В работе круглого стола приняли участие сопредседатель движения «Народный собор» О.Ю.Кассин, директор Института демографической безопасности И.Я.Медведева, руководитель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А.Рябиченко, член правления НП «Родительский комитет» Л.О.Павлова, сопредседатель Международного общественного движения «За веру Православную» П.А.Безукладичный, сопредседатель Общественного Совета гражданского общества А.А.Гапонов, первый заместитель председателя Общественный Совет гражданского общества Ю.В.Кульков, член штаба «Народно-освободительного движения» Ю.А.Беликов, член правления Московского городского родительского комитета Р.А.Ткаченко и другие.
Предметом обсуждения стала новая инициатива Минздравсоцразвития – проект закона ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ».
Участники пришли к выводу, что содержание данного законодательного акта дает основание говорить о его «антиконституционности, и реакционной сущности, направленной против благополучия и поддержки значительных категорий наиболее незащищенных слоев населения».
«Новый законопроект лишает значительную часть социально незащищенных граждан, которые в настоящее время получают безвозмездную социальную помощь, права на социальную защиту. Вводит размытые, ничем не гарантированные, не соответствующие действующему законодательству понятия о категориях лиц, получающих бесплатную социальную помощь», - отмечается в пресс-релизе.
Выразив обеспокоенность новой инициативой, участники круглого стола обсудили последствия от внесения данного законопроекта и приняли резолюцию, которую намерены направить в органы власти.
Как отмечается в резолюции, «законопроект противоречит принципу социальной справедливости, ст. 7 Конституции России, утверждающей, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; ст. 39 Конституции России, гарантирующей всем гражданам право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, так как переводит социальную сферу на платную основу, обеспечивая бесплатной социальной помощью лишь незначительное число граждан, пребывающих в стационарах и подпадающих под получение бесплатной помощи по государственному заданию, для остальных граждан бесплатная социальная помощь зависит от их дохода, если он не превышает полтора прожиточных минимума, установленного в субъекте РФ, за исключением чрезвычайных ситуаций и помощи некоторым категориям детей. Увеличивает социальное неравенство граждан, зависящее от бюджета региона, где они проживают и установленного в регионе прожиточного минимума, и закрепляет неравенство получаемой помощи в зависимости от региона проживания гражданина».
Между тем, отмечают участники Круглого стола, «право российских граждан на социальную защиту с принятием данного закона уже не гарантируется государством, как это ранее указывалось в законе». «Нам предлагают согласиться с тем, что "наличие поставщиков социальных услуг" является гарантией социальной защиты граждан. Властные полномочия государства за деньги передаются неограниченному числу лиц, которые по существу остаются бесконтрольны и отвечают только в рамках договорных обязательств. С принятием данного закона граждане Российской Федерации, которые нуждаются в социальной помощи должны вступить в договорные отношения с некими структурами-поставщиками услуг (учреждениями, некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями) от которых в основном за плату получать услуги социального характера. Проектом грубо нарушается конституционный запрет (ст. 19) на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Создается завуалированная форма принуждения граждан к предоставлению личной информации для включения в регистры – по сути регистры социального неравенства», - говорится в документе.
Кроме того, отмечается в резолюции, «законопроект имеет коррупционный характер, так как у чиновников-коррупционеров возникает свободная возможность заключения за бюджетные деньги договоров с зависимыми от них организациями на поставку социальных услуг, открывает возможность свободного вмешательства в частную жизнь граждан, незаконного и необоснованного вмешательства в дела семьи. О коррупционности говорит то, что из закона ушла не только ответственность государственных органов за предоставление социального обслуживании, но и ответственность должностных лиц. Понятие "тяжелой жизненной ситуации", вводимое законом имеет субъективных характер, что дает возможность как злоупотреблениям для предоставления необоснованной социальной защиты, так и вымогательство взяток за включение нуждающегося человека в категорию граждан, получающих социальную защиту».
Законопрект, считают авторы резолюции, также противоречит действующему гражданскому, семейному, жилищному законодательству: «В статье 2 законопроекта дается понятие семьи, которое противоречит действующему законодательству, его духу и букве. В понятие семьи включается широкий круг лиц, не связанных между собой родственными узами и семейными отношениями необоснованно в понятие семьи включаются лица, принявшие в той или иной форме детей на воспитание, лица с неуказанными отношениями родства и свойства. Наряду с этим к семье относят исключительно лиц, совестно проживающих, что противоречит праву супругов (семьи) на раздельное проживание. Предлагаемое понятие семьи с одной стороны необоснованно расширенно, с другой стороны не отражает сложившиеся в российском законодательстве понимание термина членов семьи, закрепленных в гражданском и жилищном законодательстве».
«Законопроект носит явно ювенальный, антисемейный характер, так как предусматривает неограниченные возможности вмешательства в дела семьи: вводится порядок обследования семей и граждан на предмет реального или потенциального нахождения в "трудной жизненной ситуации" (ТЖС) (ст. 6.2.1), с акцентом на профилактику (ст.3.3.3; 6.2), обязанность семей и граждан сообщать о себе информацию (ст.23.1.2), и постановка их на учет с "внесением информации в универсальную электронную карту (УЭК)" (ст.31.7). Фактически законопроект предусматривает сбор информации, контроль и возможность вмешательства в дела семьи под видом социального обслуживания. Основанием для присвоения статуса "ТЖС" и постановки на учет помимо бедности, болезней и асоциальности может стать "семейное неблагополучие", определяемое, как "конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей" (ст.12). Учитывая, что конфликты случаются в каждой семье, а под "жестоким обращением с детьми", согласно последним методическим указаниям для социальных работников, сейчас могут пониматься бедность родителей, шлепки, постановка в угол, недостаточное время, уделяемое ребенку (например, при загруженности родителей на работе), и многое другое. В этом случае семья становится объектом предоставления некой абстрактной услуги, не конкретизированной в законе, а следствием её оказания может быть изъятие детей из семьи, инициированное социальным работником. Семьи, признанные малоимущими, также могут быть поставлены на учет со статусом ТЖС, и им тоже могут быть оказаны аналогичные "социально-правовые " неденежные "услуги". Такие позиции законопроекта можно расценивать как посягательства на права семьи и действия по разрушению института родительства», - отмечается в резолюции.
Учитывая вышеизложенное, участники слушаний заявляют о своём несогласии с предложенным законопроектом, и обращаются с требованием:
К Президенту РФ
- отклонить законопроект как антисемейный и ухудшающий социальное обеспечение граждан;
- вернуться к существующему в социальной сфере законодательству и не допускать его коммерциализации;
- не допускать коммерциализации и приватизации социальной сферы;
- не допускать переориентирования семейной политики РФ на карательно-репрессивные меры в отношении родителей.
К Правительству РФ
- провести проверку законопроектов Минздравсоцразвития на предмет антисоциальной и антисемейной направленности.
К Государственной Думе
- отклонить проект федерального закона ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» как антиконституционный и антисемейный;
- разработать законодательные предложения об обязательном учёте общественного мнения при обсуждении проектов законодательных актов и принятии государственных решений;
- ввести в практику Госдумы проведение экспертизы законопроектов на безопасность для института семьи.
В Генеральную прокуратуру
- провести экспертизу проекта закона ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» на коррупциогенность
В Конституционный суд
- проверить конституционность предлагаемого законопроекта.
К общественным организация и движениям России
- поддержать предложения участников круглого стола о недопущении реформирования законодательства в русле отказа государства от социальных функций и делегированию их общественным организациям и частным предпринимателям, создания правовых возможностей к вмешательству в дела семьи и направить соответствующие обращения в органы государственной власти;
- призвать общественные организации, движения и всех граждан агитировать против партий, поддерживающих данный законопроект на предстоящих выборах в Государственную Думу.
В завершение сказанного, участники Круглого стола обращаются к гражданам России с призывом поддержать их требования по недопущению переориентирования государства на коммерциализацию и приватизацию социальной сферы и использования её для установления репрессивных механизмов контроля над семьёй.