«Когда мы говорим о том, что собираемся где-то что-то размещать, нам надо понять, а что именно мы размещаем, - заметил в интервью порталу KM.ru в связи с этой инициативой известный публицист Михаил Леонтьев. – На самом деле идея золотовалютных резервов в том и состоит, чтобы они не сгорали от инфляции. Для того, чтобы их сберечь, есть такие высоколиквидные инструменты, как золото, а также ценные казначейские облигации разных стран. Самыми надежными бумагами в мире, несмотря на глобальную финансовую турбулентность, считаются американские облигации. В них и хранится большая часть наших резервов. Конечно (и на эту тему уже много говорилось), с американскими облигациями есть определенные проблемы среднесрочного и долгосрочного характера. Хотя не исключено, что и краткосрочного: это, как говорится, как карта ляжет».
«Я не буду в сотый раз повторять, почему по макроэкономическим показателям американские активы гораздо надежнее, чем все остальные. Просто потому, что нынешняя глобальная финансовая система – это американская система. Покуда она действует, Америка может гарантировать все что угодно, и окажется несостоятельна, только когда система рухнет. А поскольку США гарантируют все что угодно, эта система рано или поздно рухнет. Но пока мы действуем в рамках данной системы, все разговоры о том, чтобы у кого-то что-то покупать, имеют смысл только внутри этой системы», - пояснил М.Леонтьев.
«Когда вы покупаете "мусорные бумаги", вы имеете в виду, что покупаете их по "мусорным ценам". Вопрос заключается в том, в чем удобнее диверсифицировать свои резервы – вкладывать ли все в доллар, который формально обладает более высокой надежностью, покупая облигации, которые обслуживаются очень дешево, или покупать "мусор" по цене "мусора". Это – вопрос "спреда", насколько испанские бумаги дешевле, чем они реально стоят. Притом, что у Испании общее положение немного получше, чем у Италии и Греции, испанские бумаги стоят дешевле относительно американских и многих других. Вкладываться в них или нет – это вопрос техники, в рамках сложившейся системы размещения и хранения средств. Хотя очевидно, что Россия нуждается в программе развития и реиндустриализации», - считает аналитик.
По мнению эксперта, т.н. «кубышка» на самом деле представляет собой малую ценность. «Но мне кажется, что эти разговоры целесообразны в ситуации экономической революции. Безусловно, всякая модернизация и индустриализация предполагает накопление средств, однако не ради последующего хранения, а чтобы осуществлять траты на развитие. Если мы стоим на пороге следующей волны кризиса, то на сегодняшний момент это может быть не так актуально. Я имею в виду разговоры о трате средств накопленной "кубышки". Просто потому, что "птица" не успеет "взлететь": ее собьют и пристрелят на взлете. Строго говоря, Дворкович всегда выступал оппонентом Кудрина в этом вопросе, но, конечно, в рамках общей лояльности», - заметил он.
«Как мне кажется, главная проблема заключается не в том, во что размещать резервы (в этом вопросе есть очень много спекулятивных моментов). Безусловно, деньги нужно вкладывать в реальный сектор. Например, недавно была объявлена программа перевооружения армии. Но, опять же, любая программа должна находиться в контексте какого-то целеполагания. Если эта программа будет реализована, это уже будет другая экономика. Но начинать надо с того, что должна быть какая-то идея и смысл всего этого. Страна должна понимать, чего она хочет. Сначала – идея, а уж потом – экономические цели, которые соотносятся с ней. А дальше уже идет маневрирование финансовыми средствами. Быть великой, могучей и процветающей державой – это общие слова. Все понимают, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но большая страна не может жить без смысла», - заключил Михаил Леонтьев.