религий», - сказал Аль-Хассан. Однако это отличие не мешает ему считать, что христиане и иудеи верят в того же Бога, подчеркнул эксперт.

Католический теолог Вольфганг Палавер процитировал слова Иоанна Павла II: «Ваш и наш Бог есть один и тот же Бог, мы - братья и сестры по вере Авраама». По мнению католического исследователя, разница между христианством и исламом заключается, прежде всего, «в различных толкованиях событий». С этим связано отвержение мусульманами Распятия Иисуса, считает Палавер. Как одно из отличий двух религий была названа «любовь к врагам», которая является одной из главных составляющих христианской этики, но не отражена в исламе.

Традиция проводить дискуссии между мусульманами и христианами в монастыре Шлэгль зародилась в прошлом году. Настоятель обители аббат Фельхофер считает, что встречи помогут добиться большего взаимопонимания между представителями этих двух мировых религий в регионе. На следующей дискуссии планируется обсуждение не только вопросов вероучения, но и тем, касающихся экономического развития региона.

В связи с прошедшей дискуссией между католиками и мусульманами по вопросам веры мы попросили доктора богословия, профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова ответить на следующие вопросы: «Действительно ли христиане и мусульмане верят в одного и того же Бога? В чем заключается принципиальное различие между Христианством и исламом?»


Один Бог во всех религиях?

В современную эпоху экуменических и межрелигиозных контактов вопрос о том, одному ли Богу покланяются в разных религиях, становится всё более жизненно важным. Ибо единство исповедуемого Бога означает единство по существу и самих религий, то есть их принципиальную равноценность. Этот вывод, естественно, порождает религиозный индифферентизм и утрату человеческим сознанием одного из своих важнейших духовных стимулов - поиск истинной веры.

Бог есть Дух, и потому Он выше каких либо определений. Однако поклонение Ему с необходимостью требует содержательного о Нем представления, то есть требует Его осязаемого образа (понятийного, символического, иконографического…). В так называемых естественных (языческих) религиях этот образ создается народным воображением, в основном стихийно, и потому несет на себе печать всех свойств человека: и его пороков, и его добродетелей.

Религии монотеистические (христианство, иудаизм, мусульманство) утверждают, что их учение открыто Самим Богом через определенных лиц. Но при этом, те образы Бога, которые присутствуют в этих религиях, далеко не однозначны. Так, в христианстве единый Бог в Своей внутренней жизни открывается как триипостасный: Отец, Сын (Логос) и Святой Дух; Логос воплощается; спасение человечества совершается Крестом и Воскресением Христа и др. Ничего подобного нет ни в иудаизме, ни в мусульманстве. Но эти отличия принципиальны.

То есть каждая из монотеистических религий, признавая существование одного (а не многих) Бога, тем не менее, имеет свой Его образ, которому она поклоняется и который полностью определяет вероучительную и духовно-нравственную сущность и самой религии, и всей духовной жизни верующего. Поэтому в каждой религии именно этот образ является ее Богом. И, следовательно, каждая из них имеет своего Бога.

В чем заключается принципиальное различие между христианством и исламом?

Сама постановка вопроса носит какой-то подчеркнуто односторонний характер, что неправомерно по отношению к исламу, который среди всех других современных религий является наиболее близкой к христианству. В ней нет ни грубого язычества, ни сатанинского оккультизма, ни радикального неприятия Христа, присутствующего, например, в ортодоксальном иудаизме, для которого Иисус Христос является «лже-мессией». У мусульман, напротив, Иисус Христос - это высший пророк наряду с Мухаммедом. Такое явно положительное отношение к Христу выражается во многих хадисах, которые говорят даже о том, что именно Иса (Иисус) убьет Даджаля (антихриста). В исламе отчетливо выражено благоговейное отношение к Деве Марии, к Иоанну Крестителю и др., чего опять-таки нет в иудаизме. Но в мусульманстве отсутствует целый ряд принципиальных положений христианского вероучения: утверждение триипостасности Бога, Богочеловеческой Личности Иисуса Христа, совершённого Им спасения через Крест и Воскресение и др. Мусульманство в своем вероучении остается, можно сказать, на уровне ветхозаветной религии, тем не менее, принявшей некоторые положения христианства.

Отсюда возникает в высшей степени важный вопрос: какие объективные аргументы может представить та или иная религия, которые бы позволили говорить о Божественном происхождении ее учения и, следовательно, о ее истинности?

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

76. Лукавит ли проф.Осипов?

Диалоге между православными и мусульманскими богословами. ...мусульманские решительно настаивают, что Бог - это высшая справедливость. На что Алексей Ильич дает свой комментарий. http://www.youtube.com/watch?v=rpEl-0GI96w

BabbSonya / 10.12.2011

75. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Боги, разумеется, разные. У одних - Перун, у других - Зевс, у иных - Аллах, у десятых - пень в лесу, солнышко на небе... боги разные. А у нас - Пресвятая Троица. В чём проблема, г-н профессор?

Серёжа / 25.10.2011

74. Лукавый профессор

Лукавый профессор так и не удосужился ответить на вынесенных в заголовок вопрос. Недавно по "Союзу" смотрел с ним интервью, всего минуту только вытерпел, так он за эту минуту ловко перевернул фразу святого: будто бы тот утверждал, что безбожники появляются из-за их крещения в раннем детстве.

73. 66. Георгий Г

"""Православному достаточно помнить, что у Аллаха нет сына.""" Совершенно верно. О каком одном Боге можно говорить... "Он не родил и не был рожден." (Коран, 112,3), "Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын." (4,171). "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца." (1Ин.2,23).

М.Яблоков / 22.10.2011

72. 68. М.Яблоков : Тут недавно Осипов по "Союзу" впаривал, что младенцы безгрешны и их крестить необязательно...

Дорогой Вы мой,но ведь мы и обязаны быть учениками,раз христиане. Слава Богу, сегодня литературы святоотеческой много. Есть у кого учиться!

71. 69. иерей Илья Мотыка

Он ведь воспитывает будущих священнослужителей... Вред, котрый он может принести, может оказаться необратимым.

М.Яблоков / 22.10.2011

70. согласен с вами Михаил

С Осиповым мы еще намучаемся. От его слов, часто бывают проблемы с прихожанами. Он скажет, начнут требовать того, что запрещено церковными правилами, например панихиды по самоубийцам и лютеранам или атеистам.

69. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Тут недавно Осипов по "Союзу" впаривал, что младенцы безгрешны и их крестить необязательно...

М.Яблоков / 22.10.2011

68. н.п.

Комментарии как раз не злые. А наоборот предупреждающие, что нельзя по радиоактивной пустыне ходить без защитной одежды. Христианство единственное средство спасения. Остальные религии бесполезны.

67. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Не следует много педалировать эту тему. Православному достаточно помнить, что у Аллаха нет сына.

Георгий Г / 22.10.2011

66. на 64, иерею Илье

Конечно же ,Господь запретил Адаму и Еве в Раю вкушать плод с древа познания добра и зла. Так что же, батюшка, мы здесь обсуждаем, разве не вкушаем плод познания добра и зла. Неужели вы знаете, "что такое хорошо и что такое плохо",и то "как наше слово отзовется". Если бы Иуда не предал Христа, не было бы Воскресения, если бы Романовых не расстреляли и они уехали в Англию, не были бы причислены к лику Святых. Не будь безбожных гонений, не было бы и множества Новомучеников. Вы заметили, сколько на этой странице злых комментариев отказывающих людям в спасении Души?

н.п. / 19.10.2011

65. н.п.

Библию вы точно не читали. Так как там говорится плоде древа познания добра и зла. С каким из современным плодовым деревом можно провести аналогию неизвестно. Про яблоки говорят те, кто даже детскую Библию не пролистывал.

64. Яблокову

"Коран представляет собой древнейший исторический и культурный памятник, интерес к которому трудно переоценить."- написал Яблоков, наверное коран рядом с Библией хранит и читает параллельно, поэтому и раздвоение чувствуется в комментариях. Все же на древе в раю висели яблоки, от этих яблок до сих пор на земле мучимся.

н.п. / 17.10.2011

63. Re: Один ли Бог во всех религиях?

У меня было такое впечатление, что Люцифер, сам не особо был доволен халтурной работой своих подопечных. Люди работают куда интереснее. Возьмите опус того же протопопа Аввакума и язык прекрасный и фантазия и неприязнь. Видно творчество и огонек.

62. Re: Один ли Бог во всех религиях?

А кто сказал, что демоны проявили при написании Корана особое творчество. При его чтении постоянно наталкивался на пародии на истории из Священного Писания Ветхого и Нового Завета и несколько туповатую полемику с христианством.

61. 59. Князь Черниговский

"""Чья речь, знаете ли?Там еще были и такие "высокие" слова, как:"Полнота иудейства есть христианство"...""" Какая интересная формулировка иудейства.Интересно,как сами ортодоксальные иудеи ее восприняли?!Думаю,не в восторге! А чья эта речь? Времени нет искать,но,кажется,что-то подобное я слышала.

Ева / 17.10.2011

60. Постепенная эрозия.

То, что хотел сказать Сергей Агапов, понято и принято.Здесь не стоит вопрос о вере, это больше вопрос общежительства.Мирное со-существование, обезпеченное мощной русской государственностью на твердом камне веры.Постепенная эрозия и того, и другого, в русском народе, вызвали к жизни демонов русофобии.Бывшие братья по оружию в Афганистане стреляли друг в друга в Чечне.Не хочу даже и упоминать о том, что сейчас происходит в Киргизии и Узбекистане, мало ли нам улиц Москвы? Я вот еще что вспомнил.Так, к слову:""Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой… Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья… Совместными усилиями мы построим новое общество, – демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать, и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога – Отца всех. Бога отцов ваших и наших… Это сейчас то, что нам всем нужно – и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и неделим для всех чад Его".Чья речь, знаете ли?Там еще были и такие "высокие" слова, как:"Полнота иудейства есть христианство"...

59. 57. М.Яблоков

"""Вот Божественное исказить - это завсегда )""" Я думаю,что именно это и имел ввиду о.Мотыка. А то что памятник,культурный и древнейший,никто не отрицает.Только боюсь такой несколько упрощенный подход не удовлетворит наших богословов-экуменистов. Но с другой строны и миссионеров,которые обращают мусульман в христианство.

Ева / 17.10.2011

58. Еве на 56-й.

"Коран творчество демонов" Это можно только условно сказать, т.к. демоны не имеют творческой способности. Вот Божественное исказить - это завсегда ) С другой стороны, Коран представляет собой древнейший исторический и культурный памятник, интерес к которому трудно переоценить.

М.Яблоков / 17.10.2011

57. 53. н.п.

"""Коран творчество демонов",уважаемый отец Илья, владыка Антоний Храповицкий доказал, что мусульманскую религию создали (а значит и написали коран) иудейские книжники, чтобы натравить арабов на христианский мир.""" От этого она менее демонической не становится.))) Тем более,если иудейские книжники ставили себе такие цели.

Ева / 17.10.2011

56. 53,54 н.п.

"""Люди еще непросвещенные светом Христовой истины, но верящие в Бога и не творящие зло также спасутся""" Кто вам дал право торговать спасением?! Вы его себе гарантировать не можете, а пытаетесь еще язычникам лапшу на уши вешать. Вы, похоже, вообще никакого отношения к Православной Церкви не имеете, да и Писания не читали... "И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?" (1Пет.4,18). И еще. Утверждение, что "Бог есть Любовь, и только Любовь", а не Праведность, уже осуждено Церковью во II веке св.Поликарпом Смирнским и папой Аникетом - как ересь гностика Маркиона.

М.Яблоков / 17.10.2011

55. 34 Воронову

Спасибо за хорошие советы - воспользуюсь!

Еленка / 16.10.2011

54. на 47, иерею Илье

"Коран творчество демонов",уважаемый отец Илья, владыка Антоний Храповицкий доказал, что мусульманскую религию создали (а значит и написали коран) иудейские книжники, чтобы натравить арабов на христианский мир. Люди еще непросвещенные светом Христовой истины, но верящие в Бога и не творящие зло также спасутся, потому, что, вы правильно сказали, Бог это абсолютная любовь.

н.п. / 16.10.2011

53. на 46 Яблокову

"Экуменизм - это отрицание единоспасительности Христианской веры и Единого Спасителя - Христа", придумал Яблоков. Вы хоть книжечку почитайте об экуменизме, а то ругаетесь как злой староста деревенской церкви. Вы знаете сколько в мире церквей (сект)христианской веры, и каждый год идеологический отдел ЦРУ сочиняет новые с целью уничтожить православие, а вы своей руганью этому способствуете. В русском языке есть пословица как одного заставили Богу молиться, надеюсь она не про вас.

н.п. / 16.10.2011

52. 38 Сергий Агапов

Получается некоторая логическая пропорция: "оружие" сближает с братьями ислама,а в мирных условиях - разъединяет,но не может разделить более чем до феномена "оружия" ,после которого возникает военное братсво. Значит,если в мирных условиях назвать исламского брата братом,то ,тут же появится феномен"оружие".А если другом или товарищем,(коллегой),то "оружие" не проявится.То есть сам опыт показывает ,что мы являемся братьями,когда вопрос касается быть или не быть России.А когда забываем об этой святой дружбе,тогда товарищество преданного боевого духа заявляет о себе рычанием друг на друга,проявляя фактор "оружия".То есть,чтобы поддерживать дружеские и товарищеские(но, не братские по вере)отношения с исламскими друзьями ,Россия должна постоянно чтить,помнить,хранить,иметь живые духовные боевые традиции.Хранить живую память о своей Истории,насквозь пропитанную боевым духом. И наоборот,феномен "оружия" между христианскими странами их разделяет,а в мирных условиях они стремятся друг к другу,но не приятие друг друга как брата сразу делает мысленно врагами.Или брат,или враг. В этом случае дружба с исламскими братьями учит Россию терпимости общения с христианскими братьями ,которые из-за противоречия в принципах мышления понимания/объяснения веры - отталкивает друг от друга.Доводя до военных конфликтов и тех и других и третьих. Но Православная Россия должна быть и с теми и с теми жить в братстве и дружбе.И (поэтому) иметь высокий боевой дух исторических традиций. Легко осудить Власть.Очень трудно понять,так как требуется терпение православное и к тем и к тем.Крест мира.А что,как не живое почитание подвига предков дает нам эту мудрость. И нам,православным,надо стараться понимать Власть ,а это не совсем то,что броско и видно.Да и не понятно.Просто надо помнить,что русская Власть несет Крест мира,а потому должна и может быть только могучей и сильной империей.Даже если правитель и сам не знает этого (гипотетическая ситуация).И уж если критиковать,то с пониманием об этом мировом,имперском влиянии России,и - видеть судьбы мира. Поэтому православный человек должен решать вселенские вопросы,обдумывать мировые тайны.Не надо этого стыдится.Это - русский размер.Тогда и мир нам будет помогать,в ответ на решение мировых вопросов и задач. Но истинное решение вне православного духа - не вполне истинное,не полное.С другой стороны ,если поставлена "печать" православного понимания,а вопрос остается не решенным,значит печать ложно-православная.Подлинное православное знание и понимание - драгоценная истина.И это должно быть явлено в мире.Как драгоценная мудрость в решении мировых вопросов.Как истина.А к истине всегда много вопросов,и должны быть ответы,понятые теми,кто из задает.А если вопрос по прежнему открыт,значит нельзя прикрываться истиной.

51. ??????????

"""Далее участники дискуссии согласились, что христиане и мусульмане верят в одного Бога""" Я думала христиане верят в Святую Троицу,а не в "ветхозаветные образы",о которых пишет Осипов.

Ева / 16.10.2011

50. 47. иерей Илья Мотыка

Спаси Бог,за прямоту...Правда,некоторые в свое время упрекали " со своей колокольни" приснопамятного о.Даниила Сысоева,который тоже ясно говорил о мусульманстве,наподобие наших Святых Отцов. Можно и нужно жить мирно с мусульманами,но это совершенно не означает,что мы должны идти дальше и искать компромиссного сближения в религиях,в которых заинтересованы экуменисты.Нет и еще раз нет. Осипов на пути к этому.

Ева / 16.10.2011

49. 46. М.Яблоков

"""Те хоть и не познали Христа, а эти - познали, и снова на свою блевотину...""" Это точно.Вот пример явного гонения Христа,который демонстрируют экуменисты.

Ева / 16.10.2011

48. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Бог христиан. Это Бог по имени любовь. Мир во зле лежит. В крови любого человека греховная сущность. А грех убивает. Бог приходит в человеческий мир, обличенный в человеческую плоть. Показывает как нужно жить своим примером. Вновь напоминает Закон Божий. Своей смертью он освобождает людей принявших Его жертву от власти греха и смерти. Залог этого Его воскресение. Сила христианства в том, что оно дает инструменты и силу для спасения и преображения человеческой природы. Боги народов интеллектуальная иллюзия, пустота которая не может им помочь в лучшем случае. В худшем случае это узурпация поклонения себе демонами, злыми бесплотными, которые не могут помочь но погубить могут. Аллах это интеллектуальная иллюзия. Коран творчество демонов. А Муххамед лжепророк.

47. 42. н.п.

У нас - православных христиан - не злой Бог, но суть Любовь и Истина. А ваш бог - обновленцев и экуменистов - лукавый подражатель Бога. Запомнимте на всю свою жизнь - любовь и ложь - несовместимы! Если у вас любовь без истины - то это не любовь, а лукавство. Сколько ложных учений о Боге, столько же ложных учений и о любви... За папу римского я молиться не собираюсь, у меня нет такого благословения ) Пусть старцы его вымаливают. Неужели вы думаете, что Господь не знает об этом языческом племени? Не надо свою суррогатную любовь ставить выше Любви Божией ) А молятся они не Богу, а диаволу, как и все язычники, вы хоть иногда читайте Библию. И вообще не надо примазываться к любви, вы еще страх Божий не стяжали, а уже о любви какой-то толкуете )) Совершенная любовь - это 30-я ступень Лествицы духовного восхождения. Не прельщайте, что вы якобы ее уже стяжали )) Это духовная прелесть. Экуменизм - это отрицание единоспасительности Христианской веры и Единого Спасителя - Христа. Это хуже язычества. Те хоть и не познали Христа, а эти - познали, и снова на свою блевотину...

М.Яблоков / 16.10.2011

46. 42.н.п.

Ув.н.п. Бог не злой и не есть источник зла. Зло вообще не имеет сущности. "Религия",в буквальном смысле слова,означает - "связь". Связь с чем? С Источником Жизни. Он один-Отец Сын и Святой Дух. Сущий. Все прочие связи безсущностны-суть умозрительные конструкции-абстрактные идеи. Обладающие колоссальной разрушительной силой. Верно как для отдельного человека,так и для целого общества. Абстрактные идеи-это всегда абсолютное зло,как идеи не имеющие сущности. Безсущностен,как известно,только один диавол-зло в абсолютном смысле. Пребывание в отвлеченных абстракциях-предметная погибель. Как в сем веке,так и в будущем. Не следует заблуждаться на сей счет. Тому подтверждение-вся история человечества,к чему приводит утрата связи с Источником Жизни- в нехристанских религиях,либо ее повреждение -в христианских ересях. Чему, собственно говоря,человека учил и учит Христос? Чему учится человек у Бога? Как жить вечно. Возможно-ли? Возможно. Это просто. "Во всем подражать Христу". Все прочие учения,в том числе и материалистические, можно с полным основанием отнести к "пропаганде безсмертия". Однако,пропаганда не пропаганда,если не солжет. Бог же не лжет. Никогда.

Писарь / 16.10.2011

45. Re: Один ли Бог во всех религиях?

"""В чем заключается принципиальное различие между христианством и исламом? Сама постановка вопроса носит какой-то подчеркнуто односторонний характер, что неправомерно по отношению к исламу, который среди всех других современных религий является наиболее близкой к христианству""" Почему носит односторонний характер этот вопрос,когда как раз именно принципиальные различия имеют очень важное значение.Если будут стираться принципиальные различия,то мы придем к экуменизму и сольемся со всеми религиями,минуя различия. Этот вопрос "Отсюда возникает в высшей степени важный вопрос: какие объективные аргументы может представить та или иная религия, которые бы позволили говорить о Божественном происхождении ее учения и, следовательно, о ее истинности?""" На самом деле непринципиальный,мало ли какие в их понимании каждой отдельно взятой религии существуют для них объективные аргументы.Нам то что до этого? Зачем нам нужно знать об этом? Чтобы расположиться в дальнейшем к этим религиям.В этом совершенно нет никакой необходимости.Потому что мирно сосуществовать православие с представителями других религий и так может,а большего и не нужно. Со всем остальным,сказанным Осиповым тоже не согласна.Очень тяжелое впечатление от прочитанного.Если на этих предтечи экуменизма собраний представители православия так говорят о своей вере,то это мягко говоря неправильно.

Ева / 16.10.2011

44. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Непонятно, почему обсуждение этого вопроса привело к обсудению народов - представителей религий. Это совершенно другое дело и уводит в сторону.

43. на 40, Яблокову

Какой то Бог у вас, тов. Яблоков, злой. Если вы христианин, то вспомните вторую заповедь Нового Завета и помолитесь о спасении души Папы Римского. В Южной Америке живет племя, которое не знает современной цивилизации, по международной договоренности, к ним не ходят представители нашей цивилизации. Так вот, они молятся регулярно Богу, какому по вашему? Наверное тому же, что и ваши языческие предки. А экуменизм это совсем другое, хоть тысячи религий создай, Бог все равно один. Ересь экуменизма состоит в том, что все существующие религии хотят уравнять и подчинить одному руководителю, или совету. Храни вас Господь от всякого зла.

н.п. / 15.10.2011

42. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Из предложения Бог един, а религии разные могут вытекать разные следствия. Ложный вывод о равно истинности и равно спасительности всех религий. И истинный, верный вывод наряду с правильным, истинным пониманием Бога, ведущем к Нему и Спасению, есть ложные, тупиковые пути ведущие к гибели.

41. н.п. и прочим еретикам-экумнистам - почитателям Рамакришны

То что "Бог один, а религии разные" и все служат одному Богу - это учение Рамакришны. Только к христианству это никакого отношения не имеет. И никгде в православных гимнаниях такой ереси не учат, разве только где преподаватели еретики... у кочетковцев, например. Есть религия истинная, которая соединяет с Богом - Творцом неба и земли, а есть религии ложные - которые служат и поклоняются диаволу, на погибель своим адептам. И соединить Истину с ложью - Бога с диаволом вам не удастся, господа еретки-экуменисты.

М.Яблоков / 15.10.2011

40. 38. Сергий Агапов :Не только к русским. К армянам, украинцам...

Украинцы что,не русские? Вот ...., а такие речи ведешь!

39. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Уважаемый Игорь. Оружие не соединяет, да может и не разъединяет. Соединяет людей готовность отдать жизнь за други своя. Если русский и мусульманский солдат плечом к плечу и спина к спине борются с общим врагом, напавшим на их Родину, в нашем примере на тогдашний Союз Советских Социалистических Республик, как бы я не относился к тогдашнему политическому строю, я считаю их братьями. По оружию, по человеческому отношению друг к другу. А если погибли оба, то и лежат рядышком как братья, и, надеюсь, Господь их будет судить своим Судом как братьев. Сейчас к нам в Россию приезжает много жителей среднеазиатских республик. С некоторыми я дружу, мы вместе работаем. Они мне ближе и симпатичные некоторых наших братьев, которые толпами ходят с протянутой рукой и сизыми носами по нашему поселку. Я не отказываю им ни в подаянии, ни в дружбе. Но не впрок им моя помощь. Волна за волной отправляются они на тот свет, а на их место снова прибивается следующая подобная развеселая компания. Ни к какой работе они не приспособлены. Мат-перемат и пьянки под кустами около нашего храма. И мусульмане, которые работают со мной. Ловкие, подтянутые, вежливые, исполнительные. Намаз неукоснительно. Посты неукоснительно. Праздники в мечети на проспекте Мира. Но они не братья мне. Бывает, что как братья. Но это только кажется. Под дружелюбием, исполнительностью скрывается презрение к России и русским людям. Не только к русским. К армянам, украинцам – то же самое. Понимаю. Разница в культуре. Нам кажутся странными и смешными их обычаи, они чужды наших традиций. Но и мы сами даем им много поводов смеяться над нами и презирать нас. Что касается их богов. Федор Федорович правильно сказал, мы не должны их бога приравнивать к бесу. Но их учителей мы должны считать духовно поврежденными и влекомыми к погибели бесовскими силами. Так же и латиняне. Их учителя и наставники изменили вере отцов не по своему хотению. А по наущению врага рода человеческого и по попущению от Господа за их своенравие и гордыню. И вот у этих гордецов нам предлагают теперь учиться. Ах, ах. Католические богословы опередили православную мысль. Срочно молодежь надо отправлять к ним на выучку. Стыд и позор. Наши семинаристы лобызают ручки у папистов, набираются уму разуму. Я высказал по поводу наших горе богословов в предыдущем комментарии, да Дорогая Редакция поберегла ваши нервы. Простите за мою дерзость. Не мне окаянному влезать с рассуждениями между умными людьми. Хотелось донести до вас, что думает по поводу экуменистических сборищ простой рядовой человек. Буду благодарен за критические поправки и замечания. Спокойной всем ночи.

38. Кратко.

Это может показаться странным,но фальсификация теории эволюции поможет Востоку(ислам,буддизм)сблизиться религиозно во главе с православной Россией.А потом и с Европой и США.

37. 32 Сергий Агапов

Уважаемый Сергей! Я заметил следующее противоречие не в Ваших прямых словах,а косвенное: "оружие" позволяет нам быть братьями,а "мир" не позволяет. Почему,ведь понять словами вроде бы легче,чем понять без слов? Но в опыте,"оружие" соединяет,а "мир" разъединяет. Ваше мнение?

36. Провокационное заглавие статьи.

Даже дети в православных гимназиях знают, что Бог один, а религии разные, значит понимание Бога разное. Необходимо просвещение всех "языков" светом Христовой истины - Новым Заветом.

н.п. / 14.10.2011

35. Еще.

Тут, мне кажется, некоторая путаница из-за неточного словоупотребления. Разумеется, существует только Единый Бог и есть единая истинная вера, а именно вера православная христианская. Остальные веры нужно оценивать по тому, насколько они близки или далеки от православно-христианской веры. Вот и всё. Тогда всё становится на свои места. Например, римокатолики -- христиане, но часть их учения неправославна (какая часть -- зависит, например, от того, "традиционалисты" ли это, т.е., имеют только "старые" римские заблуждения, или же "модернисты", которые от истинной веры могут отступить как угодно далеко). Иудаизм (современный) имеет две стороны: (1) сохранившуюся от древнего ветхозаветного периода, напр., древние праздники; это тот прежний "дом", про который Спаситель сказал, что он "оставляется пуст" (современные иудеи этого не понимают, и тщетно надеятся на исполнение древних обетований -- уже исполнившихся в Христе Иисусе), но внешние конструкции от него все же остались; (2) новую, талмудически-раввинскую, уже представляющую собой ревизию древней религии и замену ее на "пустые басни" (эта сторона -- антихристианская). Мусульманство с самого начала построено на народных сказках (пересказ ветхо- и новозаветных сюжетов с искажениями и расцвечением сказочной фантазией), еретических и апокрифических баснях и собственных Магометовых фантазиях. И иудеи, и мусульмане [b]считают[/b], что имеют истинную веру, а что мы (христиане) имеем веру ложную, хотя дело в точности наоборот. Но так как они апеллируют к тому же первичному откровению (Бог Авраама и пророков), то с ними [b]возможен диалог -- но не для "объединения на минимуме" (или в какой-то "объединенной религии", которая по построению будет антихристианской), а для убеждения в истинности христианской веры.[/b] Бросаться словами, что "их бог -- диавол", -- никак не следует. Ведь Христос, обращаясь к отвергающим Его иудеям, не сказал ничего подобного; Он сказал другое: "ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего", имея в виду, что они о Боге знают, но не слушают Его сознательно. Христос проповедовал, исходя из того, что Его слушатели желают покланяться Единому Богу, но могут заблуждаться. Например, жена-самарянка, которой Спаситель сказал: "вы не знаете, Кому кланяетесь". Осуждал же Он тех, кто вел себя "по-фарисейски": на словах взывал к Богу, но делал дела диавола. Так же была построена и проповедь апостолов (вспомните речь ап. Павла в афинском ареопаге, который отталкивался от увиденного им жертвенника "Неведомому Богу" и стал учить их о Том Едином Боге). (Имеются настоящие дьяволопоклонники, вроде вудуистов. Это совсем другое дело. Не о них речь.) Иудея или мусульманина можно пытаться убедить, что, думая служить истинному Богу, он на самом деле Ему не служит и заповеди Его не исполняет. Обращаясь к иудею, следует пытаться опереться на "первую" сторону его веры (см. выше), т.е., на ныне опустелые элементы древней ветхозаветной религии, в первую очередь на ветхозаветное Писание. Это не напрасные надежды. Я читал рассказ о некоем раввине, который вдруг обратил внимание (или кто-то обратил его внимание) на известную главу из книги пророка Исаии, прямо говорящую о Христе, которая до того момента как-то проходила мимо его сознания. Думая над ней, он в конце концов осознал истинность христианства и крестился. Мусульманина тоже можно пытаться убеждать, исходя из тех крупиц представлений (хотя и искаженных) о ветхозаветном откровении, о Иисусе Христе и Деве Богородице, которые содержатся в исламе. В первую очередь, привлекая его внимание к библейскому первоисточнику. Насколько я понимаю, в исламе утверждают, что "истинное" библейское Писание искажено евреями и христианами (и поэтому мусульмане не опираются на него непосредственно), но с этой идей уже бороться легче, чем если бы они отвергали Писание вообще.

34. "Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица..."

Спасибо уважаемая Мария, за ссылку. Мне даже хватило одного предисловия, чтобы согласиться с вашими словами о бессмысленности обсуждения этой темы. Согласен и с Михаилом Яблоковым о том, что святые отцы еще раньше разъяснили этот вопрос. Кстати вот здесь по ссылки найдете еще свидетельство отцов: http://www.3rm.info/16506-professor-i-bog-oslov-osipov.html Так что же, не надо было Дорогой Редакции поднимать этот вопрос? Нет надо. И огромная благодарность редакции РНЛ за эту тему. Она нужна, потому что предатели христианской веры вновь и вновь пытаются исказить святоотеческое учение о Пресвятой Троице. Двести, видите ли, богословов собрались на этот шабаш и согласились, что христиане и мусульмане верят в одного Бога. Представляю, какие еще перлы нам представят так называемые богословы парижских семинарий, которые сейчас облизывают ручки латинских богословов! Одно дело, когда мы говорим о дружбе человеческой. Да, во время Великой отечественной войны мы воевали плечом к плечу и с братьями мусульманами, и с верующими других религий. Братство по оружию при защите отечества это одно дело. Но называть братом Бакинского муфтия, да еще заявившись в мечеть в священнических одеждах? Я даже не подберу слова, что бы охарактеризовать подобное. Единственно могу сказать. Это не свидетельство иноверным о Святой Троице. Вот такое мое мнение о единстве Бога у православных христиан и магометан, уважаемый брат из Чернигова. С праздником Покрова Пресвятой Богородицы, уважаемые братья и сестры.

33. Один ли Бог во всех религиях?

Аллах="Аль Ях"=Яхве, т.е. магометане верят в ветхозаветного Бога. Что касается их отношения к Христу, то о подобных верованьях имеем апостольское суждение: Дети! последнее время. И как вы слышали, что при-дет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вы-шли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то откры-лось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвер-гающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетова-ние же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие по-мазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1 Ин 2:18-29).

Андрей Н. / 14.10.2011

32. Re: Один ли Бог во всех религиях?

http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/rose_prb/rose05.htm

31. Re: Один ли Бог во всех религиях?

А для чего мы это вообще обсуждаем?

30. Re: Один ли Бог во всех религиях?

По моему скромному разумению,раз уж задан вопрос,полагаю, каким-либо образом сравнивать Христианство и Ислам,недопустимо,несмотря на то что в Исламе Почитают и Христа и Богородицу. Абсолютно разные вещи. Несравнимы и несопоставимы. Откуда это видно? Что такое Христианство вообще. "Верую во Христа Распятого и принимаю Его как Личного Спасителя". На этот вопрос всякий мусульманин ответит отрицательно. Ислам это иная религия,свой абсолютно несхожий с Христианством взгляд на мир. Другое дело,что в Исламе,и здесь с проф.Осиповым нельзя не согласится,сохранились представления Ветхозаветной Церкви,в частности о Христе,когда многие из древних иудеев принимали Его за пророка. В Исламе,как и в иудаизме,сохранилась мессианская идея,согласно которой,будущий мессия-пророк придет,дабы поразить сатану,а на деле это уже произошло. Можно еще долго перечислять сходства,но все они имеют отношение,либо непосредственно ко времени Пришествия Спасителя,либо ко времени,предшествующему. Ислам несравнимо ближе к Иудаизму,потому что суть от мiра сего. Христианство не от мiра сего,но от Того,Кто сотворил Сам Мир. Потому не вступает в противоречие с Законом, ни природным, ни Божиим,которым следуют люди. Не задумываясь,потому и живы. Не потому что не задумываясь,но потому что следуют. Откуда это видно. Кто знает Мир лучше всех? Тот,Кто его Сотворил и Дал Законы Бытия и природные и человеческие. Кто ближе всех Отцу? Cын. Помошник. Наследник. Отец учит Его всему,что Знает и Умеет Сам. Спаситель Лично принимал Участие в Сотворении Мира,со Отцем и Духом Святым и потому знает Мир не хуже Отца и Закон,данный человеку,дабы обрел человек Жизнь Вечную,которая начинается,для человека ,не за гробом,как клевещут,но с рождения. Здесь и сейчас. Другое дело что люди эти Законы забыли и не могли следовать, по немощи или не знали как. Спаситель умыл ноги ученикам. Показав тем,что больший должен служить меньшим. Это Закон Бытия. Для Ислама и Иудаизма-соблазн(или безумие). Бог кому-то служит,как раб. А как на самом деле? Богу-служат. Царю-служат. Отечеству-служат. Меньшие служат большим,но всегда-ли так? Не всегда. Родился маленький ребенок,совсем крошечный. Что делают родители? Вот именно. Служат. Так и Господь Служит каждому человеку,с момента рождения,как Любящий Отец. Большие служат меньшим и никто не считает, притом, себя рабом. Слава Тебе Боже Наш. Слава Тебе. Показавшему Нам Свет. С Праздником.

Писарь / 14.10.2011

29. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Большое собеседование с мусульманскими богословами бездарное времяпровождение. Имеет смысл индивидуальные беседы с мусульманами готовыми принять христианство.

28. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Как мы видим существующие зрения противоположны. Поэтому противоречие нельзя разрешить только разве какая то сторон из примет точку зрения оппонента. Но для нас это неприемлемо. Так как это противоречит Священному Писанию и Преданию церкви. Мусульмане настаивают на богодухновенности Корана.

27. Один ли Бог во всех религиях?

Таким образом,если вопрос о Духе Святом (в мирное время)перевести от религии только ,но и к научному восприятию о происхождении мира,то Европе,в свете "исламского вопроса", надо глубже задуматься о вопросе теории эволюции,филиокве и союзе науки и религии,Православия и Католицизма. Потому что католическое понимание о Духе Святом( теория эволюции в науке ) способствует заполнению исламом Европы:европейское мышление дает добро. То есть католическое филиокве и Аллах смыкаются в неполном понимании Отца. Для католиков Отец передает власть Сыну,а для исламистов - не может ,не должен этого делать(правы только древние авторитеты,обычаи,обряды и т.д.).Для исламистов,поэтому,Иисус не может быть Богом,так как Бог один .Католики же,вероятно, думают,что православные тяготеют к авторизации Отца(подобно как исламисты),мол они отсталые поэтому. Нам же не достает научного доказательства объективности теории эволюции,в ее фальсификации.Тогда православные смогут на образе научного понимания (на фоне научного мировоззрения) объяснить,языком цивилизации, вопрос о филиокве католикам,а католики установят европейские хрисианские традиции и нормы морали на современном уровне цивилизации(вместо продавливаемых исламских древних нравственных традиций).И ,в свою очередь,обогатят нашу цивилизацию этими современными нормами,а не лже-либеральной "свободой" для аморального образа современного уровня жизни,к чему привело католическое филиокве Европу сегодня. То,что относится к Европе - уместно и к нашим ученым .

26. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Естественно понимание Бога у христиан и мусульман разное. У христиан Троица единосущная и нераздельная. У мусульман единоличный Аллах. Разное понимание, а это главное ответа на вопрос Кто такой Иисус Христос. В христианском понимании Иисус Христос Бог - вторая ипостась Святой Троицы. В исламском понимании творение Аллаха, его посланник и пророк. Такая же разница в трактовке Святого Духа. Мы христиане верим и исповедуем, что Он Бог третья ипостась Святой Троицы. Мусульмане полагают, он безличностная сила Аллаха. Мы считаем эти мусульманские положения богохульством. У мусульман противоположная точка зрения. В этом свете все остальные противоречия между христианами и мусульманами не имеют малейшего значения.

25. Один ли Бог во всех религиях?

Разве Дух Святой чурается подвига во имя Духа Святого ,во спасение человека человеком.Разве при этом важны слова? Например,подвиг советского народа в войне.Разве есть слова исчерпывающие его?

24. По-другому и быть не может.

"Мусульмане - это удел ада." (свт.Игнатий).

М.Яблоков / 13.10.2011

23. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Такое впечатление, что основной кусок текста пропал при размещении, так как ответа на вопрос, вынесенный в заголовок текст не дает.

Субъект / 13.10.2011

22. Прости, Господи, за юродство

"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их." (Мф.7:15) Если говорить о плодах ислама, то пожалуй так: "кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка". Я думаю, это как раз о них. Если христиане (православные) после всеобщего воскресения будут жить в святом городе новом Иерусалиме (Откр.21), то мусульмане (правоверные) будут жить в садах за городом. Будут там свой куйрам-байрам праздновать, только при этом гадать, что это за стена, построена из ясписа, с двенадцатью жемчужными воротами, на которых сидят грозные ангелы и не пропускают их, бедных мусульман, в золотой город. Ну, а саддукеи вообще в вечность не попадут, поскольку в воскресение не верят, наверное в огне геенском сгорят.

21. "Объективные аргументы".

"Откуда знаешь что такое хорошо,что такое плохо" Из Книги. "А книгу кто написал"? Аллах. А что будет, если потеряешь? Я ее знаю наизусть. А если, к примеру,контузия? Память отшибло и забыл напрочь все? ... А ты откуда знаешь,что есть хорошо,что плохо? От Бога,непосредственно. Я все время слышу Его Голос. Его Голос все время звучит в моем сердце. Это моя Совесть. И что же говорит тебе Господь(твоя Совесть)о том,что хорошо что плохо? Не пожелай ближнему своему,да хоть бы тебе, и не делай того,чего не желаешь себе. Никогда. Это не потерять,ни забыть,ни выбить никакой контузией. Прислушайся и ты услышишь то же самое-это неложно слышит всякий человек,потому что сотворен по Образу и Подобию Божиему.

Писарь / 13.10.2011

20. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Уважаемые Михаил и Вячеслав! Простите, за недостатком времени не выразил свое отношение к приведенным цитатам. Не буду сейчас касаться латинской веры, но с болью наблюдая, как губят себя люди, бубня постоянно мантры и погружаясь в нирвану, не рискну выразить полное одобрение процитированным строкам. С уважением Сергий. С праздником Покрова Божией Матери!

19. Странный вопрос!

Как будто Бог (да не будет) -- творение человеческого разума. Бог, разумеется, один! Божественная сущность не зависит от религий, которые исповедуют люди. Постановка вопроса должна быть другой: одинаково ли учат о Боге разные религии? Именно на этот вопрос на самом деле отвечает профессор Осипов. Тогда понятно, что хотя мусульмане так же, как и мы, обращаются к единому Богу, но понимают они его не так же, как мы. Их вера ошибочная, но в ней присутствуют и истинные моменты. Их вера, с христианской точки зрения, -- творение рук человеческих, а не истинное откровение. Тем не менее, богохульством было бы называть Того, кому покланяются в исламе, не Богом, а ... (не хочу повторять). Ведь это не Сам Бог "неправильный", а человеческое учение о Нем неправильное. Благочестие мусульман заслуживают похвалы. Каков будет Божий суд об отдельных мусульманах -- не нашего ума дело. [i]Нам[/i] Господь сказал, что никтоже приходит к Отцу помимо Сына; поэтому если [i]мы[/i] будем ложно учить, что можно спастись помимо веры в Иисуса Христа как в Царя и Бога (это сейчас утверждают отступники-римокатолики, что иудеям нет нужды обращаться в христианство), то и мы не спасемся и тех, кто нас послушает, обманем. А что касается искренних мусульман, которые о Христе имеют превратное представление, то на них есть суд Божий, а не наш.

18. 1.М.Яблокову.

Ув.Яблоков. Вы уж извините,что обращаюсь лично,а не в третьем лице-повод исключительный. В свое время,когда ислам был на подъме- громил, по чем зря, Православную Византию и,разумеется, приписывал свои победы Аллаху,по гордыне своей, почитая, его более Христа... проделывали с христианами такой фокус... Назначали богословский диспут в "одни ворота". "Требовали доказательств Божественного Происхождения Христа,запрещая при том,ссылаться на христианские книги...". И Вы знаете,находились люди,которые представляли доказательства и тем спасали себе жизнь. Проф.Осипов,если я его правильно понял,говорит о доказательстве именно такого рода.

Писарь / 13.10.2011

17. Сергий Агапов : Re: Один ли Бог во всех религиях?

Здравствуйте.Сергей, ответьте на вопрос просто:да или нет.У православных с магометанами Бог один?Не спрашиваю про католиков...

16. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Уважаемый Яблоков, я, конечно, Славик, однако иной конкретики я в Вашей записке не нашел, уж простите меня, окромя разве неразумного поклепа на пастыря православной церкви. Так к чему ж Вы помянули о Святых Отцах церкви? Я не хочу Вас осуждать, но я не понял Вашей странной прыти и резвости там, где нам велено внимать даже не профессорам богословия, а пастырям духовным... .

15. Re: Один ли Бог во всех религиях?

http://videolitera.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=55:2010-12-09-12-38-46&catid=12:2010-12-09-11-32-59&Itemid=11

14. Re: Один ли Бог во всех религиях?

- Ладно, матушка, - прервал ее Кадди, - к чему поднимать столько шуму? Я всегда делал все, что вы мне велели; я ходил в церковь по воскресеньям, как вы хотели, и, кроме того, заботился о вас во все дни недели, а беспокоюсь я больше всего о том, как мне вас прокормить в это тяжелое время. Не знаю, смогу ли я пахать на каком-нибудь поле, кроме господского или Маклхема; ведь я никогда не работал на другой земле, и она не будет мне родной и знакомой. И ни один из окрестных землевладельцев не осмелится взять нас к себе в поместье после того, что нас прогнали отсюда, как нонэнормистов*. - Нонконформистов, милый, - вздохнула Моз, - таким именем окрестили нас люди.

13. Вот что я тебе скажу, Славик...

Ельчанинов - самый обычный еретик-экуменист... Будьте любезны, святых отцов Церкви приведите в подтверждение вашей фразы.

М.Яблоков / 13.10.2011

12. Re: Один ли Бог во всех религиях?

. Асфальтовый мужик Негра звали Фикре. Днем он сидел на лекциях в институте, а по вечерам надевал белую рубашку и шел танцевать в посольство. Фикре и в голову не приходило, что можно жить как-то иначе, или, по крайней мере, не мечтать о такой жизни. Он был очень доволен собой, и эта жизнь продолжалась до того утра, пока в газете не прочитал он о перевороте в своей стране. Фикре попытался дозвониться в посольство, но там телефон был занят, и, все более осознавая себя политэмигрантом, Фикре впервые не пошел на лекции. Бесцельно блуждая по городу, он забрел на вокзал и, не думая о том, что делает, сел в электричку. Стоял сентябрь... По утрам от воды поднимались пронзительные, холодные туманы, расползались среди деревьев и, медленно рассеиваясь, серой дымкой окутывали пустые поля. И когда Фикре садился в электричку, и когда мчался в ней, рассеянно рассматривая в окне летящие мимо поля с грудами пустых ящиков, с сиротливыми тракторами, выбрасывающими в пространство синеватое дыхание, - нет, ничего не знал он о деревушке Поганкино, которую переименовали давным-давно в Комиссарово... И уж тем более не знал Фикре о том, что с самого утра возле крайнего дома деревушки Комиссарово, смотревшего окнами в облетающий лес, ходила и стучала клюкой горбатая Домна Замородновна. Отворяла окна, топила печи, а потом, притомившись, села на лавочке - вся черная, горбатенькая, уперлась подбородком в клюку и, кашляя, уставилась на дорогу не по-старушечьи острыми глазами. 1 Многие годы спустя, в баре международного аэропорта Орли, Фикре рассказывал своему грустному собеседнику, что в электричке тогда он не задумывался: куда и зачем едет... - Понимаешь... - говорил он и чуть морщился, шум взлетающих самолетов заглушал его слова. - Просто вдруг стало пусто... Я думаю... - он пощелкал седоватыми пальцами. - Это пустота двигала тогда меня. Вы понимаете? Я правильно говорю это по-русски? Но он говорил это, многие годы спустя, а тогда - задрожала электричка и стихла. Щелкнули опущенные пантографы, и пассажиры поднялись и, застегивая плащи, направились к выходу. Фикре тоже встал... Платформа стояла высоко над местностью, по которой извивалась внизу узкая серебристая река. Местами река пропадала, прячась в густых рощицах. Дул пронзительный, холодный ветер. Сквозь заросли полуоблетевших кустов, окружавших платформу, бежала к реке тропинка. Прячась от пронизывающего ветра, Фикре пошел по тропинке, осторожно переставляя ноги среди разлившихся луж, но река оказалась неожиданно далеко, и Фикре еще пробирался к ней, а небо опять затянуло тучами и начал накрапывать мелкий дождь. 2 Этот дождь пролился и над деревенькой Комиссарово. Домна Замородновна колючими и цепкими глазами начала было отгонять тучи, но ничего не получилось... Тогда Домна Замородновна плотнее перевязала на голове черный платок и, уставив глаза в землю, побрела по деревенской улице. У небольшого домика ее окликнула другая старушка. - Чего тебе надобно, Алексеевна? - строго спросила Домна Замородновна. - Да вить как же, - торопливо затараторила старушка. - Вить, сказывают, вы конец света сегодня устраивать будете... - Пустое говоришь! - отрезала Домна Замородновна. Она двинулась было дальше, но старушка забежала вперед и снова преградила путь. - Ай! - сказала она. - Да разве неправда, что поп-то ваш в город ездил и из городу препаратов для конца света привез? Она не договорила, потому что Домна Замородновна решительно отодвинула ее с дороги и, не оборачиваясь, пошла дальше. - Грех, грех это! - крякнула вслед старушонка. - Антихристы вы с вашим батюшкой! 3 А Фикре тем временем, думая сократить путь, потерял тропинку и шел теперь по жухлой мокрой траве. Снова начались кустарники, порою так тесно прижимающиеся к воде, что приходилось пробираться сквозь заросли. Вся одежда на Фикре промокла и облипла лесной грязью. Фикре хотел было вернуться на тропинку, но вскоре очутился в каком-то овраге и уже отчаялся найти не только тропинку, но и реку. Тогда-то и увидел в прогалинах ветвей дома. Это был поселок на берегу реки... С платформы Фикре, может быть, и видел его, но сейчас не узнал, не вспомнил. Он пошел по берегу и возле пристани, где женщина, наклонившись, полоскала белье, остановился. Разглядывая широкий, туго обтянутый платьем зад женщины, Фикре стал вспоминать какие-нибудь подходящие фразы, но в памяти мелькали только слова из англо-русского разговорника: "У меня украли чемодан! Милиция! Как пройти в отель? Скорее везите меня в отель!" - и эти слова сюда не подходили. Фикре чуть наморщил лоб, а лицо его сделалось пепельным от напряжения и смущения. - Добрая женщина! Где здесь дорога на станция? - наконец удалось выговорить ему. Женщина медленно разогнулась и, повернувшись к Фикре, оглядела его. - Ой, голубчик! - певуче сказала она и кистью руки, в которой держала скрученную простыню, поправила сбившиеся волосы. - Да ведь это далеко... - Оу-е? - переспросил Фикре. - Да-ле-ко? - Ой-ей-ей как далеко, - подтвердила женщина. - Это надо по улице до конца, там поле начнется, где в прошлом годе бураки сажали. Дак идти надо по этому полю до Вороньего леса, а дальше вокруг него до Марьиной заставы, а оттуль тропинкою и до станции. Фикре мало что понял из этой речи. - Туда? - он махнул рукою в сторону леса, на который особенно часто смотрела женщина. - Можно и туда, - подтвердила женщина. - Только там лес, там тебя вороны обсёрут. - Туда? Да? - сказал Фикре, и из темноты его лица ослепительно сверкнули зубы. - А! - сказала женщина. - Иди куда хочешь... Она проводила его взглядом, пока не скрылся Фикре за домами, и снова склонилась к воде, но тут из калитки дома, припадая на одну ногу, выбежал коренастенький мужичок и окликнул ее: - Марья! Куды негр-то пошел? - На станцию, - ответила женщина. Мужичок почесал в затылке. - А пошто через лес?- раздумчиво спросил он, - ведь там его вороны обсёрут. - Может, и не обсёрут, - сказала женщина и бросила на воду скрученную простыню, причем так ловко, что простыня разом развернулась и запузырилась на быстрине реки. 4 Между тем уже кончался недолгий осенний день. Сумерки расползались по деревенским улицам, когда сухонькая старушка закончила обход деревенских домов. - Антихристы-то... - с порога говорила она. - Слышали, чего вздумали? - Чево? - спрашивали у нее. - Конец света сегодня манить будут - вот чего! - Да ну... - Точно говорю... - горячилась старушонка. - Вначале выть будут, голосить, ево звать, только он-то не придет к ним сам, а пошлет мужика асфальтового. И уже и хозяин ихний из городу приехал... Ой, бабоньки, сегодня кликать будут конец света... Вона Домнушка и избу ихнюю протопила. Сегодня сдювляться будут... Точно говорю. И, когда старушонка уходила, бабы еще долго не могли взяться за прерванные дела, поворачивались к углу, в котором висели когда-то дедовские иконы, крестились, а иные так лезли даже в сундуки, где на самом дне, под платьями, под расшитыми, уже потемневшими от времени полотенцами, под мануфактурами, неизвестно для чего сберегаемыми, лежали завернутые в тряпицы образки, доставали их, и долго смотрели на чистые лики, и ругали сектантов. Но все эти волнения и слухи стороною обходили высокий дом Домны Замородновны. Там, в комнате, устланной домоткаными половиками, у стола, заставленного вареньями, сидел чуть лысоватый и очень представительный мужчина в дорогом костюме и пил чай, перелистывая какую-то книжку. Временами он неодобрительно хмыкал, однако чтения не прерывал. Книжку эту ему прислали братья из Голландии, написана она была на английском языке и представляла собой анализ развития современного баптизма. Сама Домна Замородновна сидела напротив городского брата и, как тогда, возле молельной избы, опершись подбородком на клюку, внимательно смотрела на него. Зоркие глаза ее различали буковки на обложке книги. "Ишь ты, - уважительно думала она, - по-греческому, небось, писано-то, а он и так знает... Нет, далеко до него теплиценскому батюшке, тот и по-церковному плохо разумеет". Иногда Домна Замородновна поворачивалась к окну, поглядывала на машину брата (как бы не схулиганили чего деревенские!), и тут ее не оставляла мысль о преимуществах брата перед теплиценским батюшкой. "И машина-то у тово хужее, - думала Домна Замородновна, - куды ему до нас?.." - Батюшка, - наконец сказала Домна Замородновна. Гость отвлекся от книги. - Сестра! - сказал он. - Не зовите меня так. У нас один Отец, а я вам просто брат... - Ой-ой, - спохватилась Домна Замородновна, - я так это, так просто замечталась... Вот скажи мне, братец... Чево сегодня опять конца света ждать будем? Гость поморщился. - Не так всё, сестра, - вставая, сказал он. - Не так... И тут с ним случилась одна из самых блестящих лекций, которые он когда-либо читал. Яростно нападал он на голландскую книгу, в пух и прах разрушая ее положения. Его филиппики были исполнены грациозности и блеска. Латинские слова так и сыпались с языка, и Домна Замородновна, вся подавшись вперед, жадно ловила их, наслаждаясь их тайной прелестью. - Вот так, - сказал наконец гость. - Понятно? - Понятно, понятно, - закивала головой Домна Замородновна. - Значит, будет конец света? - Ах! - сказал брат и, чтобы переменить разговор, спросил: - Наши-то не собираются еще? - Как не собираются?! - ответила обрадованная Домна Замородновна. - К брату Филиппу четверо приехали, у сестры Анисьи еще двое остановились. Сестра Александра дочерей троих приведет, брат Федор будет... 5 Сразу за домами Фикре свернул в лес. Там было уже совсем темно, только вверху, между деревьями, хмуро светило небо. Фикре никогда не был боязливым человеком, смело шагал он по темному лесу, но, когда над головою послышалось хлопанье крыльев и раздался вороний крик, ему стало не по себе. Все пространство неба заполнилось чернотой. Эта тьма над головой оглушительно каркала и хлопала крыльями. Что-то скользкое упало на щеку, что-то мягкое шлепало по модному плащу, и тогда Фикре не выдержал и побежал. Он спотыкался о коренья и падал, поднимался и снова бежал, раздирая одежду, напролом бежал сквозь сросшийся непроходимый кустарник, а над головой по-прежнему хлопали черные крылья, и что-то скользкое и мягкое падало сверху... 6 Сухонькая старушонка Алексеевна долго в тот день не заходила в свой дом. Она стояла во дворе возле калитки и смотрела, как движутся к молельной избе желтоватые огоньки. Это с карманными фонариками пробирались туда баптисты. Алексеевне было и боязно и страсть как любопытно. Наконец, постанывая от страха, она решилась и двинулась следом за мерцающими в ночи огоньками. Без фонаря идти было неловко, однако старушка отважно продолжала свой путь и вскоре оказалась возле молельной избы. В щель между ставнями пробивался изнутри желтый свет и голоса. В избе пели. Старушонка подкралась к щели и припала глазами к ней. Странное зрелище представляла собою изба. Степенные мужики и бабы, все в городских, дорогих одеждах, сидели на лавках напротив стены, на которой висела картина с изображением залитого песчаной краской поля с крестами. Угрюмое низкое небо висело над полем, а вдалеке белели верхушки гор... У всех мужиков и баб в руках были книжечки, не отрывая глаз от которых они пели. Эта картина поразила Алексеевну. Ей раньше никогда не приходилось видеть, чтобы взрослые, и к тому же трезвые, люди, вот так чинно сидели на своих местах и ни с того ни с сего пели песни, не отрываясь от маленьких черных книжечек... "Манят, - уверенно подумала она, - асфальтового мужика манят". Она так увлеклась созерцанием, что не сразу почувствовала, как тронули ее за плечо. Только когда увидела черную, как бы истаивающую на подушечках пальцев руку, она обмерла всем нутром, и ноги у нее подкосились. "Выманили! - мелькнуло в ее голове. - Свят! Свят!" Она отшатнулась от Фикре, вид которого воистину был ужасен. В его изодранной одежде запутались сухие ветки и болотная трава, а курчавые волосы были покрыты вороньим пометом, и ужасающий запах исходил от них. "Свят! Свят!" - открещиваясь, отступала от Фикре старушонка, а Фикре, потерявший остатки разума в этой неоглядной русской ночи, наступал на нее: - Э-э-э, добрая женщина! - с чужим акцентом выговаривал он. - Как пройти э-эе... - Туда иди, туда, - махнула рукой в сторону молельной избы старушонка. - Там тебя кличут... Иди, иди с Богом. - Туда? - спросил Фикре, показывая пальцем на избу. - Туда, туда! - закивала старушонка, и вдруг как-то резво, совсем по-молодому, повернулась и во весь дух побежала к деревне. - Асфальтовый мужик! - кричала она на ночной улице. - Антихрист пришел! Спасайтесь, добрые люди! Весь из смолы сделанный! Спасайтесь, кто успеет! В домах по пути ее бегства вспыхивал огонь, и желтые квадраты света падали в пустые палисадники. Старушонка бежала к своему дому не оглядываясь, но, и вбежав в свой двор, не успокоилась. Кинулась в дом, принялась выбрасывать из сундука на пол тряпки и торопливо увязывать их в узлы. Скоро деревня окончательно проснулась. Старушонка Алексеевна резво пробежала с узлами к старой, давно запущенной под овощехранилище церкви. Узлы были тяжелы, они пригибали старушку к земле, но старушонка находила силы еще кричать на всю деревню: "Спасайтеся, гражданы, кто может! Асфальтовый мужик явился!" Тревожно стало во всех избах. Замычали во дворах коровы, снова бабы кинулись к сундукам, заплакали во всех домах дети, и тщетно участковый милиционер бегал по улицам - никто не мог объяснить причину тревоги, только бабы во всех домах связывали в узлы имущество, наскоро одевали детей и бежали по улицам к церкви. Побегав так и не замечая никаких иных нарушений общественного порядка, милиционер отправился к себе домой, чтобы сообщить о случившемся в районное управление. 7 А в молельной избе пели "Есть у птиц небесных гнезда, норы есть, где лисам жить, лишь Христу, кем полны звезды, негде голову сложить...", когда дверь вдруг распахнулась и вместе с ворвавшейся в дом ночной сыростью возник на пороге Фикре. Вид его, как мы уже говорили, был ужасен. В избе к тому же ярко горел свет, и все безобразие появления Фикре произвело еще более сокрушительное впечатление. Зажимая носы, молящиеся отпрянули от Фикре, и весь чинный порядок в избе нарушился. Фикре же, ослепленный светом и оглушенный им же самим произведенным замешательством, стоял на пороге и уже ничего не помнил, кроме фразы из англо-русского разговорника: - У меня украли чемодан! Милиция! Скорее в отель! Где мой чемодан? - кричал он. И даже просвещенный гость Домны Замородновны и тот растерялся в первые мгновения. А уж что говорить о самой Домне? В общей суматохе она забилась в угол и тихо забормотала оттуда: "Домолилися... Вот и началося..." Но руководитель общины уже оправился и, видя, что перед ним, хотя и "обсёраный" воронами, но все же самый обыкновенный негр, спросил у него на довольно чистом английском: - Вы иностранец? Вы говорите по-английски? Фикре так обрадовался, слыша наконец-то знакомую речь, что ему показалось на мгновение, будто прямо из страшного вороньего леса он попал в свое посольство. - Е-е! Е-е! - закричал он и бросился к просвещенному гостю. - Хелп ми! Где я?.. Хелп ми! Вы поможете мне добраться до нашего посольства? - Йез, - ответил тот. И Домна Замородновна, которая со страхом наблюдала из своего угла за братанием чудовища с городским братом, разом вдруг переменилась во мнении к нему. - Ишь ты! - бормотала она, спеша выбраться из избы. - Ведь и сам, должно быть, антихрист, если с антихристом побратался... И толкует-то по-ихнему... Ой, беда... Она бежала по деревенской улице, позабыв, что оставила в молельной избе клюку, и тревога, которая окутывала деревню, только укрепляла ее в совершившейся мысли. - Накликали, - бормотала она, - накликали на свою головушку, а я-то, полоротая, еще и помогала им... Ой, грех-то! В своем дому, в отличие от сухонькой старушонки, Домна Замородновна не стала увязывать в узлы вещи, а первым делом принялась выкидывать на улицу шмотки "супостата" - своего гостя. Она свалила их грудой на капот машины, и, отплевываясь и крестясь, снова скрылась в доме. Закрыла двери на все засовы, достала из чулана иконы, сохранившиеся еще со времен ее дружбы с теплиценским батюшкой, обтерла пыль и торжественно водрузила их в красный угол. Потом повалилась на колени и принялась усердно молиться. Скоро раздался стук, но Домна Замородновна только плевалась в сторону дверей и снова била земные поклоны перед образами. Только уже под утро, когда успокоилась, она с какой-то необыкновенной благостью подумала: "А теплиценский-то батюшка, ой, ведь куды клюжей будет!" - и заснула тут же на холодном полу. 8 К рассвету разошлись тучи, и солнечный свет безудержным потоком затопил поля, просквозил облетевшие рощицы, ярко засверкал в извивах реки. Конец света не наступил. Баптисты еще ночью разъехались на своих машинах, а те, которые жили в деревне, не выходили на улицу. Уехал вместе с гостем Домны Замородновны в город и Фикре. И лейтенант милиции тщетно допрашивал население об асфальтовом мужике, но так ничего и не добился. Через несколько дней в районе издали постановление, что в связи с нарушением общественного порядка райисполком постановляет закрыть молельный дом в деревне Комиссарово. Впрочем, никто в деревне этому не огорчился. Домна Замородновна была уже не баптисткой, а яростной приверженкой теплиценского батюшки. Это сблизило ее с Алексеевной, и с этой поры они стали лучшими подругами. Вот и все, что случилось в деревне Комиссарово, только долго еще деревенские бабы ходили в церковь, чтобы отыскать там потерянные в ту ночь вещи. 9 Фикре же вернулся в Москву и на следующий день узнал, что после переворота его родственники заняли еще более важное положение в новом правительстве. Теперь на посольских раутах посол всегда подходил к Фикре, жал ему руку и искательно заглядывал в глаза... - Вот так... Так всё было... - говорил Фикре в баре международного аэропорта Орли. Фикре успел уже закончить после московского института еще и Сорбонну и был теперь вполне европейским человеком. - Да-да, не спорьте, мосье... - говорил он. - Один день я был политэмигрант, но я прожил тогда всю нелегкую судьбу такой человека. Вы не знаете даже, какой невеселый этот судьба! Его собеседник грустно кивал ему. Вчера в посольстве ему снова не выдали въездную визу в СССР. Н.Коняев

11. 8. Н.Ролле :

Что ж, и скажет... Вполне естественно.

Артур / 13.10.2011

10. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Такое впечатление, что автор еще не определился с ответом на вопрос, вынесенный в заглавие.

9. Уважаемый господин Осипов, в вы, вообще, православный?

Складывается впечатление, что это все писал человек, который занимается препарированием религий под микроскопом, а не православный богослов.

Татьяна Р. / 13.10.2011

8. Re: Один ли Бог во всех религиях?

"обеспечения мирного сосуществования - людей, а не доктрин! Вот и антихрист это же скажет. Зачем такие доктрины, чтобы ссориться?

7. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Дорогой брате Сергий Агапов, какие замечательные Вы написали слова! Они перекликаются со словами известного православного священника Александра Ельчанинова, цитирую: "Понимание вещей дается очищенному сердцу, и это понимание вырастает по мере нашего духовного роста." Эти слова из беседы с "Католичество и Православие (беседа с юношей М. по просьбе его отца)". Позвольте мне продолжить цитирование (из того же источника): "Но сейчас я буду говорить, главным образом, о католическом официальном учении в Церкви. Для начала же хочу сказать, что, несмотря на все различия с нашей Православной Церковью, в Католической Церкви были великие святые, и есть настоящая вера и в служителях Церкви, и в отдельных людях. Мы же, несмотря на полноту Истины, которою обладает наша Православная Церковь, во многом недостойны Ее и должны учиться у тех же католиков — их церковной и педагогической работе, хотя бы. Не надо также забывать, что, в самом центральном, в самом основном, что составляет сущность христианства, мы с католиками объединены, несмотря на все наши различия. Это основное — вера в святую Троицу и в Христа как Богочеловека. "

6. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Отсюда возникает в высшей степени важный вопрос: какие объективные аргументы может представить та или иная религия, которые бы позволили говорить о Божественном происхождении ее учения и, следовательно, о ее истинности?

Вряд ли можно тут говорить об объективности. Во-первых, даже и критериев объективности спорящими сторонами не выработано. Во-вторых, нам возразят (скажем, протестанты), что учение-то было дано истинное, но человек его исказил. И какие можно представить объективные для них аргументы в пользу Предания? В общем, на моё взгляд, всё это имеет смысл только в видах обеспечения мирного сосуществования - людей, а не доктрин

Артур / 13.10.2011

5. 4. Сергий Агапов

Вы совершенно превратно толкуете авву Дорофея. Там речь исключительно о нравственности, а не о вере. Еретики всегда анафематствовались, но это не значит, что с ними нельзя жить в мире. Хотя и религиозная нравственность у нас ними разная. Единый только внутренний нравственный закон - так как душа всякого человека - христианка.

М.Яблоков / 13.10.2011

4. Re: Один ли Бог во всех религиях?

«Иногда спрашивают: как могут жить вместе люди, которые принадлежат к разным религиям? Ответ содержится в замечательных словах, которые некогда произнес христианский богослов и аскет Авва Дорофей: Бог — как солнце, от которого исходят лучи. Если человек идет по этим лучам к Богу, то чем ближе он становится к Богу, тем ближе — и к другому человеку, который также идет навстречу Богу. А если все человечество будет близко к Богу, то люди будут близки друг к другу». http://www.patriarchia.ru/db/text/1148251.html «Вот поэтому, когда нам говорят, что религии разделяют людей, мы говорим, что это ложь. Религия может отделять одного человека от другого тогда, когда этот человек далек от Бога, когда он не молится, не разговаривает с Богом, не чувствует Бога. Тогда он будет далек от другого человека — даже того, кто исповедует ту же религию».

3. Re: Один ли Бог во всех религиях?

Знай Символ Веры, и будет с тебя.

2. Так понимаем ?

Все - разбойники, но - вопрос: кто из них "благоразумный"? Не мы говорим, что у нас с ними Создатель один. Они нам говорят, что они с нами верят в одного Создателя. Магамед не воскрес. Потому и дорога магомедова - не к победе над смертью, а в её объятия.

оникс / 13.10.2011

1. Какие могут быть вопросы?!

"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." (Ин. 14,6). Какие могут быть после этого вопросы?! Хотя нет, вопрос быть может, и притом самый главный. Верят ли эти люди, называющие себя христианами, в Евангелие? Если верят, то всё, что вне Христа - от диавола. И бог ислама - диавол. А как по-другому? Так же как и у "христианских" еретиков. У них нет истинного Христа, а есть ложный. А ложный Христос не бывает. Значит у них совсем и не Христос, а тот же самый диавол. Дело ведь не названии..

М.Яблоков / 13.10.2011