Он родился 10 ноября 1801 г. в Луганске в семье врача. Будучи по рождению по отцу датчанином, по матери французом, Даль стал самым русским из русских. Он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека - вот где надо искать принадлежности его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски». В 1819 г. закончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил на Черноморском флоте и в Кронштадте. В 1826 г. вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В марте 1829 г. досрочно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора наук и отправился на русско-турецкую войну, где прославился как виртуозный хирург. Участвовал в подавлении польского мятежа в 1831-32 гг., получил известность не только как врач, но и как инженер, под его началом был сооружен мост через Вислу спасший от истребления большой русский отряд. В 1832 г. Даля переводят в Петербург на должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя.
Еще с молодости Даль собирал лингвистические и фольклорные материалы. И в 1832 г. он издал обработанные им «Русские сказки. Пяток первый», в 1833-39 гг. выходят в 4 книгах «Были и небылицы». В 30-е гг. он начинает публиковать очерки в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский. В 1833 г. из-за конфликта с начальством Даль оставляет занятия медициной и становится чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края Перовском. Там произошла его встреча с Пушкиным, который приехал собирать материал к «Истории пугачевского бунта». Они подружились, впоследствии Даль дежурил у постели смертельно раненного поэта. Знаменательно, что после кончины Даля было написано иконописное изображение, на котором Пушкин и Даль были представлены в виде св. бессребреников Косьмы и Дамиана. В Оренбурге он увлекся флорой и фауной края и в 1838 г. был избран членом-корреспондентом Петербургской АН по отделению естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. В 1841 г. Даль переводится в Петербург, служит управляющим канцелярией при министре иностранных дел, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В последней должности он прославился двумя важными исследованиями, по результатам которых составил две записки в 1844 г. «Исследование о скопческой ереси» и «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их».
Помимо служебной деятельности Даль продолжает заниматься наукой и литературой, в 1847-49 гг. издает учебники по зоологии и ботанике. По четвергам он собирает у себя известных деятелей науки и культуры, у него бывали: хирург Пирогов, мореплаватели Врангель и Литке, натуралист Бэр, актер Щепкин, поэт Шевченко, писатель Одоевский и др. На одном из четвергов было фактически учреждено Русское географическое общество, что позволило организовать сбор географических, геологических, топографических сведений и фольклора, организовать экспедиции по всему миру. В 1848 г. он переводится в Нижний Новгород управляющим Удельной конторой. Наконец, в 1859 г. Даль выходит в отставку и поселяется в Москве, где возобновляет давние дружеские связи со славянофилами. Здесь он завершает главное дело своей жизни. В 1861-62 гг. выходит плод многолетнего труда Даля - сборник «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок, прибауток. А с 1863 по 1866 гг. Даль издает четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым трудился еще с 1819 г. Словарь, содержавший около 200 тыс. слов, получил широкое признание. В 1869 г. Академия Наук присудила автору Ломоносовскую премию и избрала его своим почетным членом. От Русского Географического общества он получил золотую медаль, премию от Дерптского университета, был избран почетным членом Общества любителей российской словесности.
В последние годы жизни Даль занимался переложением для детей сюжетов из Священного Писания и продолжал трудиться над своим главным детищем - словарем, готовя его второе издание (оно вышло уже после смерти Даля, в 1880-82 гг.).
В этот день 1933 года скончался руководитель Белого движения на Северо-западе России генерал от инфантерии Николай Николаевич Юденич. Он родился 18 июля 1862 года в семье коллежского советника. Окончив Александровское военное училище (1881) служил в лейб-гвардии Литовском полку. В 1887 году окончил Академию Генерального штаба по первому разряду и был произведен в штабс-капитаны гвардии. С 1892 г. — подполковник, старший адъютант штаба Туркестанского военного округа. В 1894 году участвовал в Памирской экспедиции в должности начальника штаба Памирского отряда. Полковник (1896). С 20 сентября 1900 — штаб-офицер при управлении 1-й Туркестанской стрелковой бригады. В 1902 году назначен командиром 18-го стрелкового полка. Командовал этим полком во время Русско-японской войны. Принимал участие в сражении при Сандепу, где был ранен в руку, и Мукденском сражении, в котором был ранен в шею. Был награждён Золотым Георгиевским оружием «за храбрость» и произведён в генерал-майоры.
С 1907 г. — генерал-квартирмейстер штаба Кавказского военного округа. Генерал-лейтенант (1912). С 1912 — начальник штаба Казанского, а с 1913 — Кавказского военного округа. С начала Первой мировой войны Юденич стал начальником штаба Кавказской армии, ведшей бои с войсками Османской империи. На этом посту наголову разбил турецкие войска под командованием Энвер-паши в Сарыкамышском сражении. В январе 1915 года Юденич был произведён в чин генерала от инфантерии и назначен командующим Кавказской армией. 13-16 февраля 1916 года Юденич выиграл крупное сражение под Эрзерумом, а 15 апреля того же года захватил город Трапезунд. За это сражение был награждён орденом Святого Георгия 2-ой степени. К лету 1916 года Русскими войсками под командованием Юденича была освобождена большая часть Западной Армении.
После Февральской революции Юденича назначили командующим Кавказским фронтом. Однако в мае 1917 года А.Ф.Керенский снял генерала с должности как сопротивляющегося указаниям Временного правительства и отправил его в отставку. Покинув Тифлис, Юденич поселился в Петрограде. В августе 1917 года Юденич участвовал в работе Государственного совещания; поддержал Корниловское выступление. Не приняв Октябрьской революции, выступал за свержение власти большевиков и воссоздание «Единой, великой и неделимой России» в пределах ее исторической территории. В январе 1919 года пересек финскую границу и прибыл в Гельсингфорс. «Русский комитет», созданный в Хельсинки в ноябре 1918 и претендовавший на роль российского правительства, провозгласил его в январе 1919 лидером Белого движения на Северо-Западе России, предоставив ему диктаторские полномочия. О целях создаваемой им военной силы лучше всего сказал сам Юденич: «У русской белой гвардии одна цель — изгнать большевиков из России. Политической программы у гвардии нет. Она и не монархическая, и не республиканская. Как военная организация, она не интересуется вопросами политической партийности. Её единственная программа — долой большевиков!» В июне 1919 года адмирал А.В.Колчак известил Юденича телеграммой о его назначении «Главнокомандующим всеми русскими сухопутными, морскими вооружёнными силами против большевиков на Северо-Западном фронте». 11 августа 1919 года под давлением английских генералов было создано Северо-Западное правительство, в которое вошли кадеты, эсеры и меньшевики, Юденич вошел в это правительство в качестве военного министра.
В сентябре-октябре 1919 г. Юденич организовал военный поход на Петроград, окончившийся поражением белых. 22 января 1920 г. Юденич объявил о роспуске Северо-Западной армии. Эмигрировав, генерал Юденич проживал в Лондоне и Ницце, отошел от политической деятельности. Юденич принимал участие в работе русских просветительских организаций; возглавлял Общество ревнителей русской истории. Умер от туберкулёза легких. Был похоронен сначала в Нижней церкви в Каннах, но впоследствии его гроб был перенесен в Ниццу на кладбище Кокад.
Сегодня мы также вспоминаем историка, основателя и редактора журнала «Голос минувшего» Василия Ивановича Семевского (1849-1916) и религиозного мыслителя Бориса Петровича Вышеславцева (1877 - 1954).