Владыка Меркурий: Дискуссия по законопроекту «Об образовании» идет трудно

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации надеется, что чаяния наших соотечественников найдут отражение в данном документе

Закон об Образовании в РФ 
0
212
Время на чтение 5 минут
«Отдельный разговор – о судьбе многострадального законопроекта "Об образовании". Дискуссия по этому закону идет трудно и охватывает интересы огромного большинства граждан нашей страны. Среди них немало и тех, кто стремится отстоять право своих детей на полноценное религиозное образование, параметры которого будут отражены в тексте закона. Убежден, что должное отражение этих чаяний, которые разделяет огромное число наших соотечественников, является несомненным приоритетом при работе над законопроектом. Эту задачу следует решать комплексно и честно – предоставив реальное право на получение религиозного образования, обозначив его границы, предусмотрев ответственность за злоупотребления и наметив механизм обеспечения интересов тех, кто опасается чрезмерного проникновения Церкви в светское образование. В условиях полной ясности условий уйдет в небытие недоброкачественный тезис о стремлении православных к монополизации образовательной сферы», - заявил в своем выступлении председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий на пленарном заседании VI Образовательных чтений ЦФО Российской Федерации «Нравственные ценности – основа образования и воспитания», прошедшем 29 сентября в Костроме, сообщает сайт Отдела.

Владыка Меркурий напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений 2011 года обозначил приоритетным направлением качественное усовершенствование сложившейся системы православного образования. «Это подразумевает движение вперед по ряду ключевых параметров. Среди них назову гармонизацию церковно-государственных связей в сфере обучения и воспитания школьников и молодежи, в том числе и через участие Церкви в законотворческой деятельности; создание работоспособной модели непрерывного образования, элементы которого, в свою очередь, должны пройти через непростой процесс стандартизации. В результате мы должны выйти на новое качество образовательного процесса, когда традиционно сильные стороны консервативной религиозной подготовки будут интегрированы с современным стилем инновативной педагогики. Образование должно стать сильней и ярче не ради придуманной «новизны» самой по себе, но для того, чтобы ученик или студент смог на равных, а то и превосходя многих своих сверстников дома и за рубежом, представлять наше Отечество в благородном состязании умов стремительно глобализующегося мира», - считает иерарх.

По его словам, «учебный год 2011/2012 является показательным для религиозного образования в России. Завершается апробация комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики", и мы вскоре сможем оценить результаты проведенной работы. Благодаря эксперименту выявляются оптимальные формы интеграции духовно-нравственного компонента в светской школе. Предметы нравственного содержания успешно вписываются в общую систему общеобразовательной подготовки, углубляя основные гуманитарные дисциплины и существенно расширяя возможности воспитательного процесса».

«Новый образовательный стандарт (ФГОС) предполагает изучение религиозной культуры в рамках предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России". На данном этапе, однако, курсу ОРКСЭ отводится всего лишь одно полугодие в четвертом классе и, возможно, одно в пятом классе. Очевидно, что этого времени недостаточно для реализации задач, поставленных Президентом России перед началом эксперимента. Целостное мировоззрение и ясная система ценностей не могут сложиться в столь юном возрасте за такой короткий срок. Здесь требуется постепенность, терпение и любовь педагогов к детям и к тому предмету, который призван оказать значительное влияние на становление личности детей, воспитание достойных граждан страны. Нужно отдавать себе отчет, что именно им мы вручаем судьбу нашего Отечества. Однако одно полугодие в четвертом классе не может дать даже самого общего представления о предмете религиозной культуры. Позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что религиозную культуру необходимо преподавать на всех ступенях обучения, например, в 4, 7 и 9 классах. Преступно оставлять взрослеющего человека, задающего главные вопросы своей жизни, с теми "детскими" ответами, которые он получил когда-то на уроках ОРКСЭ. Потому каждый этап становления человеческой личности требует нового осмысления и углубления духовного опыта», - отмечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации.

«Новый федеральный Стандарт, - продолжил он, - предусматривает обязательное наличие у школы программы духовно-нравственного воспитания. В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые культурные ценности нации. Представляется весьма актуальным сотрудничество религиозных организаций с местными органами управления образованием при разработке таких программ. Возможны самые разнообразные формы подобного сотрудничества, во многих регионах оно уже активно идет. Надеюсь, что сегодняшнее совместное обсуждение придаст этой работе новый импульс».

«Как известно, утверждена федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. ¹ 61 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы”). Помимо прочего, программа предусматривает создание стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Такие площадки могут быть созданы на базе школ с профильным изучением национальной и религиозной культуры. В качестве научной базы для этих целей можно использовать конфессиональные вузы. Для этого необходимо практическая вовлеченность и заинтересованность власти на местах. Московский Патриархат готов максимально активно совместно участвовать в подготовке и аттестации учителей, равно как и в разработке соответствующих пособий, составляющих учебно-методическое обеспечение курса ОРКСЭ и аналогичных ему. Залогом эффективности образования мы считаем раздельное преподавание предметов по религиозной культуре. Мы считаем недопустимым их слияние в один секулярный религиоведческий курс, поскольку это повлечет за собой выхолащивание самой идеи духовно-нравственного воспитания», - полагает архиерей.

По его словам, «представители религиозных организаций с опытом педагогической работы должны иметь возможность профессионального сотрудничества со своими светскими коллегами по всем возникающим вопросам. Речь идет, в том числе, о создании постоянно действующих консультативных центров, оказывающих содержательную поддержку педагогам, преподающим курсы по религиозной культуре. Такие центры уже открыты во многих епархиях Русской Православной Церкви и будут открываться еще. Помимо этого, уже не первое десятилетие при многих православных храмах действуют катехизаторские курсы. Так что получить ответы на вопросы о Православии можно достаточно легко – было бы желание».

«Следует также упомянуть о других государственных документах, открывающих новые перспективы для сотрудничества в области образования. В частности, это Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. №03-66 "О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования", а также Концепция федеральной программы "Русский язык" на 2011-2015 гг. Предметное обсуждение данных инициатив предоставляет хорошие возможности для их практической, а главное, совместной, реализации. Необходимым сейчас видится и конфессиональная экспертиза всех учебных пособий по религиозной культуре с их последующим включением в федеральные перечни учебников», - считает он.

«Одна из важнейших задач соработничества государства и религиозных конфессий в процессе духовно-нравственного воспитания школьников – обеспечение свободы выбора предмета по религиозной культуре. А это – прежде всего работа с родителями. Здесь необходимо противодействовать различным попыткам ограничить выбор предмета. Во всех школах нужно проводить разъяснительную работу с родителями об их правах в этом вопросе и о целях преподавания религиозной культуры вообще», - отметил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44