5 октября в Санкт-Петербурге, в Манеже на Исаакиевской площади, начала работу ежегодная Всероссийская выставка «Православная Русь». В России она проводится уже в шестидесятый раз, в Петербурге — в семнадцатый. На этот раз в выставке участвует более 350 храмов, монастырей и самых разных организаций, чья деятельность так или иначе связана с Церковью. Как и всегда, участники приехали со всех концов России (в широком смысле этого слова), из Грузии, Греции, Сербии, Черногории, а кто-то — и со Святой Земли.
Когда в Манеже появились первые посетители, епископ Петергофский Маркелл совершил молебен, во время которого читали пасхальный отрывок из Евангелия от Матфея. В этом отрывке говорится о том, как Воскресший Христос посылает Своих учеников проповедовать всем народам, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». «Христианин никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах не одинок, - сказал владыка Маркелл после молебна. - Потому что у него установлен особый союз между невидимым «я» и невидимым Богом. Между ними - мостик молитвы. Эта молитва может обретать самые разные формы. Молитва в чинопоследованиях, молитва в культуре, искусстве, ваянии, живописи, поэзии, иконописи — всё то, что мы видим здесь, на выставке. Так мы выполняем завет Господа идти ко всем народам, крестя их и уча соблюдать всё, что Он повелел. В этом наша миссия. И мы стараемся должным образом нести этот крест».
Мне неоднократно приходилось работать на выставках «Православная Русь» в Михайловском манеже. Каждая такая выставка — это целый мир, сконцентрированный на нескольких тысячах квадратных метров. Мир православный и в каком-то смысле идеальный, такой, каким мы видим его, скажем, в произведениях И.С.Шмелёва. Накануне открытия выставки происходит «заезд участников» - тучных бородатых издателей с коробками книг, шустрых пенсионерок в чёрных, с красными цветами, платках, а главное — монахов и монахинь, порой таких измотанных, потрёпанных в пути, приехавших издалека, экзотических. Они раскладывают и развешивают свой товар на безликих белых стендах — и те превращаются во фрагменты далёких монастырей. Накануне открытия выставки создаются декорации, среди которых на следующий день развернётся действие. Только действие это — не вымысел и не игра.
Что можно делать на православной выставке? Продавать-покупать — это самое простое. Можно паломничать, переходя от стенда к стенду, поклоняясь чтимым или чудотворным иконам, прикладываясь к частицам мощей. Можно подать записку на Литургию в далёкий греческий монастырь или заказать молебен в какой-нибудь обители на Урале. Можно пожертвовать деньги на восстановление разрушенного, поросшего деревьями, храма, или на детский дом в безвестном селе. Можно побеседовать со священником (из года в год на выставке «Православная Русь» работает стенд «Задайте вопрос священнику»). Можно фотографировать — многие работы известных фотохудожников были сделаны именно здесь. А можно встретить странницу, матушку Нину, которая ходит в тёмной шапочке и тяжеленным рюкзаком за спиной и всегда радуется.
«Паломничество» по стендам нынешней выставки и познавательно, и благодатно. «Ватопецкий монастырь», - с ошибкой написано на одном из стендов. На стенде - два иеромонаха. Один из них помазывает подходящих маслом от Иверской иконы Божией Матери. «Жертвуйте на ремонт монастыря! - кричит он по-русски. - Вам Матерь Божия даст в тысячу раз больше!»
У стенда сербского монастыря преподобного Сергия Радонежского лежит старая икона святого Иоанна Предтечи. Рядом — картонка с неровной надписью, совсем как у нищего в метро. «Пожертвуйте на реставрацию и оклад иконы Иоанна Крестителя Господня Предтечье. Спаси вас Господи». Очень сербская надпись. И нужда — тоже.
«Киевский Назарет», - впечатляет надпись на другом стенде. Это о мужском Благовещенском монастыре в Киеве. Перед стендом — икона святой великомученицы Параскевы. По южной традиции, к иконе приделаны две пластины, серебряная и золотая, и на каждой изображены глаза. Это значит, что по молитвам перед этой иконой происходили исцеления от заболеваний глаз. У нас в таких случаях иконы украшают крестиками или кольцами, а на юге к чудотворному образу часто приносят пластины с изображением глаз, или руки, или даже человека в полный рост.
А вот чудотворная икона «Всецарица» из Троицкого Всецарицынского монастыря в селе Тарасково (Екатеринбургская епархия). Видно, что икона написана недавно, но вся уже покрыта «привесами»: крестиками, кольцами, бусами, цепями и серёжками. На шее Пречистой и Богомладенца — общий иерейский крест. Оказывается, эта икона в 2004 году официально была признана чудотворной, ей установили день празднования — 18/31 августа. Называется она Новоуральской (Тарасковской). История её появления в селе Тарасково такова.
В 1998 году отец Алексий (Малетин) стал строить в этом селе часовню с колодцем. Тогда же в Россию с Афона впервые привезли икону Божией Матери «Всецарица», и отец Алексий решил посвятить часовню этому образу. В Екатеринбурге написали копию чудотворного образа, которую поместили в Троицком храме села Тарасково. Вскоре появились свидетельства о чудесах, происходящих после молитв и помазывания маслом из лампады перед тарасковской иконой. Особенно часто к иконе приходили раковые больные: знали, что афонская «Всецарица» прославилась именно такими исцелениями. В 2003 году в селе был основан новый монастырь, посвящённый Святой Троице и иконе Божией Матери «Всецарица».
Вот только два из многих свидетельств об исцелениях, произошедших по молитвам перед Новоуральской (Тарасковской) иконой: «31 августа 2006 г. Настоятелю монастыря игумену Алексию. Жертвую в ваш монастырь к святой иконе Божией Матери «Всецарица» обручальное кольцо за исцеление Пречистой Божией Матерью меня, окаянной, от рака груди. Р. Б. Надежда, г. Нижний Тагил». «7 июня 2007 г. Я, раба Божия Ирина, по молитвам Божией Матери «Всецарица» получила помощь: мой девятилетний сын Авсентий исцелился от лейкоза. Он прикладывался к иконе Божией Матери «Всецарица», пил воду из источника в честь Божией Матери «Всецарица». Слава Богу за всё! Слава Божией Матери за милость к нам. Ирина, г. Нижний Тагил». (Из книги «Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Всецарица», пребывающей в селе Тарасково в Свято-Троицком Всецарицынском мужском монастыре». Тарасково, 2011.)
Бедностью и святостью веет от следующего стенда. Здесь представлен храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Находится храм в селе Карманово Смоленской области. Древний каменный храм — почти что в руинах, и службы совершаются в небольшой деревянной церкви. На этом стенде собирают пожертвования не только на восстановление каменного храма, но и на помощь детскому дому, где воспитывается двадцать пять детей. Приход хотя и небогат, но то крышу помогает в детском доме починить, то сантехнику, то подарки детям к празднику готовит. На сайте храма можно найти его реквизиты и помочь и приходу, и детскому дому.
Помогает детскому приюту и женский монастырь святой Марии Магдалины, расположенный в селе Никольское, на границе Орловской, Курской и Липецкой областей. Монастырь был основан в 1884 году, но уже через 33 года закрылся и ожил только в 1995 году. На стенде висит фотография двухэтажного монастырского храма: огромный, красного кирпича, с маленькой звонницей, земля — в снегу, деревья в инее. На выставку матушки привезли икону святой равноапостольной Марии Магдалины с частицей её мощей. Но задержаться возле этого стенда хочется ещё и потому, что на стуле возле иконы сидит схимница. Сидит и так улыбается, что начинаешь искать повод заговорить с ней. Становится неловко — и уходишь, стараясь запомнить выражение её глаз.
Не только же книги, иконы и пирожки нести домой. И лица тоже.
Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»
1. Re: Паломничество по выставке «Православная Русь»