Закон всегда предполагает сопричастность тех, кто в первую очередь будет его выполнять. Он имеет всеобъемлющий характер. Стало расхожим выражение: молодежь – это наше будущее. С целью выявления значимости Закона «Об образовании» мы обратились к учащейся молодежи трех ВУЗов Санкт-Петербурга, а также использовали для отдаленного интервью участников портала «ВКонтакте». Всего опрошено 389 респондентов. Большинство (78%!) ничего не знают о принимаемом Законе. 18% - слышали что-то, но вспомнить содержание не смогли. Думаю, не требуется разъяснений о характере, об охвате и гласности обсуждения проекта Закона «Об образовании». Среди ответов респондентов особенно запомнилось высказывание профессора педагогического ВУЗа: «Знаете, если бы я, будучи студентом педвуза или начинающим педагогом, прочитала текст о своих будущих обязанностях, то просто бы не пошла в профессию, потому что в этом проекте представлена позиция учителя «Что прикажете?».
В ст. 48, 49 Законопроекта педагогическим работникам предоставляется право осуществлять академические права и свободы, а также исполнять обязанности с соблюдением норм профессиональной этики. Но в то же время в Законе не прописана мера академической свободы.
Наибольшую тревогу вызвала Статья 49 п.2. Обязанности и ответственность педагогических работников.
«2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации».
Вопрос свободы совести невозможно эффективно разрешить средствами простого администрирования. Поскольку это вопрос нравственной ответственности перед юным поколением, он требует мировоззренческой и ценностной определенности со стороны всех тех, кто принимает участие в создании государственной системы воспитания и образования — педагогов, организаторов образования, ученых, политиков, законодателей. Через средства массовой информации идет пропаганда рожденного в западноевропейской цивилизации мировоззрения «западного либерализма» и потребительского образа жизни, чуждого ментальности нашего народа, основанной на христианских ценностях Православия.
В такой формулировке статья 49. п. 2 будет вступать в противоречие с Федеральным Законом «О свободе совести и свободе вероисповедания» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, в частности со статьей «3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания. 1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними...2.Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства».
Но ведь именно пропаганда западного либерализма угрожает устоям нации, ее образу жизни и жизнеспособности будущих поколений. Так как сменить ментальность народу еще никому не удавалось, не пора бы в целях «сбережения народа» и идеи «устойчивого развития страны» определиться с национальным мировоззрением, основанным на христианских ценностях и перестать разрушать в образовании механизмы «исторической преемственности поколений» (Из Национальной доктрины образования).
Не вдаваясь в подробное изложение позитивных и негативных сторон предлагаемого Законопроекта, следует отметить, что в такой редакции стать Законом «Об образовании» он просто не может. Не должен.
Антуанетта Георгиевна Козлова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации