42% россиян допускают возможность цензуры СМИ со стороны Русской Православной Церкви. Чаще так думают родители, воспитывающие двух и более детей (из них за цензуру высказался почти каждый второй), неработающие пенсионеры (44%), а также россияне, считающие себя счастливыми (44%). Таковы результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой «Среда» (полевые работы: ФОМ-Пента) среди 1500 респондентов. Против церковной цензуры средств массовой информации высказались 35% опрошенных. Мужчины немного чаще, чем женщины, выступают против цензуры Церкви в СМИ.
Против цензуры СМИ со стороны Русской Православной Церкви чаще среднего выступают не молодые люди до 25 лет, а граждане в возрасте 45-50 лет. Молодежь чаще не может определиться с ответом. Зато люди старше 65 лет реже считают эту цензуру недопустимой, даже несмотря на свое часто пионерское и комсомольское прошлое. Чаще против какого-либо контроля СМИ со стороны Церкви выступают россияне, имеющие высшее и среднеспециальное образование. А вот те, у кого оно «ниже среднего» реже говорят о том, что цензуры Церкви в СМИ не должно быть. Отношение к допустимости цензуры Церкви в СМИ у жителей больших и маленьких городов отличается. Респонденты, проживающие в городах менее 250 тысяч человек, а также в селах допускают возможность церковной цензуры в СМИ. В больших городах и мегаполисах чаще считают, что такая цензура не нужна. Особенно это касается москвичей: половина из них говорит о недопустимости церковной цензуры.
«Церковь, конечно, не собирается вводить цензуру, - пообещал Владимир Легойда. - Во-первых, мы исходим из того факта, что цензура в настоящее время запрещена Конституцией. И это ― важное достижение современного этапа развития нашего общества и необходимое условие для реализации принципа свободы слова и свободы мнений. В самом информационном пространстве Церкви действует такая мера, как гриф "Рекомендовано Синодальным информационным отделом". Этот гриф выдается печатным изданиям, которые распространяются через церковную сеть. Он призван ограничить распространение периодики в храмах и церковных магазинах только теми изданиями, которые не противоречат общецерковной позиции. Но это ― не цензура. Ведь цензура всегда носит предварительный характер, а мы не занимаемся предварительной вычиткой изданий. Мы не запрещаем СМИ, а лишь допускаем или не допускаем их к присутствию в храме по понятной причине: человек, приобретающий в храме газету или журнал, расценивает его содержимое как позицию Церкви».
«Вместе с тем, очевидно, что современное состояние СМИ вызывает у наших сограждан очень серьезные вопросы. И это подтверждают данные опроса. Люди не хотят видеть в СМИ многое из того, что сегодня обрушивается на них с экранов телевизоров, обнаруживается в Интернете, публикуется в газетах. Причем нежелание сталкиваться с этой информацией, впускать ее в свое сознание ― на самом деле это потребность большинства сограждан в устойчивых морально-этических общественных нормах и в контроле за соблюдением этих норм, а вовсе не в цензуре в привычном для большинства негативном смысле бюрократического прессинга на СМИ. Людям на самом деле нужен незыблемый моральный авторитет, который мог бы защитить их и их детей от пошлости, в том числе и в медиасреде. И очень многие, как выясняется, готовы отвести эту роль Православной Церкви», - заключил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.