Как уже сообщала «Русская народная линия», во время своего визита в Молдавию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью молдавским и румынским телеканалам. Его, в частности, спросили о его отношении к смертной казни. Его Святейшество ответил: «В Предании церковном нет порицания смертной казни. Церковь никогда не выступала против смертной казни, она выступала против применения смертной казни. Церковь печаловалась, как в то время говорили, о преступниках, она как бы брала их на поруки. Я против смертной казни в современной России. Сегодня, чтобы устранить конкурента, заказывают киллера. При нынешнем состоянии наших судов, если будет применяться смертная казнь, по закону будут убирать людей. Суд должен быть неподкупным, суд должен быть авторитетным, следственные органы должны работать безукоризненно — с тем, чтобы присутствие смертной казни в уголовном праве ни в коем случае не стало способом расправы с неудобными».
Юридически в нашей стране смертная казнь не отменена полностью: Россия лишь наложила мораторий на ее применение, взяв на себя соответствующие обязательства перед ЕС. Опросы показывают, что большинство населения выступает за возвращение смертной казни за особо тяжкие преступления (для серийных убийц, террористов и др.).
«Какова ваша позиция по вопросу о смертной казни? Считаете ли вы благом ее полную отмену, как в странах ЕС, или к ней в будущем следовало бы вернуться?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов выступает против смертной казни вообще. «Для лиц, совершивших тяжкие и очень тяжкие преступления (к ним я отношу не только террористов и серийных убийц, но и всех наркоторговцев и все педофилов), лучшим наказанием, по-моему, были бы тяжелые каторжные работы. Для всех без исключения – тяжелый физический труд», - сказал он.
«Но я категорически против смертной казни, особенно если учесть то, о чем говорил Святейший - как работают наши суды и насколько велика возможность судебной ошибки. А так у человека появляется какая-то надежда на оправдательный приговор или исправление судебной ошибки», - сказал отец Димитрий.
«Вообще любой человек должен иметь возможность прийти к покаянию, должен иметь возможность исправиться. Лишать его этого шанса никто не вправе», - считает протоиерей.
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский согласен с Патриархом Кириллом в том, что судебная система у нас далеко не идеальна: «Можно назвать целый ряд лиц, которые должны бы получить смертную казнь, но судебный процесс в их отношении шел не совсем объективно».
«Конечно, нынешний мораторий предотвращает вероятную казнь невиновных людей. Но при нормальной судебной системе этот вид наказания должен быть возвращен в практику. Это серьезный тормоз для многих людей, которые в нынешних условиях идут на тяжкие преступления, не думая о возможных последствиях и наказании. К тому же родственники пострадавших от рук преступника должны видеть, что справедливое возмездие существует», - говорит он.
«Но пока судебную систему не привели в порядок, мораторий должен быть сохранен. При этом полностью отказываться от применения смертной казни не стоит, при первой возможности ее следует вернуть», - подытожил отец Максим.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что долг христианина - быть против смертной казни. «Ведь жизнь дается Господом. И насколько же порой искажается в нас образ Божий, насколько несовершенен мир сей, насколько он далек от божеского устроения, что в нем действительно иногда возникает представление о необходимости смертной казни!» - сказал он.
«В оценке состояния современной России относительно применения в ней смертной казни я полностью согласен с мнением патриарха. При той коррупции, которая есть в нашей государственной системе, в правоохранительных органах и судах, надеяться на объективность при вынесении смертного приговора не приходится. При этом нельзя забывать и о возможности судебной ошибки», - напомнил отец игумен.
«Поэтому я считаю, что в современной России отмена смертной казни была бы благом. У государства все-таки есть достаточно средств и возможностей, чтобы полностью изолировать от общества человека, совершившего тяжкое преступление. И прибегать к смертной казни как к крайней мере в современных условиях необязательно. Ведь смертная казнь - это тоже убийство, тоже грех, искажение евангельского учения. И кто может быть вправе лишить человека надежды на исправление и покаяние?!» - воскликнул он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, поддержал мнение Патриарха. «Очень хорошо, что Святейший так четко выразил свое отношение к смертной казни. Для многих людей оно может стать своеобразным ориентиром. Действительно довольно много людей, выступающих за смертную казнь, упускают из виду состояние нашей судебной и правоохранительной системы. Уже один этот факт заставляет о многом задуматься. И обществу в целом стоило бы прислушаться к этому мнению», - сказал он.
«Вообще наличие в обществе христианских ориентиров и компонентов, а в более конкретном смысле - присутствие священников в больницах и тюрьмах, было бы только на пользу обществу. Отношение общества к смертной казни будет, конечно, меняться в зависимости от ситуации, но знание каких-то принципиальных моментов по этой проблеме с христианской церковной точки зрения обществу необходимо», - добавил священник.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область) согласился, что в обществе, где не уверены в справедливости судов, смертную казнь применять нельзя. «Вообще-то я считаю, что серьезные преступления могут караться смертной казнью - хотя Церковь и учит, что любой грешник может покаяться», - говорит священник.
«Но при этом смертная казнь может выступать мерой оценки серьезности преступления - и тем быть полезна педагогически. К примеру, в Китае за наркотики казнят, и это является сильнейшим уроком для других. Поэтому, мне кажется, есть грехи, которые действительно требуют высшей меры наказания», - заключил отец Илия.