«Уважаемые родители, педагоги! Наше собрание посвящено эксперименту по преподаванию курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школах Курганской области. Более 15 лет в Российской Федерации развивается преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях различных учебных курсов по православной культуре, направленных на приобщение учащихся к историческим и культурным традициям Православия, Русской Православной Церкви. В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации Д.А.Медведев дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. Курганская область включена в число 19 регионов Российской Федерации, в которых проходит этот эксперимент в 4 четверти 4-х классов и 1 четверти 5-х классов во всех школах области. Основной задачей, которую поставило государство перед этим курсом, является воспитание детей в духе той религиозной культуры, к которой принадлежит ребенок и его родители, воспитание в любви к своему отечеству и его истории, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. Включение в учебный план системы преподавания в средней школе, на основе свободного выбора, основ культур одной из традиционных для России религий — православия, ислама, иудаизма и буддизма, — а также светской этики либо курса мировых религиозных культур — это очень важный и необходимый процесс», - говорится в опубликованном на сайте Курганской и Шадринской епархии Информационном письме для проведения родительских собраний, подготовленном отделом религиозного образования и катехизации епархии.
Как отмечается в документе, «необходимо помнить, что право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством». «Также нужно иметь в виду, что светская этика и общий курс истории традиционных религий очень тесно связаны с православием, т.к. православная культура является частью мировой культуры и признана во всем мире. Впервые в новейшей истории России государство совершает усилие, чтобы через образование зажечь в душах детей и педагогов, родителей, граждан многострадальной нашей страны свет нравственности, духовности и патриотизма. Необходимо приложить все усилия, чтобы добиться положительных результатов этого эксперимента — формирования у родительского и педагогического сообщества устойчивого понимания того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать правильные ориентиры в образовании и воспитании молодого поколения», - говорится в документе.
Авторы письма отмечают, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» «вводится для преподавания в общеобразовательных учреждениях в соответствие с президентской программой духовно-нравственного воспитания молодежи и подрастающего поколения». «Это единый предмет, состоящий из 6 компонентов, составных частей, из которых каждая семья должна свободно выбрать тот, который будет изучать их ребенок: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики". Что представляет собой этот учебный курс? Предмет является не религиозным, а культурологическим и он будет преподаваться школьными педагогами. Культура — слово могозначное. В данном случае речь идет о тех фундаментальных духовно-нравственных ценностях, которые составляют основу, базис самоидентификации нашего народа. По выражению академика Дмитрия Лихачева знание своей культуры является "нравственной оседлостью" человека, без которой не может развиваться ни личность, ни народ, ни государство», - говорится в письме.
Авторы письма охарактеризовали каждый из возможных компонентов в рамках этой дисциплины. Курс «Основы православной культуры» предполагает ознакомление учащихся с основными культурообразующими элементами одного религиозного учения (в нашем случае — Православия): базовые положения вероучения и этической системы, религиозное искусство, история и др. Преподавание осуществляется как бы изнутри. При таком образовательном подходе изучаемая религиозная система предстает не только в роли объекта наблюдения и анализа, но и в качестве ресурса развития личности. Изучение основ религиозной культуры может многое предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных даров и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах.
Курс «Основы мировых религиозных культур» предполагает ознакомление учащихся с историей основных религиозных течений в нашей стране и в мире. Предполагается, что каждая религия в рамках курса будет описана по её внешним признакам, по её видимым выражениям в личной и общественной жизни людей. Предметом преподавания будет не содержание верований, а само существование этих верований, о котором необходимо как можно более непредвзято информировать учащегося. Предполагается такая подача материала, которая не будет включать в себя, в идеале, ни оценочных суждений, ни активизаций эмоционального плана. Курс чисто информативный, мировоззренчески и этически безразличный, следовательно, самостоятельной роли в формировании мировоззрения и этических представлений школьника не играет, только вспомогательную (и ту — при соблюдении ряда условий). Если преподавать, то старшим школьникам. Для школьников среднего возраста может оказаться просто вредным.
Курс «Основы светской этики» предполагает ознакомление учащихся с этической системой, основанной на внерелигиозных нравственных ценностях. Курс представляется самым сложным с точки зрения наполнения содержания и предполагает наибольшие риски. Если религиозные этические системы и даже атеистическая этика советской эпохи имели своим основанием совершенно незыблемые нравственные ценности, утверждали определённый идеал человека, то современная внерелигиозная этика вариативна. Эта вариативность таит опасность произвольного истолкования этических ценностей.
При этом в документе отмечается, что Патриарх Кирилл призвал родителей всех школьников четко понимать, что при выборе предмета «светская этика» они обрекают своих детей на изучение атеизма.