На сегодняшний день статус храма Спаса Нерукототворного остаётся прежним: он не возвращён Церкви и является частью музея. Но скоро картины, которые хранятся в храме, переедут в другое помещение, и в церкви начнётся реставрация. Сохранились образа из прежнего иконостаса – они находятся на экспозиции и в фондах Русского отдела Эрмитажа. К сожалению, была утрачена резьба, но и её будет нетрудно восстановить. В этом реставраторам помогут работы русских художников, которые не раз рисовали интерьер храма.
Община при храме Спаса Нерукотворного была зарегистрирована в 1991 году, но своего помещения не имела. Единственное, что могли делать члены общины — это собираться по средам в рабочем кабинете и читать Акафист Спасу пред Его Нерукотворным образом. Теперь их надежда на возвращение собора окрепла. Члены общины ждут реставрации храма и надеются, что затем в нём начнутся богослужения, которые будут совершаться хотя бы раз в неделю. Настоятелем храма уже давно назначен протоиерей Игорь Лобанов.
До революции собор Спаса Нерукотворного был одним из самых значимых храмов России. Здесь находилось множество святынь, в том числе десница святого Иоанна Предтечи и чудотворная Филермская икона Божией Матери, по преданию, написанная евангелистом Лукой. В настоящее время обе святыни находятся в Черногории, в городе Цетинье.
Многие известные деятели русской культуры бывали в соборе на службах, поскольку любой дворцовый праздник начинался с богослужения. Есть исторические указания на то, что Державин написал оду «Бог» после службы в храме Спаса Нерукотворного. Не раз посещал собор и Пушкин — он жил неподалёку, на Мойке, и в с последние годы жизни часто бывал во дворце как придворный историограф и камер-юнкер.
Старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Александрович Аникин считает, что в стихотворении «Полокводец» Пушкин косвенным образом описывает собор Спаса Нерукотворного:
— «У русского Царя в чертогах есть палата: // Она не золотом, не бархатом богата; // Не в ней алмаз венца хранится за стеклом...» А дальше идёт описание Галереи Отечественной войны 1812 года. Те, кто помнит интерьер храма Спаса Нерукотворного, понимает, что именно с ним Пушкин сравнивает Галерею 1812 года. В этом храме было и золото, и бархат, и «алмаз венца» над Филермской иконой Божией Матери. Находился там и чудотворный образ Спаса Нерукотворного, тоже украшенный очень богато. Я уверен, что этот собор оказал на Пушкина такое же благодатное влияние, как и многие другие петербургские храмы.
Ольга Надпорожская, специально для «Русской народной линии»